Скоро весна — ура. Зима была долгой и в тв‑плане не особо насыщенной, однако нам все равно есть что вспомнить. Мы попросили наших друзей и авторов популярных телеграм‑каналов рассказать, какие сериалы снежной поры они особенно полюбили.
Катерина Фламель
Сериал, в котором из яркой истории дружбы молодых ребят выбивается сложная драма о том, как ограничения в открытости, нетолерантность и страшные тайны «сильных мира сего» способны разрушить жизни множества людей. На этот раз автор культового проекта «Годы» Расселл Т. Дэвис обращается к прошлому, рассказывая о начале эпидемии СПИДа в Англии 80‑х, заставляя нас всепоглощающе сопереживать героям и удерживать поток горьких слез.
«Улица светлячков»
Один из лучших проектов о всех гранях женской дружбы, каждый диалог в котором хочется заскринить и выложить в сеть. История о том, что ни различия в темпераментах, ни появления в жизни новых людей не способны разрушить духовную связь, способную возникнуть между людьми.
«Дом с прислугой», 2 сезон
Продолжение нерасторопного хоррор‑сериала Тони Басгэллопа и Найта М. Шьямалана о молодой и набожной няне. Во втором сезоне сериал выходит на новый уровень повествования, отражая все грани человеческой души.
Михаил Обозов
«ВандаВижен»
Бесконечные переносы фильмов привели к тому, что первый за долгое время проект Marvel — это сериал про Алую Ведьму и Вижена. Элизабет Олсен и Пол Беттани наконец‑то получили возможность раскрыть героев, которым отдали существенный период своих карьер. Сначала все смотрится милым оммажем американским сериалам 50‑х, 60‑х, 70‑х и так далее, но постепенно превращается в настоящий блокбастер с героями из прошлых фильмов киновселенной, которые неслучайно появляются в сериале. Сюжетный твист в пятой серии заставил меня кричать в экран и сожалеть, что эпизоды выходят раз в неделю.
Редкий случай, когда сериал длится ровно столько, сколько должен. Расселл Т. Дэвис искренен в оде своей юности, предлагая нам сладко‑горькую конфету прямиком из 80‑х. Здесь каждый герой как родной, поэтому с ними тяжело расставаться. Дэвис знает, что об активистах такого рода снято немало классных фильмов («Гордость», «Харви Милк»), но он хотел воспеть первых жертв ВИЧ/СПИД. Поразителен поток дезинформации, который размывал бдительность общества и, в частности, геев, несерьезно относившихся к болезни. И в эти моменты «Это грех» страшно рифмуется с пандемией коронавируса.
«Представьте, что вы в городе»
После «Ирландца» казалось, что Мартин Скорсезе завязал с Netflix, но он снял целый докусериал про свою подругу Фран Лебовиц. Писательница Лебовиц — душа и совесть Нью‑Йорка, у нее есть мнение о любом событии локального и международного масштаба, будь то движение MeToo или пешеходы, уткнувшиеся в телефоны. Из ее острот и язвительных комментариев можно составить не один сборник правил жизни для журнала Esquire. Сам Скорсезе заливается смехом над фразами Лебовиц, поэтому можно даже организовать игру: выпивать каждый раз, когда смеется великий режиссер. Напиться получится быстро.
Кирилл Сивцов
«30 сребренников» «30 сребренников» «30 сребренников»
Испанский городок оказывается в центре религиозной битвы. Пилот начинается с того, что корова рожает младенца. И дальше все это закручивается в удивительную, местами фантасмагорическую историю о последствиях предательства Христа. При этом, весь сериал — эдакое злодейское осмысление жанрового хоррор‑кино. Аллюзии и на Чаки, и на Чужого, и на Майкла Майерса. Даже «Ребенок Розмари» Поланского и «Экзорцист» Фридкина. Не забыт и Носферату. Все это кажется безумием, но под ужастик действительно замаскирован яркий образчик постмодернистского кино, когда разные смыслы и образы объединяются в головокружительную карусель. А еще тут просто крутейшие начальные титры. Фильм в фильме.
Брайан Крэнстон в роли достопочтенного судьи оказывается перед страшным выбором: остаться верным закону или защитить своего единственного сына — и от закона, и от убитого горем жестокого босса мафии. С первых же серий затягивается удавка преступления даже на когда‑то чистых руках судьи. Поступательно, шаг за шагом, одно неверное эмоциональное решение приводит к куда более тяжелым последствиям.
