Amediateka Blog
blog-banner
Лонгриды

«Игра престолов»: Рекап шестой серии восьмого сезона

Рассуждаем о последней серии финального сезона.

Мы запустили большой спецпроект, рассказывающий о выдающихся сериалах и фильмах.

Мы завершаем серию обзорных материалов по мотивам новых эпизодов «Игры престолов». Формат предполагает большое количество спойлеров, так что вы предупреждены.

Вердикт

Дом Дракона

Вот и подошла к концу «Песнь Льда и Пламени» — восемь сезонов мы болели за одних персонажей, ненавидели других и гадали, чем все закончится. Финал, как Джордж Р.Р. Мартин и обещал, получился «горько‑сладким».

В прошлой серии Дейенерис из героини‑освободительницы окончательно превратилась в сумасшедшего тирана и сожгла к чертям тысячи невинных жителей Королевской гавани. Финальная серия стартует ровно с того же момента — немногие здравомыслящие герои бродят по разрушенному городу, находясь в состоянии полнейшего шока. Тирион бредет искать Джейме, а находит в подземелье Красного замка золотой протез руки. Десница Безумной королевы начинает медленно разгребать кирпичи, пока не натыкается на мертвых брата и сестру. К сожалению, служение новой власти не предполагает наличие живых родственников.

Пленные солдаты Ланнистеров стоят на коленях. Серый Червь порывается казнить их, но его останавливает Джон Сноу. Безупречным плевать, враг он или друг, все копья направлены на Короля Севера. Атмосфера после разрушительной битвы, будто все герои сидят на огромной пороховой бочке. Попытка милосердия тщетна — пока Джон и Давос идут искать Дейенерис, Червь перерезает глотки пленным.

Ошалевший Сноу бредет через толпы гогочущих дотракийцев к полуразрушенному дворцу, на котором развеваются красно‑черные знамена Таргариенов. Над войском пролетает Дрогон и с него спускается Дейенерис — на мгновение драконьи крылья сливаются с ее телом, и мы видим убийственную Королеву, в которой не осталось ничего человеческого. Камера следует за Матерью драконов, которая выходит на вершину лестницы, озирая свою армию — почти как Палпатин смотрит на войска клонов в конце второго эпизода «Звездных войн». Армия жестокости и насилия, несокрушимый маятник войны.

Новая Королева цитирует себя многолетней давности — тогда она просила у дотракийцев помочь ей убивать людей в железных одеждах. Они свое обещание выполнили. Однако на этом война не заканчивается. Планы у Дейенерис великие — освободить всех людей на свете, не ограничиваясь Вестеросом. Главнокомандующим ее огромного войска назначается Серый Червь. Добрые намерения зловещим огоньком блещут в ее глазах — победив злобного тирана, она сама стала такой же.

Тирион, вытерев слезы с лица, становится рядом со своей Королевой. Та обвиняет его в предательстве, а он вменяет ей безумную жестокость — убийство тысяч невинных. Служить такой даме совершенно не хочется, поэтому знак Десницы скатывается вниз по лестнице. Исход очевиден — предателя белокурой драконихи помещают под замок.

Арья твердит Джону, что Санса никогда не примет эту безумную иностранку на троне. Проблемы от нее грозят и Сноу — ведь как законный наследник престола он всегда будет угрозой для Дейенерис. Похожие мысли высказывает и Тирион, которого как узника навещает Джон.

Остроумный и хитрый Ланнистер раскаивается в своей недальновидности. Варис был прав, а он — нет. Королева безумна, жестока и не остановится. В вялые попытки Джона оправдать зверства тем, что Серсея убила Рейгаля и Миссандею, не верит даже сам говорящий. Очевидно, что «щит, который охраняет мир людей» должен что‑то сделать с главной угрозой человечеству. Иначе ему, сестрам и множеству обычных людей грозит бесславная смерть. «Любовь сильнее логики», намекает Тирион на Джейме и его поступки. «Любовь — это смерть долга», — отвечает Джон. А мы‑то знаем, что долг для него был всегда превыше всего.

Вслед за пеплом в Королевскую гавань пришла и Зима. Дейенерис стоит у долгожданного заснеженного Железного трона. Идиллию нарушает Джон Сноу, появившийся в дверном проеме. Неожиданно Королева улыбается, рассказывая, каким представляла Трон в детстве. Сноу вместо поздравлений с победой начинает с претензий, но виноваты в ситуации, конечно, все кроме Дейенерис. Тирион — шпион, Серсея использовала невинных жителей как щит. Казнить нельзя помиловать. И полагаться на мелкие милосердия тоже нельзя.

Дейенерис уверяет, что знакома с понятием добра и льнет к Сноу, предлагая вместе строить дивный новый мир. Джон отвечает на поцелуи и вонзает в нее клинок. Вот и сбылось то пророчество, обещающее ей предательство от любви. Несчастный бастард, воин Дозора, Король Севера остается у Железного Трона с любимой женщиной, которую сам же и убил. Долг превыше всего. Прилетевший Дрогон от злости плавит Трон и улетает с мертвой матерью в когтистых лапах.

