Amediateka Blog
blog-banner
Лонгриды

Увидеть Париж и умереть: Микс исторической драмы и нуара в «Парижской полиции»

Интриги, разврат, расследования и бунты Парижа на рубеже веков.

Представляя себе Париж, вы наверняка вспоминаете живописные открытки с Эйфелевой башней, хрустящие круассаны в кафе с летними верандами и пылкие признания в шедеврах французских шансонье. Но 123 года назад столица Франции была совсем‑совсем другой. Раздираемый противоборствующими политическими группами, невыносимо далекий от прогресса и, как и вся страна, оставленный покойным президентом в глубоком кризисе, этот город был идеальной декорацией для жутких историй.

Именно такую — захватывающую, но мрачную — рассказывает нам сериал «Парижская полиция», вторая часть которого вышла на экраны в конце 2022. Если вы до сих пор не уделили внимание этому детективу под соусом исторической драмы, рассказываем, почему стоит это уже наконец сделать.

Нуарный дух

Дом Дракона

Основной двигатель сюжета «Парижской полиции 1900» и «Парижской полиции 1905» — расследования загадочных убийств, которые ведут детективы парижской полиции во главе с неподкупным молодым инспектором Антуаном Жуэном. В первом сезоне в водах реки находят чемодан с частями женского тела и несколькими предметами одежды, среди которых и подозрительно роскошная мужская рубашка. Второй же сезон связан с гибелью мужчины — его труп найден в лесу с оружием в руке, однако многое указывает на то, что он ушел из жизни не по своей воле.

Однако обе части сериала — не только детективные драмы. Находится место и любовным переживаниям, и описанию быта рядовых парижан той эпохи, и коварным политическим заговорам, и обсуждению социальных проблем, среди которых неравенство, бедность, полицейский произвол и ущемление прав граждан. «Парижская полиция» — восхитительное в своей реалистичности путешествие во французскую столицу на рубеже веков, где фраза «Увидеть Париж и умереть» воспринимается до кошмара буквально.

Завидная аутентичность

Дом Дракона

Хотя создатели сериала не утверждают напрямую, что все персонажи вымышлены, они не говорят и обратного — плашки «основано на реальных событиях» вы тут не найдете. Все потому, что «Парижская полиция» балансирует между двумя этими крайностями: историко‑культурный фон соответствует реальному, более того, среди героев присутствуют невыдуманные исторические личности, однако большая часть сюжета — лишь плод воображения сценаристов.

Как понятно из названия, действие сериала происходит более столетия назад, соответственно, ни о каких современных способах анализа места преступления, улик и свидетельских показаний говорить не приходится. На этом историческом нюансе авторы сериала делают особый акцент. В 1900 и 1905 баллистическая экспертиза, равно как и работа с отпечатками пальцев, — наука для избранных.

С одной стороны, раскрывать преступления куда проще, чем в 21 веке, ведь убийцы пока не знают, на что обращают внимание следователи, а значит, не могут умело скрывать свои следы. С другой стороны, находить виновного гораздо сложнее, если даже опытные инспекторы иногда забывают, что орудие убийства нельзя трогать голыми руками до снятия отпечатков. А еще массовая безграмотность создает особый простор для подделки документов, порчи улик и фальсификации признаний. Разобраться в этом хаосе под силу только очень мотивированным следователям‑правдорубам — таким, как главный герой Антуан Жуэн.

Звездная команда

Дом Дракона

К слову о сценаристах и других причастных к созданию проекта. Автор проекта — французский сценарист Фабьен Нури, известный среди прочего работой над скандальной картиной «Смерть Сталина» и приключенческой драмой «Золото». Он же участвовал в разработке сценария и даже выступил в качестве постановщика в первой части сериала. Жюльен Деспо («Золото», «Фалько», «Профайл») и Фредерик Балекджан («Спираль») занимались режиссурой эпизодов двух частей сериала, а в качестве сценаристов выступали также Бенджамин Адам («Мое второе я»), Тибо Валету («Махнемся телами») и Ален Айроль.

1900

Дом Дракона

Стартует «Парижская полиция 1900» с весьма дерзкой сцены — президент Французской республики Феликс Фор умирает от сердечного приступа прямо во время близости со своей любовницей, интриганкой и авантюристкой Маргерит Стенель.

Эта радушная хозяйка парижского салона и благопристойная жена востребованного художника (да и ее высокопоставленный любовник), как раз из тех героев, которых создателям не пришлось выдумывать — они существовали на самом деле. Позднее именно эта мадам вместе с другими ключевыми героями сериала станет плести прочную сеть интриг, шантажировать окружающих и попадать в угрожающие ее жизни ситуации, пытаясь найти очередного властного покровителя.

Впрочем, мадам Стенель — далеко не единственная в своем роде. Найти безупречно положительного героя в «Парижской полиции» сложно, на то это и нуар. Коварные преступники убивают неудобных свидетелей, бесчестные блюстители порядка пытают подозреваемых, коррумпированные чиновники закрывают глаза на произвол коллег, амбициозные политики идут по головам конкурентов к заветным чинам, а те, кто способен продвинуть расследование, держат в секрете важные сведения и препятствуют правосудию.

Несмотря на яркое начало, в первые минуты просмотра многосерийная драма может показаться монотонной, особенно на фоне ультрадинамичных современных детективов, в которых экшн‑сцены бодро сменяют друг друга.

Но «Парижской полиции» стоит дать шанс, ведь она предлагает абсолютно уникальный опыт — опыт вдумчивого и глубокого анализа произошедших событий с целью найти виновного, опыт погружения в неповторимую атмосферу французской столицы, охваченной политическими распрями и предвкушением грядущих перемен. А также опыт наблюдения за тем, как кусочки пазла неторопливо складываются в общую — весьма впечатляющую своим масштабом — картину, запечатлевшую иерархию тогдашних парижан.

1905

Дом Дракона

«Парижская полиция 1905» — вторая часть этой нуарной детективной серии, на этот раз переносящая зрителей на пять лет вперед от событий первого сезона. Кое‑что в быту и нравах парижан изменилось. Так, например, дочери префекта теперь разрешено беспрепятственно выходить к гостям из двери его кабинета, которая при его жене оставалась закрытой, и отметившийся еще в первой части своим стремлением к позитивным изменениям префект сам отмечает это как некоторый прогресс. Однако оттеняют эти незначительные улучшения положения женщин жуткие облавы полиции нравов, задерживающей практически всех неблагополучных парижанок как потенциальных развратниц.

Конечно, наш благородный детектив Антуан Жуэн, заметно поднаторевший в своем деле за прошедшую пятилетку, не останется в стороне от чужой беды. В канун Рождества ему придется раскрывать запутанное убийство мужчины в лесу, параллельно помогая тем, кто нуждается в защите. Даже несмотря на то, что кругом все тот же пугающий Париж, полный разврата, криминала и интриг.

film poster
2021

Парижская полиция 1900

Paris Police 1900

Режиссеры: Жюльен Деспо, Фредерик Балекджян, Фабьен Нури

Вам это понравится