Amediateka Blog
blog-banner
Подборки

«Самый громкий голос» и еще 10 сериалов о телевидении

Телевидение о телевидении.

Мы запустили большой спецпроект, рассказывающий о выдающихся сериалах и фильмах.

Недавно завершился сериал «Самый громкий голос» — бойкая хроника жизни Роджера Эйлса, генерального директора Fox News, медиаконсультанта нескольких президентов США и просто интересного человека. Скандалы, интриги, политическая пропаганда: без швов сыгранный Расселом Кроу, идеолог одного из самых влиятельных кабельных каналов мира прошел путь от телеворотилы с амбициями до настоящего медиа‑монстра. Впечатляющий путь, надо сказать.

Телевидение — это не только идеальная почва для взращивания идей самого разного толка (с последующим забиванием их в головы зрителей), но и микровселенная, жизнь в миниатюре, где от взлета до падения — один шаг. А когда ТВ осмысливают на ТВ — это вдвойне любопытно. Вспоминаем сериалы, где блестяще удалось передать напряженную и насыщенную атмосферу работы на телевидении.

«Самый громкий голос»

Дом Дракона

В сериале Showtime подчеркнуто односторонне рассказывается биография телеворотилы, идеолога про‑республиканского и очень популярного кабельного новостного канала Fox News Роджера Эйлса, которого играет пугающе непохожий на себя Рассел Кроу (что называется, не узнаю вас в гриме).

Это олдскульный разговорный мини‑сериал об изнанке телевизионного эфира, где солидные мужчины в пиджаках договариваются о том, как будут подавать новости под таким углом, чтобы росла их аудитория консервативных взглядов, то есть как делать канал не‑беспристрастным источником. Вообще, шоу в первую очередь рассказывает не о том, как же делается телевидение, а о жизни одного фактического преступника. И так мы узнаем (благодаря шоураннеру Тому МакКарти, лауреату главного «Оскара» за такое же расследовательское кино, «В центре внимания»), о том, как изменилась Америка за последние десятилетия, и, в общем смысле, о крушении знаменитой американской мечты и страны в том виде, в котором мы ее знали.

Ужасает и восхищает рассказ о том, как Эйлс подминает под себя устоявшуюся в США систему производства телевизионных новостей, где главенствует принцип сдержек и противовесов, где невозможно навязать всем сразу, от редакторов до ведущих, свою точку зрения, но гендиректору при помощи слежки, шантажа, харассмента (иногда кажется, что коллег он уламывает с ним спать не для того, чтобы удовлетворить свои сексуальные потребности, а только чтобы дальше росли рейтинги Fox News), увольнения неугодных и прочего, все же удается добиться своих дьявольских целей.

Иначе говоря, «Самый громкий голос» захватит даже тех, кто сторонится и политики, и историй о сексуальном насилии (хотя закрывать на это глаза особенно неправильно): в первую очередь это история о грандиозном, но сокрытом преступлении. Эдакий «Волк с Уолл‑стрит», только не приукрашенный, без ДиКаприо и разлетающихся в кадре фальшивых долларовых купюр, честно рассказывающий о том, как злодейства совершаются в реальной жизни — за закрытыми дверями, с расстегнутой ширинкой дорогого костюма.

Кроме прочего, в прошлом году о Роджере Эйлсе вышел документальный фильм с говорящим подзаголовком «Разделяй и властвуй».

film poster film poster
2019

Самый громкий голос

The Loudest Voice

Режиссеры: Кари Скогланд, Джереми Подесва, Скотт З. Бёрнс, Стивен Фрирз
В ролях: Рассел Кроу, Сиенна Миллер, Сет МакФарлейн, Аннабелль Уоллис, Саймон Макберни, Алекса Палладино, Наоми Уоттс, Джош Стэмберг, Род Маклахлан, Маккензи Эстин

«Студия 30»

Дом Дракона

«Студия 30» — из тех уникальных ситкомов, где каждый герой тебе как родной. От такого сериала не оторваться, даже если смотришь в пятый раз ту же серию (случайно включилась, уже весь сюжет помнишь, но не переключать же? лежишь, смотришь, классно). Причем таких легких, ненапряжных, но удивительно бойко написанных и смонтированных ситкомов за все годы можно найти немного. На ум приходят разве что «Сайнфелд», первые сезоны «Американской семейки» и британцы — «Книжный магазин Блэка», «Компьютерщики».

