30 июня в Амедиатеке появился необычный проект #мартимертв – первый чешский сериал, номинированный на главную телевизионную премию в мире – «Эмми» – и получивший на ней награду как лучший короткометражный сериал в 2020 году.
Рассказываем о четырех причинах, почему вы должны посмотреть его и начать более трепетно относиться к тому, что виртуальная жизнь может полностью захватить реальную.
Увлекательный сюжет
Мартин, или как зовут его близкие Марти (Якуб Немчок) – 15‑летний школьник из благополучной семьи, трагически погибает под колесами грузовика. Родители подростка – Петр (Ян Грандмэн) и Алена (Петра Бучкова) – раздавлены этим событием, но собираются с силами и решают сообщить об этой печальной новости друзьям сына в соцсетях.
Но когда отец открывает аккаунт мальчика, то находит несколько доказательств того, что его смерть была не случайной. Симпатичная девушка по имени Элишка давала ему странные задания и заставляла творить настоящие преступления. Первое из них – убить собственно пса, и Марти даже снял весь процесс. Петр приходит в ужас и внимательно изучает всю переписку.
Отец хочет выяснить, кем был на самом деле его сын – жертвой кибербуллинга или любителем острых ощущений, а также понять, что же случилось, и наказать виновных. Полиция ничем не может ему помочь и советует принять поскорее смерть сына, но Петр отправляется в школу Марти – кажется, там он сможет узнать больше об Элишке и ее заданиях.
Кибербуллинг
К сожалению, такое явление как травля в интернете не может обойти никого стороной. Но только если в реальной жизни люди всё же пытаются себя сдерживать и фильтровать поток своих слов, то под маской анонимности или при условии, что они находятся далеко от жертвы, они не подбирают слов и начинают унижать человека всеми способами.
Сериал препарирует эту проблему, которая особенно актуальна для подростков с подвижной психикой. Через историю Марти мы наблюдаем от начала и до конца, как разговоры с новыми интернет‑друзьями могут перерасти из невинного обмена шутками и фотографиями во что‑то более серьезное и пугающее.
С психикой Марти начинают твориться какие‑то странные вещи. Вместо того, чтобы обратиться за помощью к родителям, он начинает «как взрослый» решать груз проблем, что на него упал, сталкивается с хейтом и травлей со стороны своих сверстников и окончательно теряет критическое мышление, когда понимает, что попал в западню.
Глобальный мир
Российский зритель мало знаком с сериалами и фильмами, которые производятся в Чехии, и мало знаком с культурой и традициями этой страны. Поэтому проект #мартимертв дает отличную возможность посмотреть на то, как устроена жизнь в Праге, как работает полиция, суд, чиновники, и провести параллели с родной страной.
К сожалению, вдохновением для авторов сериала послужили реальные события, которые происходят с подростками по всему миру, в частности трагическая смерть 15‑летнего школьника из США, который стал участником интернет‑розыгрыша, который ему устроили одноклассники в социальной сети.
Также режиссер Павел Соукуп рассказывал, что узнал из социальных сетей о существовании таинственной игры «Синий кит», в которую якобы играли российские подростки и выполняли странные задания, связанные с риском для жизни. Он зацепился за эту историю и вместе со сценаристами приступил к созданию #мартимертв.
Влияние
На волне успеха сериала, который получил награду на «Эмми», создатели сериала приступили к созданию нового проекта #aннапропала, который должен выйти на экраны в 2023 году. Он снят в похожей с #мартимертв стилистике короткометражного веб‑сериала, но теперь его главной героиней становится школьница, которая без вести пропадает, но благодаря ее социальным сетям есть шанс отыскать ее и наказать преступников.
Вдохновением для сериала #мартимертв послужил формат скринлайф‑фильмов, которые пропагандирует режиссер Тимур Бекмамбетов, в котором действие картины разворачивается на экране телефона или компьютера. Создатели чешского сериала явно вдохновлялись его проектами – фильмом ужасов «Убрать из друзей» и триллерами «Поиск» и «Профиль».
В #мартимертв большое количество времени уделяется переписками, которые читает отец на компьютере сына или даже в них участвует, поэтому грань между реальными и виртуальным общением стирается, полностью погружая зрителя в трагическую историю неуверенного в себе школьника, который думал, что сам со всем справится.