Благая месть: Британский детектив «Чудовище должно умереть» как нестареющая классика

Вечный сюжет в новом прочтении.

Месть — один из самых мощных двигателей любого сюжета, будь то книга, фильм или сериал. Особенно любят ее использовать мастера детективного жанра: неотмщенная смерть заставляет персонажей совершать непредсказуемые поступки.

Но в сериале «Чудовище должно умереть» (The Beast Must Die) идеальный план наказания убийцы дает неожиданный сбой. Рассказываем, как британские авторы переосмысляют классику детектива и вносят в вечные сюжеты актуальные правки. 

Ксения реутова

автор

Следствие ведет женщина


В начале первого эпизода решительный женский голос прямо сообщает зрителю: «Я собираюсь убить человека. Я не знаю, как его зовут. Я не знаю, где он живет. Я понятия не имею, как он выглядит. Но я собираюсь найти и убить его». Голос принадлежит главной героине сериала Франсис Кернс (Каш Джамбо).

Три месяца назад ее маленький сын Марти был сбит на острове Уайт неизвестным транспортным средством. Водитель скрылся с места преступления. Установить его личность не удалось. Визит Франсис в местную полицию не приносит никаких результатов. Выясняется, что детектив, который вел расследование, скоропостижно скончался, а его место занял какой-то молодой парень из Лондона (Билли Хоул). Он еще не успел войти в курс дела и, кажется, совсем не торопится. 

Франсис, школьная учительница, увольняется с работы и начинает искать виновника гибели сына самостоятельно. Цепочка улик выводит ее на девушку (Миа Томлинсон), которая могла быть свидетельницей или даже участницей ДТП. Выдав себя за автора детективных романов, героиня втирается к девушке в доверие и попадает в семью ее сестры, где всем заправляет некий Джордж Рэттери (Джаред Харрис) — богач, нарцисс и любитель спортивных автомобилей.

Параллельно развивается линия лондонского детектива — он на самом деле вовсе не так прост, как показалось Франсис. Его зовут Найджел Стрейнджуэйс. Перебраться из столицы на остров Уайт его заставило посттравматическое стрессовое расстройство. Втайне от коллег Найджел посещает психотерапевта и пытается справиться со своим эмоциональным состоянием. Дело погибшего мальчика тоже не дает герою покоя. Зачем, например, его предшественник хранил фотографию ребенка на рабочем столе? Вторая встреча учительницы и детектива неизбежна.

Сильная литературная основа


Первые эпизоды «Чудовища» создают обманчивое впечатление, что авторы выкладывают на стол сразу все карты. Тут тебе и отчаянная мстительница, и задумчивый следователь, и даже вероятный преступник. Но эта история, конечно, устроена намного сложнее.

У сериала отличный литературный первоисточник — одноименный детективный роман, написанный Николасом Блейком. Это псевдоним англо-ирландского поэта и писателя Сесила Дей-Льюиса. Даже если вы никогда не читали его произведений, то наверняка видели на экране его знаменитого сына, актера Дэниела Дэй-Льюиса.

По легенде, за «низкий» детективный жанр Сесил взялся из-за финансовых проблем: у дома прохудилась крыша, деваться было некуда. При этом его романы, выпущенные под псевдонимом, стали настолько успешными, что позволили всей семье безбедно жить на гонорары.

Главным героем детективной серии Блейка/Дэй-Льюиса стал сыщик Найджел Стрейнджуэйс, списанный с близкого друга автора — Уистена Хью Одена, одного из величайших английских поэтов XX века. Неудивительно, что литературный персонаж так быстро завоевал симпатии публики: он не только виртуозно разгадывал загадки, но и был харизматичной личностью.

Сериал переносит действие книги из 1930-х годов в наше время и до неузнаваемости меняет некоторых героев. В романе вступительные слова о намерении убить человека принадлежат мужчине, и весь сюжет тоже в основном мужской. Сценаристы «Чудовища» заменили убитого горем отца на несчастную мать, что сразу придало истории совсем другую глубину.

Женщинам традиционная культура предписывает быть нежными и спокойными, им следует безропотно принимать любые драмы и покорно смиряться под ударами судьбы. Героиня, которая отказывается от такого поведения, — это всегда вызов. Героиня, кипящая яростью, планирующая убийство, — вызов вдвойне.

Детектив Найджел Стрейнджуэйс тоже сильно отличается от литературного оригинала. О его поэтических корнях напоминает разве что любовь к созерцанию морских пейзажей: уже в начале первого эпизода герой Билли Хоула романтически застывает у обрыва и задумчиво смотрит на бушующую стихию. Создатели «Чудовища» прекрасно понимают, что время безупречных сыщиков-джентльменов давно прошло. У современного следователя должна быть какая-то своя тайна, он должен быть живым человеком, а не просто рупором, через который писатель сообщает читателю долгожданную разгадку.

Традиции британского детектива


Роман «Чудовище должно умереть» в XX веке экранизировался дважды. Оба фильма были сделаны за пределами Великобритании. И каждый раз кинематографисты вытаскивали из сюжета что-то свое. В аргентинской версии 1952 года главными становились любовные и семейные отношения: авторов интересовали в первую очередь разрушительные человеческие страсти. Классик французского кино Клод Шаброль в фильме 1969-го «Пусть зверь умрет» исследовал свою любимую тему — пороки провинциальных буржуа.

Новая экранизация — первый оригинальный проект стримингового сервиса BritBox, задуманного в качестве британского конкурента Netflix и Amazon. До появления «Чудовища» его библиотека в основном состояла из контента общественных вещателей, таких, как BBC и ITV.

Для руководителей сервиса сериал, очевидно, не просто «пробный камень». Это, что называется, statement, заявление о намерениях. В огромном и нескончаемом потоке новых шоу, старающихся охватить современный мир со всех сторон, BritBox выбирает роль хранителя славных традиций. Не всем нужно гнаться за экспериментами. Кто-то должен следить за сохранностью классических жанров и мотивов, не ленясь, разумеется, слегка модернизировать их в соответствии с требованиями времени.

«Чудовище должно умереть» — детектив, в котором все детали по отдельности кажутся до боли знакомыми. Месть как блюдо, которое подают холодным. Семейный тиран, терроризирующий близких. Полицейский, чьи руки в самый неподходящий момент начинают дрожать от приступа ПТСР. Остров, на котором не спрятаться от погони.

Все это в разных вариациях перетасовывалось во многих литературных и кинематографических произведениях, от романов Агаты Кристи до сериала «Убийство на пляже». Но классика на то и классика: если ингредиенты подобраны правильно, она не наскучивает, не выходит из моды и не проигрывает конкуренцию вечно рвущемуся в будущее авангарду.

Отдельно стоит упомянуть исполнителей главных ролей. О качестве британской актерской школы сказано и написано уже достаточно, в дополнительной рекламе она явно не нуждается. Но все равно каждый раз поражаешься тому, как они это делают.

Каш Джамбо, известная по сериалу «Хорошая жена» и его спин-оффу «Хорошая борьба», блистательно перевоплощается в женщину, которая прячет вулканическую ненависть под маской интереса и сочувствия. У Билли Хоула получается невероятно трепетный детектив. Ну а когда в кадр входит Джаред Харрис (Валерий Легасов из «Чернобыля», Георг VI из «Короны» и профессор Мориарти из фильмов Гая Ричи про Шерлока Холмса), у сериала появляются какие-то шекспировские тона: так раскатисто и экспрессивно злодеев обычно играют на театральной сцене. Это чудовище совершенно не собирается умирать.

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в twitter
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в whatsapp