Amediateka Blog
blog-banner
Лонгриды

Ликбез по свободе слова: Зачем смотреть «События прошедшей недели с Джоном Оливером»

Бесстрашная критика властей и острейший юмор.

В 2020 году от новостей устали даже те, кто раньше считал своим долгом держать руку на пульсе. Казалось бы, в такой насыщенной обстановке нужно дистанцироваться от информационных программ, но нет. Вместо этого рекомендуем включить новостное шоу «События прошедшей недели с Джоном Оливером» (Last Week Tonight with John Oliver), несколько сезонов которого специально для Амедиатеки озвучил и прокомментировал журналист и ведущий Михаил Козырев. 

Знакомьтесь: Джон Оливер

Дом Дракона

Если вы до сих пор не знакомы с этим британским комиком, завоевавшим сначала любовь американских зрителей, а затем и ценителей острой сатиры во всем мире, то вам можно одновременно посочувствовать и позавидовать. Посочувствовать — потому что вы пропустили столько потрясающих шуток на тему актуальных событий, позавидовать — потому что вы еще можете наверстать упущенное.

Кому‑то Джон Оливер известен по роли неудачливого профессора Дункана из «Сообщества», кому‑то — как соавтор сатирического подкаста The Bugle, а кто‑то помнит его как стендап‑комика. В 2006 году он присоединился к команде программы The Daily Show в качестве корреспондента и спокойно работал в этой должности, пока в 2013 году основной ведущий программы Джон Стюарт не отлучился на съемки своего фильма. Понадобилась временная замена, и Оливер занял кресло Стюарта.

Хотя все знают, как жестоки к новичкам бывают критики и зрители, саркастичного британца приняли тепло. Настолько, что вскоре после возвращения Стюарта Оливеру предложили вести собственное шоу. Так и появились «События прошедшей недели». 

Новости — это смешно?

Дом Дракона

За что же люди полюбили Оливера? Он не играет в ментора и не пытается казаться святошей. Он парадоксально сочетает в себе абсолютную доброжелательность и беззлобность со способностью разъедать новостную повестку ядом, сочащимся из каждой шутки. Но самое главное — он не боится. Джон Оливер не раз доказывал, что ему не страшно критиковать политиков любого уровня, открыто высказывать свое мнение по самым разным вопросам и даже посылать к черту целые города прямо в эфире.

Последнее, кстати, не преувеличение: летом 2020 года Оливер жестко раскритиковал власти городка Данбери в штате Коннектикут за расовую дискриминацию при отборе присяжных. Мэр Данбери в ответ пообещал назвать именем ведущего городскую канализацию, намекая на то, что в сточных трубах содержится то же, что и в Джоне Оливере. Кончилось, правда, все довольно мирно: чиновник сдержал свое слово, а корреспондент «Событий прошедшей недели» посетил торжественное открытие канализации имени самого себя и даже посвятил этому несколько минут своей программы.

Естественно, мэр Данбери — далеко не самая влиятельна фигура, с которой дерзнул поспорить ведущий. В эфире «Событий» регулярно достается и американскому президенту: шуток о дипломатической несостоятельности, внешности и даже сексуальном темпераменте Дональда Трампа хватит на несколько толстых томов. Впрочем, в текстовом формате они бы многое потеряли. Харизма Джона Оливера — чуть ли не главная изюминка шоу, и именно броские интонации ведущего превращают обыкновенные колкости в эталонную сатиру.

Актуальность

Дом Дракона

Но не думайте, что шоу замыкается на обсуждении внутренней кухни США — зарубежью тоже попадает от комика, в том числе достается и России. В 2016 году, например, Оливер комментировал ситуацию с правами человека в Чечне. Также в разные годы в рамках шоу обсуждались убийство Бориса Немцова, отравление Скрипалей и теплые отношения Дональда Трампа с Владимиром Путиным.

Конечно, в 2020 году многие избегают просмотра новостей: инфоповодов хоть отбавляй, а вот нервных клеток для обработки бесконечного потока уведомлений не хватает. Но «События прошедшей недели с Джоном Оливером» — это безопасный и веселый вариант. Шоу стоит смотреть даже и (особенно) тем, кто пытается хоть иногда выпадать из тревожной повестки. Есть все основания полагать, что смешнее, изящнее и безболезненнее, чем Оливер, вам никто происходящую кругом жесть не подаст. А в курсе происходящего быть все‑таки надо.

Феноменальный талант ведущего обращать внимание на важные проблемы, не разводя при этом панику на пустом месте, однозначно сэкономит вам нервы. А бодрый темп передачи сэкономит время. Можете буквально отсиживаться под камнем целую неделю, чтобы потом с наслаждением понаблюдать, как все эти дни мир горел в пламени беспощадного 2020 года. Еще и посмеетесь от души — Оливер вам это обеспечит!

Голос Михаила Козырева 

Дом Дракона

Для российской аудитории новый сезон шоу озвучивает журналист и ведущий Михаил Козырев, соизмеримая с Оливером легенда острого тв‑формата. Для нашего материала мы попросили его немного прокомментировать творчество британского сатирика и рассказать о процессе работы над проектом.

Джон Оливер — потрясающий чувак, невероятно талантливый. И очень смешной, со своим ярким узнаваемым стилем язвительной сатиры. Российской аудитории это должно быть интересно в первую очередь, поскольку у нас этот жанр отсутствует. Политическая сатира в России — абсолютное табу. Здесь же мы видим шоу, которое не боится вообще ничего. Количество, например, язвительных шуток по поводу действующего президента США просто зашкаливает, едва ли не в каждом выпуске. Я сам все время ловлю себя на мысли: да неужели он может себе это позволить? Неужели ему за это ничего не будет? Это яркий пример того, что только так существует, развивается и поддерживается демократия и свобода слова.

Я читал, как Джон готовится к программам: он 24 часа в сутки смотрит тв-каналы, постоянно читает новости. Он всегда включен, у него круглые сутки в офисе работают все эти CNN и Fox News, радикально противоположные каналы, откуда он выуживает сырье для своих программ. Я думаю, у него работает очень крутой экипаж авторов, но в конечном счете все, что он говорит, — это его собственная точка зрения. И помимо того, что это ликбез по свободе слова, это еще и ликбез по тому, как делать подобные шоу.

Мне очень нравится, как они умудряются расцветить порой самый жесткий и серьезный текст постоянными культурологическими сравнениями: то с фильмами, которые недавно вышли, то с тв-программами, которые знает вся Америка. И у него есть несколько приемов, которыми он постоянно пользуется, — я их уже почти все выучил. Например, эскалация абсурда. Он берет какой-нибудь тезис и в течение нескольких секунд разгоняет его до хармсовского юмора, до абсолютной бредятины. И это очень круто срабатывает. Ничего не сказать, мастер своего дела.

У меня одна задача — вставить нужное количество слов, чтобы успеть. Ведь зачастую русский перевод получается длиннее и многословнее. И, конечно, накануне всегда просматриваю серию в оригинале — это позволяет разметить такие маркерные точки. Ведь по скорости нужно успевать переводить его шутки и образы, когда иллюстрации к ним появляются у него в левом углу. Я стараюсь сокращать текст без ущерба смысла, просто чтобы он совпадал по темпу. Но это очень непростая задача. Я даже после каждой программы фотографирую кусочек текста, в котором существуют совсем уж невозможные словосочетания.

film poster
2014

События прошедшей недели с Джоном Оливером

Last Week Tonight with John Oliver

Режиссеры: Кристофер Вернер, Брюс Ледди

Вам это понравится