Приквел «Игры престолов» постепенно подходит к концу — последний, десятый эпизод первого сезона выйдет уже на следующей неделе. Если вы сомневались в шоу или откладывали его для бинджвотчинга, самое время к нему вернуться.
Рассказываем, как «Дом Дракона» нашел свою аудиторию и доказал, что он нечто большее, чем предыстория легендарного сериала.
Клан Таргариенов
Как уже подробно объяснялось в материале о «Доме Дракона», новый сериал HBO изначально не должен был повторять схему «Игры престолов». Исходный материал у двух шоу очень разный: на события «Игры престолов» ушло меньше десяти лет, в книгах предоставлялось много разных точек зрения (в английской терминологии — POV, point of view), а ключевым было противостояние и борьба разных домов Вестероса. Основной конфликт «Дома Дракона» — это междоусобица, так называемый «Танец драконов», который длился десятилетиями и серьезно подкосил величие королевского рода.
Предыдущая экранизация Джорджа Мартина была политической и социальной драмой, которую противоречивые герои, кровавые битвы и черный юмор только дополняли. Первый сезон «Дом Дракона» — это, скорее, фэнтезийный «Клан Сопрано». Центром всегда остаются отношения внутри семьи, личные проблемы и конфликты главных героев. Остальные проблемы, в том числе политические, служат фоном. Неважно, кто именно атакует границы Семи королевств — главное, чтобы Деймон Таргариен показал свой героизм!
Благо, история Таргариенов заковыристая, сложная, а местами — например, когда дело касается инцеста — еще и морально неоднозначная. Одних только ближайших членов семьи к девятому‑десятому эпизоду набирается столько, что впору чертить схему. Дяди‑дедушки и племянницы‑жены тоже здорово запутывают, как и часто повторяющиеся имена. Чтобы никто не потерялся в этом ветвистом древе, на сайте HBO подготовлен специальный гайд со всеми родственными связями, исполнителями ролей одних и тех же персонажей в разном возрасте и короткой биографией (без спойлеров).
Новые звезды и удачная ротация
Залогом того, что зрители не запутаются в многочисленных людях с белыми париками, был отличный актерский каст. Здорово, если вы знаете Пэдди Консидайна еще с роли в «Нокдауне», а Мэтта Смита — как Одиннадцатого Доктора, но большинство зрителей впервые сполна оценило этих артистов именно в «Доме дракона». Сейчас они наконец получают должное внимание и любовь, как в свое время его заработали Питер Динклейдж, Лина Хиди, Эмилия Кларк, Эйдан Гиллен и другие «престольники».
Консидайн и Смит здесь выбраны неслучайно: именно им принадлежат лучшие моменты сериала, большинство которых происходит в зале с Железным троном. Химия между ними совершенно волшебная, а некоторые сцены — если верить продюсерам — вообще были импровизацией. Их взаимодействие внушает исключительно теплые чувства, чего частенько не хватало в «Игре престолов», где братья и сестры постоянно были разбросаны по разным уголкам мира.
Но интереснее всего в шоу те актеры и актрисы, которые не задержались на экране. Весь первый сезон «Дома Дракона» построен на прыжках во времени, и они постоянно увеличиваются — на четыре года, на шесть, десять лет. Так в сериале появились, например, очаровательные дети Таргариенов Тай Теннант и Лео Харт или магнетически харизматичные партнеры главных героев — Райан Корр (Харвин Стронг) и Нанна Блонделл (Лейна Веларион).
А еще благодаря ротации на главных ролях авторы смогли показать, как росли и менялись две ключевые героини «Дома дракона» — принцесса Рейнира и королева Алисента. В обаятельную Милли Олкок, которая сыграла юную версию Рейниры, сложно не влюбиться. Между тем, до шоу HBO она играла только в австралийских проектах, впервые столкнулась с таким уровнем продакшена и постоянно была «под крылышком» у старших актеров из ансамбля. Будучи новичком, она привнесла в Рейниру свежесть, юность и задор, которые потом трансформируются в гораздо более спокойную энергетику Эммы Д’Арси. Это идеальная прогрессия одного образа, к которому действительно успеваешь привязаться за десять эпизодов.
Любовь к несовершенным героям
Если опираться на рассказы, легенды и даже конкретно финал «Игры престолов», Таргариены кажутся не самыми приятными правителями и людьми. Они постоянно занимались кровосмешением, шли на любые уловки ради удержания власти, а половина королей могла внезапно сойти с ума и устроить жестокие репрессии. Не нужно напоминать, как печально и бессмысленно окончилось короткое правление Дейнерис. В книгах Таргариены были просто именами на бумаге, описанными с чужих слов и сплетен, зачастую даже не слишком точных: часть истории Рейниры и Деймона вообще пересказывал придворный шут.
Парадокс в том, что авторы «Дома Дракона» сохранили основные сюжетные повороты, но сделали персонажей человечными. Самый несовершенный и проблемный персонаж, Визерис I, был откровенно плохим королем: нерешительным, слабовольным, постоянно делающим выбор не в пользу королевства. Совещаниям и переговорам правитель предпочитал построение большой модели Вестероса в своей комнате — это привело к бесконечным шуткам об игре с наборами LEGO. При этом, как здорово подметил портал Ringer, он же был самым понятным и близким к зрителю героем.
Без драконов, жажды крови и власти Визерис был «таким же, как все» — и именно это подкупало. Таргариены наконец показаны людьми со своими слабостями и желаниями. Такой подход хорош и для новых зрителей, которые хотят погрузиться в семейную драму, и для фанатов вселенной Джорджа Мартина — кому не будет интересно, как выглядят живые легенды?
Конец — это только начало
Стартовал «Дома Дракона» слегка неровно: первые «разгоночные» эпизоды были медленными, знакомство с героями — растянутым, а зрителям было сложно сразу понять тон нового сериала. Это вторая «Игра престолов»? Это логичный приквел, который наконец раскроет все родовые травмы Таргариенов? Или, может быть, просто нудное продолжение ради наживы на популярном бренде HBO?
После рекордной премьеры просмотры начали падать, но внимание вернули более откровенные и интригующие сцены из четвертого эпизода. К концу сентября сериал смотрели, в среднем, по 20 миллионов зрителей. Но голые цифры менее показательны, чем реальная любовь от поклонников и поклонниц: благодаря сложным кровным связям соцсети заполонили мемы «девушка, которая тебе нравится — отец — ее дядя — ты», где зачастую фигурирует едва ли не три‑четыре человека; болеющий Визерис I мутирует в Горлума; неспортивное поведение сира Кристоля Коля превратилось в олицетворение обиженных мужчин, и так далее. У «Дома Дракона» есть все шансы так же прочно войти в массовую культуру, как когда‑то вошло деление на дома Вестероса и шутки про стаканчик из Starbucks.
При этом, как ни удивительно, впереди осталось только самое интересное. В восьмой серии сериал дошел до своей сюжетной отправной точки — вроде смерти Неда Старка, после которой начинается жесточайшая борьба за власть. По словам Джорджа Мартина, «Дому Дракона» для полного раскрытия истории нужно еще три сезона. После забавной, трогательной, но слегка затянутой экспозиции зрители наконец увидят то, по чему соскучились: зрелищные схватки, коварные предательства и в несколько раз больше драконов. Только в случае с новым сериалом мы еще и чуть больше привязаны к одной небольшой компании героев, которые росли, влюблялись, ошибались и развивались у нас на глазах.