3 причины смотреть сериал «Перри Мейсон»

Мэттью Риз в образе героя нуара.

В Амедиатеке стартовал мини-сериал HBO про легендарного сыщика Перри Мейсона. Он снят по мотивам романов самого плодовитого американского детективщика Эрла Стенли Гарднера, но такого Мейсона мы еще не видели  из успешного лощеного адвоката, который победно выступает в суде, он превратился в битого жизнью героя нуара. Рассказываем, почему перезагрузку легенды ни в коем случае нельзя пропускать. 

татьяна алешичева

автор

Новый взгляд на классического героя


Первый роман мейсоновского цикла «Дело о бархатных коготках» был опубликован в 1933 году, и с тех пор Гарднер не останавливался целых сорок лет, посвятив любимцу публики, каким Мейсон стал практически сразу, 82 романа и несколько рассказов. У Гарднера Перри Мейсон появился на свет уже состоявшимся адвокатом, который принимает участие в расследованиях и успевает досконально изучить дела, за которые берется. Это помогает ему блестяще выстроить линию защиты в суде, где под давлением его аргументов настоящему преступнику ничего не остается, как сознаться и покаяться. Но Гарднер не снабдил своего героя ни предысторией, ни достоверным психологическим портретом  он интересен исключительно как функция, великий разоблачитель и правдоруб. Таким он был и в популярном американском сериале, выходившем на канале CBS с 1957 по 1966 годы  солидным господином с отличной репутацией, и даже лишенный всякой пылкости флирт экранного Мейсона со своей помощницей Деллой Стрит не выходил за рамки благопристойности.

Но ничего подобного мы не увидим в новом сериале HBO: его создатели начали с того, что снабдили Перри Мейсона биографией. Здесь Мейсон (Мэтью Риз)  сорокалетний ветеран Первой мировой, который влачит жалкое существование на задворках Лос-Анджелеса, охотясь за голливудскими звездами с фотоаппаратом, чтобы застукать их за непристойностями. Этот промысел приносит ему скудный доход (его хватает, чтобы купить в морге снятый с мертвеца галстук за пару долларов), а также пинки и зуботычины от охраны голливудских боссов, которые выкупают у него компромат на сластолюбцев. У Мейсона есть 9-летний сынишка, но жена давно живет с другим и не приветствует появления в своем доме бывшего мужа, который выглядит как бродяга  вечно небритый и с запахом перегара. Но у этого нового Перри теперь есть любовница  и это не Делла Стрит, с которой у литературного Мейсона были интригующие, но в целом довольно невнятные отношения. Единственный человек, который поддерживает этого потрепанного мужика на плаву  друг умерших родителей, уважаемый лос-анджелесский адвокат Э.Б. Джонатан (Джон Литгоу), которого Делла и сам Мейсон зовут просто Эй-Би. Он подкидывает Перри мелкие заказы, фактически используя его как частного сыщика. Таким образом Мейсон и оказывается втянут в расследование преступления, потрясшего весь Лос-Анджелес.

У молодых супругов Додсон прямо перед Рождеством похитили годовалого сына, а когда обезумевшие от ужаса родители передали шантажистам выкуп, те вернули им мертвого ребенка. Очень скоро обнаруживается, что у Эмили Додсон (Гейл Ранкин) был любовник, и из потерпевшей она становится главной подозреваемой. Эй-Би свято уверен в ее невиновности, но многочисленные улики свидетельствуют не в ее пользу. К тому же ведущие полицейское расследование дуболомные копы Эннис и Холкомб так ретиво под нее копают, будто от этого зависит вся их карьера. Кроме адвоката Джонатана и его команды, за Эмили вступается проповедница сестра Элис (Татьяна Маслани), религиозные шоу которой собирают в Лос-Анджелесе толпы восторженных последователей. Похоже, для нее эти представления являются не средством наживы, а способом достижения экстатических состояний, и она цепляется за жертву полицейского произвола Элис Додсон с какими-то только ей известными целями.

