«Птица доброго Господа» (The Good Lord Bird) — экранизация одноименной книги писателя Джеймса Макбрайда. Сериал основан на реальных событиях и рассказывает историю Джона Брауна — белого аболициониста, т.е. борца против рабства. Его играет Итан Хоук, который также выступил здесь в роли сценариста.
На первый взгляд сериал «Птица доброго Господа» похож на «Джанго освобожденного» Квентина Тарантино. Сходство действительно есть — не столько художественное, сколько идейное. Как и фильм Тарантино, «Птица доброго Господа» говорит о рабстве — самом мрачном и болезненном эпизоде американской истории. Успех фильмов «Джанго освобожденный» и «12 лет рабства» позволил заговорить о проблеме расизма и истории рабства в США гораздо жестче. «Птица доброго Господа» принимает эту эстафету и погружает зрителя в реалии Америки середины XIX века накануне Гражданской войны.
Насколько точно сериал отображает эту историческую эпоху? Каким на самом деле был Джон Браун? Мы попросили историка Аркадия Романова, лектора образовательного проекта «Правое полушарие Интроверта» разобрать сериал с точки зрения достоверности и заодно раскрыть исторический контекст сюжета, который поможет лучше понять героев и окружающую их реальность.
Кто такой Джон Браун?
Действие сериала разворачивается в Канзасе в 1858 году. Набожный и фанатичный проповедник Джон Браун ведет партизанскую борьбу против рабовладельцев‑южан. Вдохновляясь Библией, он освобождает рабов вместе со своими сыновьями и единомышленниками. Мятеж Джона Брауна был кульминацией «Кровавого Канзаса» — вооруженного конфликта, который стал своеобразной репетицией Гражданской войны.
Джон Браун считает рабство кошмарным грехом, для борьбы с которым необходимо проливать кровь. За эти убеждения и вооруженный мятеж проповедник был повешен. Со сцены казни Джона Брауна и начинается «Птица доброго Господа» (на случай, если вы думали, что это спойлер).
Рабство и расизм — темы, которые в американской истории пересматриваются каждым новым поколением. В ХХ веке американцы пришли к компромиссу: победивший Север объявлялся с точки зрения этики правильной стороной, а рабовладельческий Юг — «блудным сыном», совершившим историческую ошибку. Но действительно ли Северяне воевали против рабовладения из этических соображений? Насколько этот национальный миф исторически правдив? Сериал смело заходит на территорию этих неудобных вопросов.
Почему Америку так разделил вопрос рабства?
В те годы шел вопрос о включении Канзаса в состав США. Представьте: это полупустой, почти не заселенный людьми штат между Севером и Югом, в котором много свободной земли. Каким будет Канзас — рабовладельческим или нет, — должно было решить голосование жителей штата. Это привело к вопиющим подтасовкам на выборах.
Богатые плантаторы‑рабовладельцы с Юга спонсировали вооруженные банды, которые приезжали в Канзас из соседнего Миссури и в обход всех правил голосовали за рабство. Для примера: на участке, где официально проживала тысяча человек, проголосовали семь тысяч. В ответ на это в Канзас потянулся поток возмущенных переселенцев‑северян, которые стали защищать право жить в штате без рабовладения.
Получается, северяне были идеалистами, как Джон Браун? Неудобная и жестокая правда заключается в том, что нет. Белые северяне выступали против рабства не из этических, а из экономических соображений.
Север США был промышленным и научным центром, т.к. семь из восьми мигрантов, прибывающих в Америку, ехали жить именно туда. Юг был аграрным регионом, там выращивали хлопок, и большая часть всей земли принадлежала малочисленной рабовладельческой аристократии. Рабы трудились на плантациях в качестве бесплатной рабочей силы. В результате даже люди без рабов были вынуждены поддерживать эту систему, т.к. мелкий фермер попросту не мог выдержать конкуренцию с «хлопковыми баронами».
Война в Канзасе началась именно из‑за земли. Южане боролись за рабство, потому что хотели выкупить всю землю в этом новом штате и не пустить туда мелкого фермера‑северянина. Северяне же хотели заселить необжитую территорию и трудиться на своей земле.
Достаточно сказать, что популярной идеей среди аболиционистов с Севера была отправка всех рабов обратно в Африку. Лишь немногие идеалисты и набожные протестанты на Севере выступали против рабства как против зла — как раз среди них был фанатик Джон Браун с сыновьями. Согласно его протестантской этике, богатство нужно зарабатывать тяжелым трудом каждый день, а не руками рабов. Сериал хорошо демонстрирует, в каком меньшинстве находился отряд Брауна со своими идеалистическими установками.
А каким был исторический Джон Браун?
В Канзас потянулся поток переселенцев‑северян с т.н. «Библиями Бичера» — под видом Писания для поселенцев проповедники провозили в Канзас оружие для борьбы с южанами. Границу пересекали регулярно как сторонники, так и противники рабства. Началась самая настоящая война, ставшая прологом к Гражданской.
Джон Браун стал самым известным героем этих событий. В какой‑то момент он устроил резню и убил пятерых сторонников рабовладения. Его задержали. Семья и сторонники Брауна считали, что он «десница Божья», посланная свыше сокрушить рабство. Они и освободили его из тюрьмы.
В какой‑то момент соратники предложили взорвать храм с южанами во время службы, но Джон Браун отказался. Решились на более «мягкий вариант» — попытались поднять восстание рабов. Они напали на склад оружия, захватили 100 000 ружей и собирались раздать их рабам. Ничего не вышло: рабы испугались, вернулись к хозяевам, а на борьбу с Брауном выслали федеральную армию.
Армия взяла мятежников в кольцо и приступила к штурму. Один из сыновей Джона Брауна был смертельно ранен и в агонии умолял отца облегчить его страдания. По легенде, Джон Браун шепнул родному сыну: «Умри как мужчина — пули нужны для федералов» и спокойно продолжил отстреливаться. Его сыновья погибли, а Джона Брауна схватили и отправили на эшафот. Он стал первым в США казненным преступником за государственную измену. Его последними словами были: «Теперь преступления этой греховной страны не могут быть смыты ничем иным, кроме как кровью».
Выбрав историю идеалиста Брауна, создатели сериала взялись за сложную и болезненную тему. Не касаясь художественной стороны, «Птица доброго Господа» — это сериал с высоким уровнем исторической достоверности. Ведь настоящими идеалистами и борцами против рабства здесь предстают не все белые северяне, а кучка мятежников‑фанатиков.
В наши дни проблемы расизма и полицейского насилия в отношении афроамериканцев вышли на общенациональный уровень. Новое поколение американцев, в том числе белых, требует пересмотреть отношение к истории рабства и Гражданской войны. Теперь недостаточно быть против рабовладельческих штатов, как это было в XIX веке — нужно быть искренним противником рабства как бесчеловечной системы угнетения. Именно таким был Джон Браун — проповедник и повстанец, чье мужество признавали даже враги.
Птица доброго господа
The Good Lord Bird