В Амедиатеке целиком можно посмотреть сериал «Сын» с Пирсом Броснаном про династию Маккаллоу: ее члены становятся свидетелями и соучастниками превращения Юга в индустриальный центр. Это шоу, лаконично поместившееся в два сезона, похоже на всё сразу. И на размашистый американский роман XX века, и на производственную семейную драму о бизнесе, и даже на игру Red Dead Redemption.
Многогранность проекта связана с достоинствами выдающегося первоисточника. «Сын» основан на одноименном произведении Филиппа Майера: он же написал знаменитую «Американскую ржавчину», которую тоже адаптировали для телевидения. Рассказываем, почему стильный вестерн оценят фанаты жанра и ценители сложных продуманных историй.
Один из самых необычных вестернов XXI века
Идея «Сына» пришла в голову к писателю Филиппу Майеру. Автор «Американской ржавчины» задумал написать историю жизни на Юге США в трех поколениях. Первое представлено стариком Илаем Маккаллоу (Пирс Броснан): в юности герой попал в племя команчей и стал их рабом, а потом освободился, остепенился и начал продавать земли в Техасе. Второе — его сыном Питом (Генри Гаррет): мужчина не принимает жестокие методы отца и пытается решать все проблемы без насилия и лжи. А третье — внучкой Пита Джин Энн. Девушка становится нефтяной баронессой и наследует принципы прадеда Илая, не останавливаясь ни перед чем ради выгоды. Сюжет тянется с 1849 года по 2012‑й.
В сериал внесли, пожалуй, важнейшее изменение: в фокусе теперь только мужская сторона Маккаллоу — Илай и Пит. А действие разворачивается всего в двух временных промежутках: сначала нам показывают, как глава семьи попал к индейцам в XIX веке и что он делал в плену, а затем переносят уже в начало XX века, где кипят индустриальные страсти. Этот очевидно книжный прием с делением повествования на несколько параллельно развивающихся отрезков взялся в сериале не просто так. Автор первоисточника Филипп Майер сам писал несколько эпизодов и контролировал сценарий всех остальных. Он проводил месяцы на съемочной площадке и следил, чтобы адаптация была как можно ближе к книге: начиная от витиеватой структуры и заканчивая костюмами и декорациями. Что делает «Сына» самобытным проектом ручной выделки, где у руля — не продюсеры, а демиург‑шоураннер.
Майер в деталях изучил все аспекты жизни героев. Например, он большой фанат оружия и разбирается во многих видах огнестрела: романист подбирал индивидуальные револьверы и ружья для каждого персонажа, а игравших команчей актеров учил аутентично стрелять из лука — сам он узнавал технику у индейцев. Чтобы передать реалии эпохи, Майер пытался разводить огонь в диких условиях, проходил подготовку с частной армией, охотился на диких животных и даже пил кровь буйвола. Этот подход чем‑то напоминает метод автора «Дороги» Кормака Маккарти: чтобы написать вестерн «Кровавый меридиан», писатель совершил путешествие от США до Мексики. И оригинальный «Сын», и его адаптация продолжают этот тренд американских авторов в погоне за реализмом: несмотря на выдуманный сюжет, детали здесь вполне приземленные и живые.
История об отцах и детях
«Сын» удивляет не только «книжной» достоверностью и вдумчивостью, но и интересной драматургией. В конфликте Илая и его сына Пита спрятано много других сюжетов: от индустриализации Юга до борьбы морали и денег в Штатах. Глава семьи в исполнении Пирса Броснана объединяет в себе отеческую любовь и заботу с бескомпромиссностью и хладнокровием. Мужчина может пытать и даже повесить человека, если увидит угрозу для себя и своей собственности. Это закаленный человек на стыке старого и нового времени: достаточно кровожадный, чтобы перегрызть глотки врагам, но достаточно умный, чтобы решать вопросы мягкой силой и подковерными интригами.
Пит в исполнении Генри Гаррета же, наоборот, противоположность отца. Насилие его ужасает, а обман отвращает. Именно поэтому когда семья пытается продать земли без нефти, выдавая их за потенциально прибыльные и полные полезных ископаемых, молодой Маккаллоу встает в позу. Даже когда он сам впервые совершает насилие над другим человеком, ему сложно с этим смириться. За счет противопоставления двух персонажей у сериала появляется нерв. Это не просто история в декорациях XX века, но и сложная драма отцов и детей. Как поступать, если твои близкие действуют вопреки нормам морали? Что важнее — семья или правда? Наконец, ответственны ли мы за поступки других?
В каком‑то смысле «Сын» напоминает «Наследников»: только более неспешных, менее циничных и с лошадьми, старыми тавернами и поисками нефти вместо роскошных машин, высоток и махинаций с акциями. Семья Маккаллоу хочет заполучить земли соседей, отстаивает свои собственные участки от воров скота и пытается заключить хитрые сделки в роскошных ресторанах. Создатели как бы напоминают: даже если времена завоевания Америки закончились, это не значит, что в людях утихомирилась жестокость — ее лишь проще скрыть за дорогими костюмами.
Погружение в жизнь команчей
На фоне хитрого индустриального сюжета не теряется и более классический — вестерн‑история о молодом Илае в рабстве у команчей. Индейцы устраивают засады и жестоко убивают белых колонизаторов, но племена здесь, к счастью, не демонизируются. Чем больше герой проводит времени в плену, тем больше он погружается в местную культуру: учится охотиться, исследует запутанную мораль коренных жителей и даже влюбляется.
В программу выживания в дикой природе также включены засады, шастание по селению, вымершей от оспы, и странные испытания. В одном из них Илаю предстоит стоять под градом деревянных стрел и отбиваться с помощью щита. Протекцию персонажу оказывает индеец в исполнении Зана Маккларнона. Эта часть сериала больше напоминает уже не диалоговый триллер, а классические фильмы про завоевание Дикого Запада и борьбу с индейцами. Только перспектива здесь другая: европейцы — не белые спасители, а люди с холодным расчетом. Тогда как племенные жители, наоборот, не так уж страшны, как кажутся.
Сериал «Сын» унесет вас пусть и в выдуманный, но всё же реалистично существующий байопик о сильном духе человеке, полном недостатков и предубеждений. А мастерская игра Броснана и харизма, которую он ничуть не растерял с возрастом, помогают даже этого спорного персонажа сделать любимым в глазах зрителей и весьма обаятельным. И Филипп Майер, автор оригинального произведения, пожалуй, стал лучшим кандидатом на роль шоураннера из всех возможных, ведь сохранить дух первоисточника, техасский задор и индейскую отвагу в подобных проектах на протяжении двух сезонов ой как непросто!
Сын
The Son