Amediateka Blog
blog-banner
Подборки

Бесконечная шутка: Выдающиеся стендап-комики, вышедшие за рамки жанра

Эми Шумер, Рами Юссеф и другие звезды комедии, успешно реализовавшие себя в других сферах.

Стендап — жанр, который для многих талантливых людей становится трамплином в другие сферы искусства. Правда, ярлык комика/комикессы зачастую прилипает намертво, чтобы разносторонне одаренная личность не делала: снимала кино, записывала подкасты или занималась благотворительностью.

В общем, стоит однажды кого‑то рассмешить, записать спешл, блеснуть в скетч‑шоу — и это слово будет ассоциироваться с тобой всегда. Однако мир юмора порой становится тесен и звезды комедии уходят от стендапа  в сторону, порой радикально меняя жанр. В нашей подборке мы поговорим как раз о таких комиках и комикессах. 

Хулио Торрес

Дом Дракона

Хулио Торрес в комедии совсем недавно, но его быстрому успеху позавидовали бы многие. После нескольких лет работы в SNL он выпустил ни на что не похожий спешл «Мои любимые формы» и такой же неординарный сериал «Лос страшилкас» (причем все это одновременно). Эти проекты объединяет непроницаемый сюрреализм и абсурд — главные черты стиля Торреса, который явно будет будоражить публику и дальше.

HBO уже подписал с ним контракт минимум на два новых сериала (один из которых продюсирует его подруга Эмма Стоун), а в его полнометражном режиссерском дебюте от А24 снимаются Тильда Суинтон и Изабелла Росселлини. Торрес прекрасно понимает, что запись стендапа (даже новаторского) перестала быть высшей точкой карьеры комика, а превратилась в этап развития. Его будущие проекты — лишнее тому подтверждение.

Рами Юссеф

Дом Дракона

Строго говоря, Рами Юссеф не известен как стендап‑комик. Несмотря на то, что в 2019 году на HBO вышло выступление «Рами Юссеф: Чувства», по‑настоящему его прославил полуавтобиографичный сериал «Рами», в котором он исследует непростую тему — жизнь миллениала‑мусульманина в США.

Собственно, «Рами» во‑многом основан на материале дебютного стендапа, из которого по иронии судьбы Юссеф моментально вырос. Ему быстро стало тесно в рамках жанра, поэтому проблемы репрезентации мусульман в американской культуре он продолжил мастерски исследовать в других своих проектах. В будущем у Юссефа готовится два шоу для Apple Tv, а на Netflix уже вышел сериал «Мо» — в каком‑то смысле спин‑офф «Рами» про его лучшего друга из Палестины.

Ивонн Орджи

Дом Дракона

Ивонн Орджи прославилась как актриса сериала «Белая ворона», который придумала ее подруга Исса Рэй. Героиня Ивонн, харизматичная карьеристка Молли Картер, порой затмевает всех остальных персонажей шоу. И это особенно поразительно, если вспомнить, что Орджи — непрофессиональная актриса. Профессиональная ли она комикесса после успеха сериала? Теперь можно с уверенностью сказать — да.

На ее счету уже два стендапа, где она затрагивает темы, звучащие и в «Белой вороне»: культура родной страны (Нигерии), секс до брака, религия, гендерные стереотипы. Орджи прошла нетипичный путь для комикессы, записав «сольники» уже после того, как прославилась; впрочем, это тоже всего лишь ступени к чему‑то большему. Сейчас она работает над сериалом для Disney+, в основу которого лег ее опыт ассимиляции с американской культурой после эмиграции из Нигерии. В продюсерах — сама Опра Уинфри.

Джеррод Кармайкл

Дом Дракона

Восемь лет назад Джеррода Кармайкла, парня из бедной семьи, с юных лет грезящего стендапом, никто не знал. Пока поразительно честную, пропитанную меланхолией комедию не заметил Спайк Ли, взявшись снимать его первое сольное выступление для HBO. Более зрелый концерт «8» ставил Бо Бернем, но от этого юмор Кармайкла не стал мягче, наоборот, только злее комментировал эпоху Трампа, полицейское насилие и вечный расизм. От третьего стендапа ждали чего‑то похожего, но Кармайкл перевернул все с ног на голову.

