Рассказываем, почему «Чернобыль» — важное киновысказывание, которое стоит посмотреть каждому.
Егор Беликов
автор
Сериал просто очень страшный

Это не тот ужас, который обычно ждешь от хорошего хоррора, «Чернобыль» делает больно по-другому. Кроме того, что чудовищно и очень по-настоящему показаны последствия острой лучевой болезни — у людей буквально растворяется кожа на лицах — шоураннеры-иезуиты монтируют эти эпизоды параллельно со сценами того, как в мирной Припяти дети гоняют по двору мяч. Это страх повседневный, которому человечество обучено по мотивам всех катаклизмов XX века: страх того, что завтра грянет, причем не так, что все сгорим в момент, а так, что даже незаметно будет, что именно грянуло. Страх перед неизвестностью, необъяснимостью, неотвратимостью — вот что добивает, этот нервоз у всего человечества поселился еще с холодной войны и нещадно (и очень талантливо) эксплуатируется авторами «Чернобыля».
Трактовка причин аварии на ЧАЭС вызывает вопросы и обсуждения

Показанное в «Чернобыле» — оригинальное исследование, частично художественно окрашенное, некоторые детали преувеличены (это все-таки игровое кино). Сериал основан на показаниях Валерия Легасова, одного из героических ликвидаторов аварии, который, как утверждается, записав какие-то свои свидетельства на диктофон, покормил кота и повесился (во всяком случае, так показано в первой же сцене первой же серии). Потом будто бы часть записей потерли. Впрочем, это не так уж важно, куда важнее, что грандиозные радиационные заражения покрыли гигантскую площадь почти в центре Европы, и последствия этого ощущаются до сих пор. Почему саркофаг над четвертым реактором не начали возводить сразу же — вопрос по-прежнему открытый. «Чернобыль» пусть и предлагает ответ, называя виновных, но главное в нем не это.
«Чернобыль», несмотря на то, что снят не в России, до боли напоминает родину

Сериал снимали американский канал HBO и их британские коллеги Sky. В качестве локации были выбраны не такие очевидные страны бывшей СССР, как Россия, Украина или Беларусь, а Литва (и многое снималось в павильонах), чуть больше Европа, однако и там, как выяснилось, немало типичных интерьеров. Удивительно, как, находясь вне исторического контекста, не под гнетом (пост-)советской ментальности, иностранцам удалось произвести на свет что-то такое неприятно знакомое — от городских пейзажей до разных предметов. Удивительно, что такой сериал не смог снять какой-нибудь Первый канал. Но пока такое кино для нас снимают только за границей.
Сериал «Чернобыль» — это как будто Советский Союз заселили британцами

Главное последствие того, что сериал не российский, — множество англоязычных актеров на основных ролях, которые играют русских, часто произносят реплики с идеальным прононсом, как у дикторов на дисках, прилагающихся к учебникам английского языка. Повсеместно употребляется слово comrades (товарищи), которое, как казалось, еще во времена «Красной жары» давно кануло в лету. Все это легко может показаться клюквенным и даже насмешить. Впрочем, это не так важно, потому что комическое впечатление быстро проходит, и ты следишь больше за сюжетом, чем за языковыми деталями.
Главный враг в «Чернобыле» — не радиация, а самодурство начальства

Сериал не только подробная реконструкция того, что происходило в зоне отчуждения в первые дни, но еще и прекрасная иллюстрация к мысли, что главная проблема любого тоталитарного режима — параноидальное руководство. Людей убивало радиацией потому, что предпринимались меры предосторожности уровня «как бы чего не вышло», партийные бонзы не хотели плохо зарекомендовать себя перед высочайшим начальством.

