Amediateka Blog
blog-banner
Лонгриды

Почему стоит смотреть сериал «Авеню 5» с Хью Лори

Добро пожаловать на борт.

С 20 января просторы Амедиатеки бороздит сериал «Авеню 5» Армандо Ианнуччи с Хью Лори в главной роли. Почему вам стоит отправиться в это космическое (во всех смыслах) путешествие — читайте в нашем материале. 

Анализируй это

Дом Дракона

Будущее средней дальности (где‑то 40 лет вперед). В «плавание» отправился круизный космокрейсер, оборудованный по последнему слову моды и напоминающий большие элитные морские паромы, что плавают, например, из Петербурга по Скандинавии: бесконечные рестораны и бары, спортивные секции, прочие службы — курорт, да и только.

На мостике корабля с красивым названием «Авеню 5» стоит уверенный в себе капитан (Хью Лори), которому хочется доверить свою жизнь, пока летишь по бескрайним галактическим просторам. Он справляется у безукоризненно профессионального экипажа, как идут дела, и вместе с самолюбивым собственником судна, бизнесменом Джаддом (Джош Гад), выходит выступить перед пассажирами, как вдруг происходит авария во время выхода одного из работников инженерной группы в открытый космос. Сперва меняется направление гравитации, и все пребольно стукаются о стену и друг друга, потом обратно, и происходит то же самое. Выясняется, что корабль отклонился от курса, и теперь все круизеры застряли в космосе не на несколько недель, как планировалось, а на несколько лет.

Но катастрофичность их положения становится все понятнее и для экранных героев, и для зрителей вместе с развитием сюжета. Почти каждая деталь из предыдущего абзаца будет подвергнута сомнению. На этом корабле все не так, как можно было предположить, все построено на огромной преступной лжи. Почему так вышло?

Космическое и комическое

Дом Дракона

Прежде всего нужно понимать, что «Авеню 5» — это сериал сугубо комедийный, не нужно ожидать после такого таинственного синопсиса триллера или хоррора. Режиссер Армандо Ианнуччи в прошлом году против своей воли стал иконой культурного сопротивления в России, когда его фильм «Смерть Сталина», представляющий собой саркастичное изложение исторических событий в верхушке СССР, сняли с проката.

На ТВ постановщик тоже отмечался проектами, имеющими политическую подоплеку: от «В гуще событий» до фаворита всех профессиональных премий, сериала «Вице‑президент», где, кстати, снимался тот же Хью Лори (правда, до него надо еще досмотреть, его персонаж появляется только в 4 сезоне). Ианнуччи всегда выводил в своих работах на чистую воду наше общество, демонстрировал человеческие пороки, для чего комедии на тему политики подходили как нельзя лучше.

В этом смысле «Авеню 5» — эксперимент: действие происходит в будущем, но недалеком, прямо как его подавляюще неумные герои. В общем, чтобы, задействовав специфическое чувство юмора Ианнуччи, высмеять несовершенство человеческой природы, нашлась даже более подходящая форма, чем комедия про Сталина и Хрущева — «Авеню 5» запреты в России не грозят.

Поле битвы: Земля

Дом Дракона

В последние годы наблюдается взлет, словно на реактивной тяге, фантастики в масс‑культе: запускаются один за другим такие сериалы и фильмы, которые нынче, с удешевлением спецэффектов, стало снимать куда легче — про инопланетян и битвы на дальних планетах, про полеты сквозь время и пространство. В этом смысле Ианнуччи вместе с «Авеню 5» следует тем же курсом, но, в отличие от многих кинофантазеров, придерживается псевдореалистической стилистики.

Пусть это не псевдодокументалистика, как тот же сериал «В гуще событий», но в целом мир, по версии авторов, не так уж сильно изменится за следующие (почти) полвека. Не будет ни счастья для всех (все уйдут обиженными), ни дистопичного ада — лишь те же глупые существа на утлом суденышке под названием Земля с поправкой на разумное развитие технического прогресса.

А еще Ианнуччи, конечно, не преминул тонко спародировать новых собратьев по жанру: капитан и его команда неиллюзорно напоминают тот же «Звездный путь» и его пресерьезных инженеров в форме, а еще немного «Звездные войны» — в тех сценах, когда показывается непарадная, рукотворная изнанка круизного корабля, где атмосфера — прямо как на мостике «Тысячелетнего сокола».

Апокалипсис, вау

Дом Дракона

Корабль — это модель человеческого общества в масштабе. Всеобщая деградация, и моральная, и интеллектуальная, по мнению Ианнуччи, привела к кризису всех институций. Как государственных властей, изображенных (изобличенных) в сериале подозрительно симпатичным седобородым капитаном, так и бизнеса в виде Джадда, погрязшем в самолюбии и совсем забывшем, что за деньги, которые ему платят, надо предоставлять соответствующие услуги, а не подвергать риску жизни довершившихся ему потребителей.

Сюжет развивается путем непрерывного разоблачения заговоров, которые были затеяны еще до спуска «Авеню 5» с космодромных стапелей: все прогнило в этом круизном королевстве. Надо думать, что в финале героев постигнет неизбежное наказание, и тогда ассоциация с «Титаником» Кэмерона, возникающая при просмотре сериала, станет еще более очевидной.

Театр абсурда

Дом Дракона

В таких условиях, чтобы поддерживать видимость нормальности происходящего, все участники этого театра абсурда начинают играть чьи‑то роли. Тем интереснее наблюдать за работами артистов, занятых у Ианнуччи.

Джош Гад, недооцененный корпулентный комедийный артист, над чьим появлением в образе Лефу в новом диснеевском фильме «Красавица и чудовище» принято подтрунивать, здесь кардинально перевоплотился. Его Герман Джадд — глупый олигарх, привыкший закрываться от нападающей на него со всех сторон реальности. Он думает, что если разбогател, то теперь понимает все и во всех сферах жизнедеятельности. Таким образом Ианнуччи издевается над появившимся недавно в социуме образом публичного эксцентричного миллиардера вроде Ричарда Брэнсона.

Британский классик комедии Хью Лори, в свою очередь, пародирует сам себя. Пока он исполнял в хитовом сериале «Доктор Хаус» роль гения‑мизантропа, ему приходилось имитировать американский акцент, ведь действие происходило в Нью‑Джерси. Теперь он пожинает плоды славы, много играет в дорогом кино (например, злодея в фильме «Земля будущего», тоже научно‑фантастическом). Здесь он изображает идеального американца‑героя‑капитана, но в какой‑то момент мы узнаем, что это все притворство, и даже его персонаж тоже лишь изображает английский акцент из Нового Света.

Весь мир — театр, а люди в нем — актеры, по‑шекспировски грустно усмехается Ианнуччи. Оказывается, что на корабле «Авеню 5» почти ничего не управляется людьми, и от пассажиров ничего не зависит, хотя, как известно, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. И в итоге другие пассажиры тоже окажутся вплетены в сеть лжи: из самых активных выберут нового пророка, который будет успокаивать изнеженных пассажиров, волнующихся по поводу частоты кормежки и свежести постельного белья. В сегодняшней лицемерной реальности важнее казаться, чем быть — вот о чем глаголет умеренно смешной, разнообразный (в том числе сцены с «Авеню 5» разбавляются включениями с Земли, где весьма обеспокоены ситуацией с космическими заложниками обстоятельств) сериал Армандо Ианнуччи.

7.0
film poster
2020

Авеню 5

Avenue 5

Режиссеры: Энни Гриффин, Дэвид Шнайдер, Натали Бэйли

Вам это понравится