Вероятно, «Джеррод Кармайкл: Ротаниэль» войдет в историю, как один из самых ярких стендап‑перформансов: с филигранными паузами между словами, смешными шутками, над которыми не хочется смеяться, и запредельным уровнем импровизации. Выступление невероятной силы, в котором нет ни грамма фальши, но есть интрига. Кармайкл прямо сейчас мог бы уйти на несколько лет в тень и ничего не делать, но его вряд ли получится остановить — да и не нужно.

Помимо стендапа, Джеррод очень разносторонний человек. Как и все уважающие себя комики, он успел сделать свое скетч‑шоу «Шоу Кармайкла», снять документальный двойной фильм о себе, поучаствовать в записи альбома Tyler, the Creator, срежиссировать игровой фильм «На счет три» про двух самоубийц и даже подружиться с Тарантино. Самый же интригующий проект Кармайкла в следующем году — его роль с Рами Юссефом в фильме Йоргоса Лантимоса «Poor Things».

Пит Холмс

Дом Дракона

Пит Холмс — один из тех комиков, кто в своем деле давно и надолго. Стендапом он занимается еще с начала нулевых и на данный момент записал четыре часовых выступления. В своих монологах Холмс придерживается вечной классики — комедии наблюдения, как Джерри Сайнфелд и Луи Си Кей, но есть нюанс. Пит в свои 40 с лишним не боится вытаскивать своего внутреннего ребенка наружу.

Выступления комика, хоть и не избегают «грязных» и пошлых тем, пропитаны детским восторгом и наивностью. Его оптика большого ребенка лишена высокомерия и напускной зрелости, но порой она неожиданно приводит к философским размышлениям.

Неудивительно, что Пит Холмс уже много лет ведет собственный подкаст, который часто затрагивает религию (он сам из набожной семьи). Также у него было собственное ток‑шоу, но важнейшим проектом комика можно считать сериал «По друзьям» (созданный вместе с Джаддом Апатоу), рефлексирующий на тему стендапа как терапии.

Эми Шумер

Дом Дракона

Самая известная современная комикесса Эми Шумер вряд ли сможет удивить сейчас новым сольным выступлением, особенно если вы видели хотя бы одно из них. Эми сделала карьеру на провокационном юморе еще в нулевых, в том числе и в жанре Comedy Roast («прожарка» знаменитостей). С тех пор она выпустила четыре сольных концерта, собственное популярное скетч‑шоу «Внутри Эми Шумер», а после главной роли в фильме Джадда Апатоу «Девушка без комплексов» (к которому сама написала сценарий) на какое‑то время стала востребованной комедийной актрисой.

Однако чуть позже жизнь Шумер, которая на сцене строила образ женщины свободной и раскованной, сделала драматический поворот — она перенесла тяжелые роды, и это не могло не сказаться на форме ее комедии. Собственную беременность она зафиксировала в документальном сериале «Expecting Amy», а после написала и сняла свой первый игровой сериал «Жизнь и Бет», вдохновленный собственной богатой биографией.

Тиг Нотаро

Дом Дракона

Тиг Нотаро — комикесса, про которую иной раз думаешь, что она пришла в стендап недавно. Однако выступает она с 90‑х, а живой легендой стала в 2012 году, когда начала шутить про свой только что диагностированный рак груди. Запись ее концерта «Live» стала сенсацией, а Нотаро проснулась знаменитой.

Ее следующий стендап (уже для HBO) «Девушка, которую прервали» был не менее важным событием. Он включал в себя неожиданный перформанс, где половину концерта она проводит топлес при парадоксальном спокойствии зала. В 2021 году ее монолог «Нарисованная» обернулся полностью анимационным и безумно красивым фильмом.

Переоценить вклад Тиг Нотаро в современный перформативный стендап невозможно, но даже в нем ей иногда становится скучно, и она пробует иные формы рефлексии. Например, сериал «Раз, Миссисипи» (созданный в тандеме с Диабло Коуди), который частично основан на ее жизни после рака и смерти матери. А в этом году Тиг (вместе со своей женой) дебютировала как режиссерка с фильмом «В порядке ли я?», где исследовала проблемы сексуальной идентификации, которые беспокоили ее много лет назад.

Вам это понравится