Warning: Undefined array key "_s2s_is_active" in /var/www/www-root/data/www/blog.amediateka.ru/wp-content/plugins/scroll-to-site/scroll-to-site.php on line 83
Warning: Trying to access array offset on null in /var/www/www-root/data/www/blog.amediateka.ru/wp-content/plugins/scroll-to-site/scroll-to-site.php on line 83
Мы запустили большой спецпроект, рассказывающий о выдающихся сериалах и фильмах.
В этом материале изучаем феномен сериала «Чернобыль» от HBO. Это пять часовых эпизодов, рассказывающие о самой страшной техногенной катастрофе, унесшей жизни около четырех тысяч человек.
Сценарист Крэйг Мазин и режиссер Йохан Ренк изучали массу исторических документов и записей, вникли в то, что происходило в момент взрыва и после него, и съездили в Припять, чтобы снять реалистичный и ужасающий портрет трагедии.
«Мы знаем, как началась Первая мировая война — кто‑то убил эрцгерцога Фердинанда. Титаник врезался в айсберг. Ли Харви Освальд выстрелил в Джона Кеннеди. Мы знаем, что Чернобыль взорвался, но не знаем почему», — говорит создатель сериала Крэйг Мазин.
Это неведение и послужило для Мазина стимулом к написанию драмы, которую HBO покажет в США и Европе. Большая часть съемочного процесса прошла в Литве, а вместе с HBO создателем сериала значится британский телеканал Sky, поэтому, помимо России, «Чернобыль» также увидят в Великобритании, Ирландии, Италии, Германии и Австрии.
Мазин до «Чернобыля» работал над принципиально иным материалом. Сериал HBO — вызов для него и новый формат. Раньше Крэйг Мазин снимал полный метр, преимущественно комедийный. Он — сценарист двух частей «Очень страшного кино», «Супергеройского кино», «Мальчишника в Вегасе 2» и «Белоснежки и охотника 2». Перед премьерой сериала Крэйга сразу несколько журналистов спрашивали, каково ему переходить с комедии на трагедию.
«Я всегда говорил, что нет ничего сложнее, чем написать комедию. Это невероятно тяжелая работа. Я так долго работал в комедийном жанре, что у меня выработалось чувство обязательства перед аудиторией, на которое я опирался при работе над „Чернобылем“. Единственный способ помочь зрителю прожить историю так, как я этого хочу, и чтобы зритель остался у экрана, остался доволен увиденным — только через уважение», — говорит Мазин.
Транслировать эмоции и уважение Мазину помогают актеры Стеллан Скарсгард («Тор», «Девушка с татуировкой дракона»), двукратная номинантка на «Оскар» Эмили Уотсон («Вселенная Стивена Хокинга», «Эквилибриум») и Джаред Харрис («Террор», «Корона»). Из трех главных героев — две реальных исторических личности и одна выдуманная.
Единственный способ помочь зрителю прожить историю так, как я этого хочу, и чтобы зритель остался у экрана, остался доволен увиденным — только через уважение.
Ульяна Хомюк — ядерный физик из СССР, которая расследует взрыв реактора Чернобыльской АЭС с научной точки зрения. Она рискует своей свободой, своей жизнью, чтобы добиться обнародования правды. Это вымышленный персонаж, которого играет Уотсон. Отчасти Хомюк — отражение взглядов Валерия Легасова, ученого, которого Кремль назначил во главу комиссии по расследованию причин.
Самого Легасова играет Джаред Харрис. Как говорит Мазин, перед актером стояла тяжелая задача — исполнить роль интеллектуально одаренного человека, столкнувшегося с тяжелым моральным выбором. Легасов принимал решения в ситуациях, к которым нельзя было подготовиться. Он отвечал на вопросы, у которых не было положительного ответа. Советскому химику‑неорганику было 50 лет, когда на него взвалили груз Чернобыльской АЭС. Он одним из первых прибыл на место катастрофы и пробыл там четыре месяца вместо допустимых двух‑трех недель. Именно он сообщал правительству СССР о ситуации в зоне аварии, предложил состав смеси, которой был засыпан горящий реактор, и настаивал на немедленной эвакуации Припяти. Легасов записал на диктофон рассказ о катастрофе в Чернобыле. Запись позже попала в BBC и стала основой для фильма «Пережить катастрофу», а вскоре оказалась и у Мазина. По некоторым данным, основная часть рассказа кем‑то стерта.
«Я работал с записями Легасова, также изучал другие аспекты его работы и жизни, пытался понять, как он принимает решения, — рассказывает Мазин. — Это был уникальный человек. Он не был идеальным — у нас в сериале нет идеализированных героев, потому что никто не идеален. Мы пытаемся показать каждого с человеческой и честной токи зрения. Валерий Легасов был частью идеологии. Он был активным и ярым членом Коммунистической партии. Он был частью системы, и по ходу работы в Чернобыле многое в его убеждениях начинает разваливаться на куски».
