Мы запустили большой спецпроект, рассказывающий о выдающихся сериалах и фильмах.
Алиса Таежная разбирает семь фильмов, которые настолько же веселые, настолько и горькие.
«Генри Фул»
Трилогия Хэла Хартли: «Генри Фул», «Фэй Грим», «Нед Райфл»
Абсурдное кино в самых реалистичных декорациях, трилогия независимого американского режиссера Хэла Хартли на самом деле о семье — отце, матери и сыне, попадающих в сумасбродные обстоятельства и проживающих особенную жизнь. Поэт, бродяга и маргинал Генри Фул, сыпящий цитатами об искусстве и жизни, попадает в семью обычного мусорщика, его матери и сестры. Появление Генри переворачивает семью с ног на голову и больше всего впечатляет Фэй: именно после их знакомства на свет появится мальчик Нед. Трилогия Хартли, придуманная как драма всего на несколько человек, разворачивается в скромной обстановке провинциальной Америки, но говорит обо всем и сразу — мещанском образе жизни, скучной одноэтажной Америке и творческих амбициях, посещающих самых неожиданных людей. Чудесные превращения, шпионские скандалы и миссия мести завернуты в самобытную трагикомедию о странностях бытия и своеобразии жизненного пути: умный черный юмор и беседы в стиле Ионеско и Хармса гарантированы.
«Талли»
Долгожданное возвращение авторской пары Дьябло Коуди и Джейсона Райтмана, придумавших «Джуно» и «Бедную богатую девочку». Блистательная Шарлиз Терон преображается в измученную беременную женщину Марло в ожидании третьего ребенка. Уже двое давно ей не по силам и, планируя третьего, Марло даже не догадывалась, сколько физических и моральных сил ей потребуется на нового члена семьи. Чтобы хоть немного помочь себе, после родов Марло нанимает улыбчивую и милую Талли — молодую девушку, которая зарабатывает няней, но тусуется по ночам и ходит на свидания — в общем, делает все то, что каждая девушка делает в 25 лет. Лучезарная Талли меняет жизнь Марло и ее саму: учит заботиться о себе, отдыхать, принимать мужа и детей такими, какие они есть, не тратить нервы понапрасну — и с появлением няни уже сложившаяся взрослая женщина пересматривает свои взгляды на жизнь и личный выбор. Трагикомедия Коуди и Райтмана переполнена тонкими шутками о материнстве, взрослой жизни, ответственности и родительской тревоге и реалистично отображает семейную жизнь. Честное кино о том, что после «жили долго и счастливо» начинается самое трудное и захватывающее приключение, требующее огромных душевных сил, преданности и нежности.
«Франкенвини»
Полнометражное продолжение известного короткого метра Тима Бёртона — мультика «Франкенвини», когда‑то давшего большому режиссеру дорогу в большое кино. Кукольная анимация Бёртона рассказывает о любящем свою собаку мальчике, который после смерти решается на небывалый научный эксперимент, чтобы покойный Вини ожил благодаря электрическому заряду и продолжил радовать ребенка после смерти. Черно‑белый мультфильм Бёртона снят в привычной стилистике — острые черты лица, десятки бешеных харизматичных персонажей и вечный сюжет о жизни после смерти: потустороннее интересует Бёртона всю его карьеру — вспомните «Труп невесты» и «Кошмар перед Рождеством». «Франкенвини» загримирован под детское кино, но на деле рассказывает о взрослых и очень нешуточных вещах: страхе потери, скорби, надеждах на загробную жизнь и бесконечной привязанности к тем, кого мы любим, будут ли это люди или собаки. Чувствительная трагикомедия Бёртона станет одним из самых сильных упражнений на детскую эмпатию и, скорее всего, слезоточивым зрелищем для взрослых — если вы когда‑то переживали утрату, то отлично понимаете, как хочется получить второй шанс и переиграть всё по‑новому.
«Жизнь прекрасна»
Пронзительное и комичное кино итальянского режиссера о выживании во Второй мировой войне. За еврейскими погромами и многолетней дискриминацией в фашистской Италии начинается преследование евреев — и молодого отца с маленьким сыном отправляют в лагерь, где обоих ждет неминуемая смерть. Отец всеми силами хочет оградить сына от ужасов войны, сохранить в нем человеческое и оставить надежду на спасение: ребенок ничего не понимает и ему невероятно сложно объяснить, что происходит вокруг и почему люди из его же страны ополчились на его семью. Чтобы спасти сына, отец решается на игры и головоломки, тренируя ребенка прятаться, молчать, терпеть и не выдавать себя. Разрывающая сердце трагикомедия Бениньи — обязательное кино о том, как сохранить лицо в ужасных обстоятельствах, спасти дорогого человека и оставить в детском сознании лучшие воспоминания о семье, даже когда от этой семьи почти ничего не осталось.