Итак, перед нами вовсе не тот Перри Мейсон, который существует в классической традиции, а скорее его темный близнец, персонаж нуара, который выглядит и действует согласно всем канонам жанра. Задача сериала  рассказать, как получилось, что Перри Мейсон вообще стал адвокатом, которым в начале этой истории быть вовсе не намеревался. Превращение героя сериала в канонического, витийствующего в зале суда Перри Мейсона, к которому привыкли несколько поколений читателей, произойдет в последней, самой напряженной серии.

Именитые создатели и блестящий актерский состав


Когда канал HBO взялся за разработку сериала, на главную роль прочили Роберта Дауни-младшего, а в качестве сценариста должен был выступить Ник Пиццолато. Рабочие графики того и другого помешали осуществлению этих планов, и Дауни (который остался продюсером сериала) нашли замену  хочется сказать, что равноценную. Конечно, британский актер Мэтью Риз нельзя назвать голливудской звездой такого же калибра, но зрители выдающегося сериала «Американцы», который шел на канале FX c 2013 по 2018 год, наверное, с этим согласятся. В нем Риз играет русского агента КГБ, натурализовавшегося в Америке в 1980-е годы, которому в силу его шпионской деятельности постоянно приходится менять личины. Риз справляется с этим превосходно, и его приглашение на роль битого жизнью сыщика из нуара  настоящий праздник на улице поклонников шоу «Американцы». Татьяна Маслани, сыгравшая проповедницу сестру Элис, которая в своем служении религии хочет дойти до самой сути и исследовать божественные истоки человеческого естества  тоже актриса-хамелеон. Она первой из канадских актрис получила высшую телевизионную награду «Эмми» за роль случайной свидетельницы самоубийства и ее многочисленных и не похожих друг на друга клонов в сериале «Темное дитя» (2013-2017).

Вместо Пиццолато, который, судя по последнему сезону «Настоящего детектива», начал страдать самоповторами, сценарий шоу написали Ролин Джонс, известный своей работой в сериалах «Косяки» и «Подпольная империя», и Рон Фицджеральд, сценарист тех же «Косяков» и «Соединенных штатов Тары». Над установочными сериями работал режиссер Тим Ван Патен, известный своим участием в съемках «Подпольной империи», «Сопрано» и других не менее известных шоу.

Атмосфера


Действие сериала начинается в канун нового 1932 года, и одно из главных его достоинств  не детективная интрига, которая часто уходит на второй план, а мрачная атмосфера Великой Депрессии, реалии которой изображены здесь так же тщательно и живописно, как в «Карнавале» и «Подпольной империи»  лучших шоу HBO о том периоде. Пыльные дороги и нищета городов, безнадега и отсутствие заработка  и расцвет религиозных проповедников всех мастей. Особенный успех имеют радиоевангелисты, шоу которых с проповедями и хоровым пением выходят в эфир  им посылают свои последние гроши люди, у которых не осталось ничего, кроме веры в чудо.

Во многом сериал послушно воспроизводит нуар по классическим лекалам, только убирает из него романтическую составляющую, заменяя приземленными, реалистическими чертами и утрируя изображения предельной жестокости (трупы в прозекторской, которые постоянно приходится осматривать частному сыщику, показаны во всем жутком безобразии и без всякого стеснения). Здесь героев на финишную прямую выводит не фатум, и не придуманные роковые женщины правят балом, а настоящие, из плоти и крови, вроде жесткой и прагматичной Деллы, которая не тушуется в мужском мире юридических закавык и бесчестных законников, не церемонится с раздолбаем Перри, но подталкивает его на верный путь. Кстати, из сериала мы узнаем, почему у них с Мейсоном на самом деле нет романа. Кроме Деллы, будущий адвокат обзаводится и другими соратниками вроде чернокожего детектива Пола Дрейка (Крис Чок), которого постоянно третируют насквозь коррумпированные копы из полиции Лос-Анджелеса  так нынешние сценаристы переосмысляют жанр нуара в 2020-м году. И похоже, это не единичное явление: схожие мотивы  расовый и женский вопрос  присутствуют и в другом недавнем шоу, посвященным тому же периоду истории Лос-Анджелеса, сериале «Страшные сказки: Город ангелов».

Поделиться в vk
Поделиться в twitter
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в whatsapp