Как принимали душ в Древнем Риме? За что Брут убил Цезаря? Как прийти к власти, если ты — всего лишь внучатый племянник правителя? Если вы хоть раз гуглили что‑то подобное, знайте: «Рим» даст исчерпывающий ответ на все эти вопросы. Но если вас не так просто убедить, вот еще пять куда более веских поводов обратить внимание на сериал, которому мы обязаны многими любимыми шоу современности.
История, по которой тоскуют все
Пожалуй, в каждом жанре есть «тот самый, несправедливо закрытый на самом интересном месте» сериал. Для любителей научной фантастики такой раной на сердце стал «Светлячок», для фанатов ситкомов — «Меня зовут Эрл». А у поклонников исторических драм есть «Рим», о возвращении которого мечтает большинство ценителей жанра.
Так уж получилось, что в «Риме» всего два сезона. Но даже этого хватит вам для того, чтобы оценить его по достоинству. Ведь причиной закрытия сериала принято считать не рейтинги — с популярностью у обоих сезонов все было довольно неплохо. Внезапный финал принято связывать с финансовыми ограничениями HBO и BBC, занимавшихся созданием шоу. На момент запуска «Рим» был первым настолько крупным и ресурсозатратным проектом для обеих компаний, и не все процессы были выстроены безупречно. Однако масштабная историческая драма, собрав все тернии, проложила путь другим значимым проектам, и это подводит нас к следующему пункту.
Старший брат «Игры престолов»
Захватывающий сюжет, превосходная актерская игра, потрясающие диалоги, восхитительное умение сценаристов удерживать зрительское внимание, а еще секс, жестокость и интриги в борьбе за власть — да, «Игра престолов» прославилась всем этим, но была ли она первой в своем роде?
Создатель «Рима» Бруно Хеллер в одном из интервью сказал: «Они (HBO — прим.ред.) многое усвоили в деловом, коммерческом смысле. Поняли, чего не стоит делать. Ошибки, которые мы сделали, — это ошибки, на которых «Игра престолов» училась». С ним соглашаются и некоторые актеры из команды «Рима», и многие фанаты.
Историческую драму о правителях Древнего Рима и успешную адаптацию романов Джорджа Р. Р. Мартина вообще роднит очень многое: некоторые из продюсеров и актеров, к примеру. Киаран Хайндс — это Манс‑Налетчик в «Игре престолов» и Гай Юлий Цезарь в «Риме», Индира Варма — это Эллария Сэнд и Ниоба соответственно, а Тобайас Мензис исполнял роли Эдмара Талли и того самого Брута, убившего Гая Юлия Цезаря.
Легенды с человеческими лицами
Хотя «Рим» не претендует на абсолютную и стопроцентную историческую достоверность, фанаты всегда хвалят его за близость к реальному положению дел — во всяком случае, к тому, что мы знаем по доставшимся нам от древних римлян описаниям. Создатели сериала действительно старались делать выбор в пользу правды, а не экшна. Тем более, что кровопролитий, предательств, военных конфликтов и неожиданных сюжетных поворотов в реальной истории зарождающейся Римской Империи хватало и без вымысла.
Благодаря этому даже те зрители, которые в свое время прогуливали уроки истории, наконец разберутся в том, кто есть кто в этом вашем Древнем Риме. За любыми государственными переворотами, важными реформами и войнами так или иначе стояли конкретные и вполне реальные люди, и благодаря «Риму» они точно обретут не только лицо, но и «объем» — глубокий характер, понятную мотивацию, свою личную историю и судьбу.
Октавиан Август, например, перестанет быть формальной строчкой в учебнике — «основатель Римской Империи». На экране он как герой впервые предстает перед зрителем «чересчур женственным», по мнению его матери, мальчиком, с которым, несмотря на его рассудительность, не особо считаются взрослые. И по ходу повествования становится абсолютно понятно, почему Октавиан, который даже не был родным сыном Гая Юлия Цезаря, в итоге оказывается его наследником.
…и не только лицами
Как уже было сказано, «Рим» во многом был первопроходцем. В том числе — в откровенности и натуралистичности на телевидении. На момент выхода сериала (2005‑2007 годы) немногие «массовые» шоу могли похвастаться смелостью, заслуживающей отдельного пункта в нашем списке.
Для примера: в СМИ середины двухтысячных произвело фурор полностью обнаженное тело Джеймса Пьюрфоя в роли Марка Антония в одной из сцен 4 эпизода 1 сезона «Рима». На какое‑то время все публикации о — без сомнения, примечательной не только этим — исторической драме сфокусировались на том, подвергался ли Пьюрфой (или его отдельные части) компьютерной обработке. Если вам тоже интересно: никаких спецэффектов, все настоящее. Ох уж эти стародавние времена без высокоскоростного интернета — людей было так просто удивить!
Трамплин для входа в жанр
Кроме того, что «Рим» занимает важное место в сердце каждого фаната сериала, он несомненно сыграл важную роль в развитии исторических драм в целом. Достаточно высокий бюджет, впечатляющая степень достоверности, да и в целом выход на «массового» зрителя с такой серьезной и не вполне популярной темой — на момент премьеры «Рим» действительно произвел своеобразную революцию.
Именно поэтому, даже через 15 лет после выхода в эфир первого эпизода, он остается сериалом, который в первую очередь рекомендуют тем, кто хочет начать знакомство с историческими драмами. Хитрые фанаты истории знают, что двух сезонов «Рима» вам покажется мало, и в попытках утолить свой духовный голод вы наверняка продолжите знакомство с жанром. Но поверьте, вы не пожалеете о том, что ступили на этот путь.
Рим
Rome