««Три билборда на границе Эббинга, Миссури»»
Трагикомедия с американским духом о праведной мести, родительской любви и беспощадном насилии. Сильнейшная актриса своего поколения Фрэнсис Макдорманд играет мать погибшей дочери: девушка была изнасилована в Миссури, но местная полиция плюет в потолок и совершенно не занимается поиском убийцы. Чтобы привлечь внимание к преступлению и достучаться до властей, мать арендует три пустующих рекламных билборда на шоссе и вешает на них послания для жителей штата. «Изнасилована в момент смерти», «Где аресты?» и «Как это возможно, шериф Уиоллоуби?». Поступок женщины местные власти расценивают как выход на тропу войны: на нее сыпятся угрозы, а полиция показательно бездействует. В «Трех билбордах» много мрачного юмора, жесткой критики коррупции и едких замечаний о том, как один воин в поле борется с жестокой и безучастной системой. Главная ценность фильма Макдоны — автора «Залечь на дно в Брюгге» и «Семи психопатов», драматурга, ставшего режиссером — выбор на главную роль Макдорманд, чья героиня со стальным хребтом и гордой ухмылкой в одиночестве делает то, что не по силам целому городу. Виновные должны быть наказаны, глаз за глаз, за каждым преступлением обязательно следует искупление — и пусть в Миссури прольется кровь.
«Серьезный человек»
Горькая притча братьев Коэн со множеством еврейских шуток — кладезь трагикомичных ситуаций о трудностях жизни и невозможности человека контролировать судьбу. В конце 60‑х обычный профессор физики Ларри Гопник переживает турбулентный период потерянных надежд: его подросшие дети доставляют только проблемы, жена собирается выйти замуж второй раз за обаятельного вдовца, брат живет в доме, даже не пытаясь искать работу, а сосед отнимает земельный участок. Засыпанный заданиями и невзгодами, Ларри пытается найти выход из дюжины неудобных ситуаций — и волшебный шанс предоставляется: нерадивый студент предлагает взятку за хорошую оценку. Но и это доставляет Ларри только большие неприятности. Мотаясь по знакомым в диаспоре — от врачей и раввина до соседей — главный герой пытается понять, как стать хозяином своей судьбы, подстелить соломки и преодолеть черную полосу. Братья Коэн сняли фильм о неуправляемом хаосе, сделав главным героем обычного тревожного серьезного человека — их герой пытается быть взрослым, разумным и эффективным, но не в силах противостоять силе значительно больше него. Разбавленный анекдотами и байками, «Серьезный человек» — выдающееся кино о приходе неотвратимого, человеческой иллюзии о власти над своей жизнью и единственном способе смотреть на то, как рушится жизнь: с полугрустной понимающей улыбкой.
«Тони Эрдманн»
Фестивальный суперхит и одновременно с этим великий семейный фильм о конфликте отцов и детей — не самое частое сочетание. Немецкий режиссер Марен Аде снимает глубокую трагикомедию о многолетнем противостоянии пожилого отца и его взрослой дочери в декорациях современного Бухареста. Приехавшая в Румынию дочь занимается неприятной консалтинговой работой — сокращает расходы корпораций, рабочие места и ежедневно меняет жизнь сотен людей к худшему. Чтобы свыкнуться с разрушительной миссией, она надевает маску холодности и неприступности: ее логичная и прагматичная жизнь подчинена только рабочему режиму. Чтобы сблизиться с отдалившейся дочкой, отец приезжает из Германии без приглашения, а почувствовав себя не к месту, возвращается к ней обличии персонажа из ее мира — бизнес‑коуча Тони Эрдманна: наглого, бесцеремонного и уверенного в себе, как большинство окружающих дочь людей. Отец главной героини — преподаватель, шут по жизни с грустными глазами — придумывает десяток ситуаций, чтобы расшевелить дочку и достать из нее внутреннего ребенка, от которого она почти отказалась. «Тони Эрдманн» — необходимое кино, чтобы вспомнить о глубокой связи с близкими и полюбить другого как самого себя. Самых чувствительных фильм Аде доведет до слез — от смеха или ностальгической грусти.