Проходит достаточное количество времени, которое Тирион и Джон проводят в плену у Безупречных. Серый Червь ведет бывшего Десницу на арену. На этот раз никакого суда поединком — вокруг уселись все знатные лорды Вестероса — от Дорна до Винтерфелла. У всех свои мнения о том, что следует делать дальше, но самую здравую мысль высказывает Давос — достаточно войн. Но что же делать с пленными, кто будет решать их судьбу?

Опальный карлик предлагает влиятельным лордам Вестероса выбрать нового Короля самим. Нелепая попытка Эдмура Талли возглавить государство заканчивается тем, что рыжая племянница просит его не позориться и сесть на место. Некрасиво, честное слово, дядя — тут судьба мира решается, а тебя половина зрителей даже не знает по имени. Сэм Тарли предлагает дать право голоса не только лордам, но и обычным людям. Изобретение демократии откладывается, потому что все предлагают в ответ дать голос собакам и коням.

И, как всегда, всех выручает Тирион, пусть тот и находится на положение пленного. Что объединяет людей? Не золото и армии, а истории. Кто имеет лучшую историю среди них всех? Мальчик, который был калекой, а стал Трехглазым вороном. К тому же Бран Старк и сам — вся история мира в одном человеке. Что до бесплодия нового Короля, так это только плюс. Так и разрушится то колесо, которое мечтала сломать Дейенерис. Никакого престолонаследия, отныне — только выборы.

Тирион смиренно просит Брана принять титул, в котором тот не заинтересован. Мальчик‑пророк отвечает в своем стиле: «Как, по‑твоему, зачем я прошел весь путь?». Никто не против, кроме родной сестры — Санса выступает за независимость Севера, потому и воздерживается от голоса. А может ей попросту хочется иметь свою корону.

Какое наказание приготовил новый Король двум клятвопреступникам? Тирион станет Десницей — и всю жизнь пустит на исправление своих ошибок. Джон Сноу отправится в Ночной дозор (снова). Старки расстроены, Серый Червь в гневе, но это решение позволит избежать новых войн. Тирион и Джон прощаются — свежеиспеченный Цареубийца хочет узнать, сделал ли он правое дело. В ответ Десница отвечает что‑то в духе «поживем — увидим». Прогнозы в мире Джорджа Мартина — дело глупое. Джон отправляет в Дозор а его ненавидящим взглядом провожает Серый Червь. Безупречные отплывают на остров Наат, родину Миссандеи. Гораздо теплее его провожают Старки.

В Шести королевствах (помним про независимый Север) перемены. Бриенна дописывает в биографию Джейме Ланнистера благородные строки, но занята она другим — входит в состав Королевского совета. Коллеги соответствующие — десница Тирион, водных дел мастер Давос, хранитель казны Бронн и архимейстер Сэм. Последний принес огромную томину под название «Песнь Льда и Пламени». Помните, как Мартин любит Толкина? Вот и реверанс в сторону автора «Властелина колец», где все события в итоге описывал Сэм Гэмджи.

Денег нет, но как‑то держаться надо. Что важнее — бордели или флот? Где сейчас находится Дрогон? Вестерос остался на плечах эти героев и, будем надеяться, в надежных руках (и глазах) Брана.

Остальные Старки идут своей дорогой. Джон прибывает в разрушенный Черный Замок, откуда следует за Стену в сопровождении Тормунда и одичалых. Санса получает долгожданную корону и становится Королевой Севера. Арья отправляет на поиски земель западнее Вестероса — туда, где еще никто не плавал. На этом заканчивается «Песнь Льда и Пламени», но не история мира, который придумал Мартин. Есть еще много нерассказанных историй.

«Никто не счастлив. Видимо, это хороший компромисс», мудро заметил Тирион в финальной серии «Игры престолов». Лучше и не скажешь — несколько лет зрители смотрели сериал, гадая, чем все закончится. Количество прогнозов и вариантов зашкаливало, и нет ничего удивительного в том, что почти никто не хотел такого окончания. Кого‑то возмутил сценарный «слив» Дейенерис в прошлой серии, хотя, честно говоря, это было довольно логично и угадывалось по ее предыдущим вспышкам гнева. Кто‑то наверняка останется недовольным новым Королем Вестероса — какой еще Бран, когда есть герой‑страдалец Джон Сноу? Ну или хотя бы деловитая Санса.

А вы действительно хотели счастливый конец реалистичной и жестокой саги? Или, наоборот, мечтали, что все утопнут в крови к финалу? Нет, война закончилась, а жизнь продолжается. Кто‑то должен хоронить своих мертвецов, чем займутся все выжившие герои. Никто из них не остался в здравом душевном состоянии, каждый прошел через огонь, воду и сценарные трубы.

Финал «Игры престолов» не кажется неожиданным, как и весь последний сезон. Никаких роялей в кустах, внезапных «тайных» Таргариенов и новорожденных драконов. Арья не срезала лицо Дейенерис и не села вместо нее на Трон. Бран не оказался Королем Ночи. Детище Джорджа Р.Р. Мартина, а вместе с ним и сериал Бениоффа и Уайсса не славится сюжетными поворотами в духе Шьямалана. Это «горько‑сладкий» конец, который не устроит никого, но будет единственным правильным. Давайте попрощаемся с одним из самых масштабных сериалов в истории телевидения.

Наш Дозор окончен, будем ждать спин‑оффов и новых историй из полюбившегося нам мира. В том числе и тех, что продолжат судьбы знакомых героев.

Вам это понравится