И если в культовом «Во все тяжкие» Крэнстон оборотился из слабака‑неудачника в могущественного монстра, то в нынешнем сериале суровый пусть лжи и криминала приводит всеми уважаемого и незапятнанного служителя закона к совсем другому финалу. Крэнстону‑судье в роли криминального босса противостоит Майкл Стулбарг. И его лучшая пока роль — простоватый профессор Ларри Гопник из коэновского «Серьезного человека» как нельзя лучше накладывается на лучшую в карьере роль Крэнстона. И в этом актерском столкновении будет заключена развязка истории.
Егор Беликов
Как всегда в случае сериалов, приходится изучать их ползком и перебежками, хаотично, неконсистентно — это значит, что не все проекты из этого списка я досмотрел и, кстати, не чувствую стыда по этому поводу. Они выходят с разной регулярностью, отдельные эпизоды бывают разной плотности и даже разной жанровости — спрашивается, почему я тогда должен обязательно смотреть все от начала и до конца? Ладно, на самом деле мне просто совестно, и я оправдываюсь. Но вот то, что мне точно понравилось из последнего за отчетный квартал:
Они разные, но все же скрасили два моих вечера, особенно первый, для меня важный лично, где Ру проводит эпическое внутреннее препарирование своей наркотической зависимости всего лишь в одном продолжительном диалоге. Я давно изучаю наркокино и редко когда вижу настолько душевное отношение к изображению веществ и их последствий на больших и уж тем более малых экранах.
«Представьте, что вы в городе»
Изумительный док Скорсезе про замечательную старую перечницу по имени Фрэн Лейбовиц. Олд здесь и показывает зумерам, как надо делать подкасты, интервью, эссе о городе и человеке в нем, наконец, просто гениальное кино вокруг одной героини, которая просто говорит, что ей в голову придет.
Из того редкого типа сериалов, где про авторов можно сказать такую клишированную фразу, как «Да у них просто крыша поехала» — и окажешься прав и уместен. Алекс де ла Иглесиа, нежно мною любимый гений жанровой эклектики и чисто испанской эксцентрики, напридумывал хоррор из библейских мотивов, критики современной католической церкви и просто полной дичи типа гигантских пауков с человеческим лицом и коров, которые рождают христианских младенцев. Магия кино.
«Обычная женщина», 2 сезон
Второй сезон оказался еще лучше первого — Наталия Мещанинова превратила русский «Во все тяжкие» в развернутую метафору о русском феминизме и феминистическом русизме, о правде и невозможности ее принять, о хитрости как последнем прибежище утопающей главной героини, которую, как всегда, блистательно играет Анна Михалкова.
В скорейших планах — «Это грех».
Заодно (мельком, но не могу не сказать) бескомпромиссно худший сериал зимы 2020–2021 — «Аллен против Фэрроу». Micdrop. (Конкурирует разве что с «Мы дети со станции Зоо».)
Мария Ремига
Джона Лури, потрясающего музыканта, гения наивного искусства, более‑менее массовый зритель знает по роли в фильме Джима Джармуша «Вне закона», а совсем уж массовый точно видел как минимум одну его картину, Bear Surprise, которую превратили в мем «Превед, медвед». Последние лет 20 он провел дома (у него болезнь Лайма, а еще какое‑то время художника преследовал сталкер), и вот HBO приехали к нему делать шоу про его жизнь — спасибо им за это. Шесть серий подряд Лури просто рисует, ходит по своим владениям и травит байки: про дроны, взрыв на кухне, Гора Видала и голос Барри Уайта. Все это очень весело, интересно и каким‑то странным образом успокаивающе. Самый терапевтический сериал зимы с гипнотическими титрами, где под великий инструментал The First and Royal Queen группы Лури The Lounge Lizards идут картины Джона.
«Авантюристы»
Еще один док‑сериал, на этот раз совсем не терапевтический. Каждый эпизод посвящен конкретному мошеннику/мошеннице: есть, например, секс‑коуч, черная риэлторша и инстаграм‑целительница*. Самая жуткая и при этом лучшая серия — про хирурга, который пытался выращивать трахеи, но вместо этого развел сотни людей на деньги и медийный капитал, включая одну лауреатку «Эмми». Все эпизоды как бы связаны сказочным мотивом, имеются даже специальные вставки, где Александр Молочников вылезает в нарративное окошко с деревянной куклой и (порой довольно нелепо) пытается как‑то обыграть все эти сюжеты из русской жизни. Сериал насколько смешной, настолько же и страшный, при этом сделан с большой эмпатией по отношению к обманутым: красной линией проходит мысль — люди в стране так задавлены нищетой и отсутствием тепла, что готовы поверить кому угодно и во что угодно, лишь бы немножко выйти из сумрака.
*Instagram принадлежат компании Meta, признанной в России экстремистской организацией, ее деятельность и деятельность ее сервисов в стране запрещена.