Это был уникальный человек. Он не был идеальным — у нас в сериале нет идеализированных героев, потому что никто не идеален. Мы пытаемся показать каждого с человеческой и честной токи зрения. Валерий Легасов был частью идеологии.
Помимо записей Легасова создатели использовали интервью людей, видевших трагедию своими глазами, читали книги ученых, участвовавших в устранении последствий, изучали работы историков, оценивавших трагедию со стороны, доклады, документальные фильмы, исторические фото и аудиозаписи.
«Мы говорим о большом количестве материалов, которые являются собственностью Советского Союза. Нам пришлось подключить множество каналов, чтобы удостовериться, что эти материалы у нас на законных основаниях. Наш продюсер Сэнна Уоленберг провернула выдающуюся операцию по сбору всех материалов на протяжении долгих месяцев», — говорит Мазин.
Материалы собирали не только по Легасову, но и по Борису Щербине, партийному и государственному деятелю, который возглавлял правительственную комиссию. Именно он отдавал приказ об эвакуации и также работал на месте трагедии. Щербину играет Скарсгард, примеривший на себя имидж советского чиновника.
Наш продюсер Сэнна Уоленберг провернула выдающуюся операцию по сбору всех материалов на протяжении долгих месяцев.
«Мы были одержимы аутентичностью. Все мы… старались ухватить каждую деталь до шнурочка, до марки часов, до очков, шляп и причесок, которые носят главные герои», — подчеркивает Мазин.
При явным акценте на документалистику создатели «Чернобыля» говорят, что их 5‑серийный фильм — не просто рассказ о катастрофе. Это история со следующей моралью: вот что бывает, когда люди предпочитают верить лжи, а не правде.
СОЧУВСТВИЕ И ГНЕВ
Первые рецензии на «Чернобыль» начали появляться еще 26 апреля. Негативных отзывов с тех пор никто не написал. На Rotten Tomatoes у нового сериала HBO 100‑процентный рейтинг, на Metacritic — зеленая плашка с высокой оценкой «82»: 12 положительных рецензий и 2 нейтральных.
ОБЩЕЕ НАСТРОЕНИЕ КРИТИКОВ: жесткое шоу, тяжелое и даже пугающее зрелище, в котором катастрофа не главное. Фокус на людях и их поступках — хороших и плохих.
SLANT MAGAZINE: «„Чернобылю“ удается вызвать сочувствие к тем, кто пострадал, и заставляет злиться на людей, которые провалились и своим провалом спровоцировали взрыв. Ждите страшных кадров, учитывая то, какую тему поднимает сериал. К тому же режиссер Йохан Ренк не стесняется показывать людей, когда их рвет кровью, или зияющий кратер на месте ядра реактора, который подсвечивается желто‑зеленым цветом и поэтому выглядит, как адская глотка».
Мы были одержимы аутентичностью. Все мы… старались ухватить каждую деталь до шнурочка, до марки часов, до очков, шляп и причесок, которые носят главные герои
indieWire: «„Чернобыль“ — не для каждого. Постоянная неослабевающая напряженность и смерть, витающая в воздухе, помогают ярко воссоздать немыслимую катастрофу. Смотреть на это некомфортно (Не стоит садиться за „Чернобыль“ и за ужин одновременно). Но Мазин и Ренк отлично поработали, предложив аудитории истории, наполненную многими ужасами».
The Los Angeles Times: «Худшая ядерная катастрофа в истории становится лейтмотивом мощной и пугающей драмы HBO. Это работа, в которой есть напряжение, трагедия и наглядная демонстрация разрушительной коррупции, систематической некомпетентности и несгибаемой воли людей, готовых вытащить свою страну с края пропасти, как это уже бывало не раз после переворотов, войн, падений режимов, вторжений, голода и многого другого.
„Чернобыль“ воссоздает СССР в мельчайших деталях — от призрачных, пустующих панельных домов в зоне загрязнения, где бегают брошенные домашние животные, до подземных военных бункеров Коммунистической партии Беларуси в Минске».
Variety: «Мазин решился на необычный шаг, разбив Чернобыльскую катастрофу на более‑менее перевариваемые части. Каждый эпизод построен вокруг ключевых героев, но служат эти серии разным целям. Первые две — это непосредственно кошмар взорвавшегося реактора, далее — попытки устранить последствия и жертвы тех, кто пытался стабилизировать регион, финал — последствия решений трех главных героев».
TIME: «„Чернобыль“ — становится боем экспертов не на жизнь, а на смерть против глупых бюрократов, для которых предупреждения — это неудобная правда. „Чернобыль“ показывает, что бывает, когда общество перестает слушать науку. Учитывая стремительно усугубляющийся глобальный кризис, это важнейший посыл».
Первая серия: 7 мая в Амедиатеке.
Выход новых эпизодов: Каждый вторник вплоть до 4 июня.