Герои снимают комедийную вечернюю программу, это формат, известный многим по Saturday Night Live (в России пытались делать что‑то похожее под названием «Yesterday Live»): прямой эфир, все действие тщательно отрепетировано и разыгрывается в театре с поворотной сценой при живой аудитории, полтора часа скетчей на злобу дня, в финале — музыкальный номер в исполнении какой‑нибудь звезды. В главной роли ведущего сценариста такой программы — Тина Фей, она же шоураннер самого сериала, ради которого ушла с настоящего SNL. В центре ненавязчивого сюжета находятся ее отношения с актерами (среди которых старая подруга, теледива сильно за 30, жаждущая популярности и сумасшедший, непредсказуемый Трейси Джордан), несколькими сценаристами разной степени маргинальности под ее началом и боссом, дико уверенным в себе гендиректором канала Джеком Донаги (бесподобный Алек Болдуин).

«Ночь спорта»

Дом Дракона

Сценарист, продюсер и шоураннер Аарон Соркин — настоящий гений в области сериалов о волнующихся людях перед камерами в прямом эфире, за которыми из рубки следят не менее нервные редакторы, режиссеры и продюсеры в наушниках. В его фильмографии — сразу три нашумевших шоу о телестудиях. Первой из них вышла «Ночь спорта», посвященная производству вечерней новостной программы (такие у нас делают на каналах типа «Матч ТВ»).

Формат следующий: двое сидят за столом и оживленно пересказывают спортивные события за день, превращая нехаризматичные сводки результатов матчей в человеческие истории, о которых невозможно молчать — такое называют в журналистике словом «сторителлинг». «Ночь спорта» — это два сезона получасовых серий, куда больше похожими на ту же «Студию 30»: здесь ставки не так высоки, как в его дальнейших проектах, и смотрится сериал легче, поскольку больше походит на ситком, чем на полномасштабную драму.

Уже здесь наметились те приемы, который Соркин использует постоянно на протяжении 20 лет: сверхбыстрые, резкие и саркастичные диалоги; сочетание производственной, рабочей драмы с лав‑стори (в стиле «Служебного романа»); трагикомедийность; даже на телевидении, в мире чистогана, у персонажей будет благородная цель. Главной соединительной фигурой на монтаже становятся сцены в духе «иду и говорю»: герой ведет несколько сверхскоростных разговоров на ходу со всеми встречными. Интересно также, что еще с «Ночи спорта» персонажами у Соркина выступают только идеалисты и перфекционисты с призванием, которое часто оказывается важнее, чем жизнь где‑то за пределами офиса. Но кому вообще интересно будет смотреть сериал о тех, кто работает так‑сяк, например, о создателях российского ТВ?

«Студия 60 на Сансет Стрип»

Дом Дракона

Впрочем, на несложной «Ночи спорта», посвященной небольшой, не самой главной на телевидении программе, Соркин явно только разогревался. В «Студии 60 на Сансет Стрип» примерно тот же сеттинг, что и в «Студии 30», даже названия похожи (и стартовали эти сериалы в один год). Но здесь Соркин показывает нам работу телесценаристов куда более трагикомедийно и в реалистическом ключе. Несмотря на то, что в Saturday Night Live и его аналогах очень смешные номера, это в первую очередь важная американская скрепа, дыхание эпохи в прямом эфире, и герои «Студии 60» чувствуют ответственность за это.

В первой же серии предыдущего шоураннера увольняют за то, что он выходит на сцену в прямом эфире и читает в камеру проникновенный монолог о том, что программа скатилась, и что мельчает его сатира из‑за многочисленных ограничений со стороны руководства канала и надзорных органов, которые очень боятся обидеть чьи‑нибудь воспаленные чувства. Его сразу увольняют, но на его место из‑за протектората только что взятой гендиректора телеканала (Аманда Пит) берут ранее попавших в опалу гениального сценариста Мэтта Олби (Мэттью Перри), имевшего отношения с главной актрисой из труппы передачи Хэрриет Хейс (Сара Полсон) и его друга‑режиссера.

Вообще же постоянных героев — человек пятнадцать, и они столь тесно связаны между собой, что даже самый короткий синопсис сериала раздуется на много абзацев. Их всех объединяет надежда на перемены и понимание, что работа на телевидении — это не только самовыражение, но еще необходимо достучаться до самой широкой аудитории, не подстраиваться под нее, а растить вместе с собой.

«Служба новостей»

Дом Дракона

Апофеоз Аарона Соркина на телевидении (после чего он окончательно ушел в кино) — «Служба новостей». Главная новостная программа на телевидении, ставки как никогда высоки. Всем руководит ведущий Уилл Макэвой, который подсдулся и уже давно не жжет сердца глаголом, но продюсировать его программу приходит его же бывшая любовница (Эмили Мортимер), и вот снова в суконной новостной передаче оголяется нерв времени.

Канал, на котором выходят новости Макэвоя, вымышленный, но инфоповоды настоящие: утром в газете, вечером в сериале. Вновь главная тема выпуска (в смысле, очередного тв‑проекта Соркина) — уникальный журналистский коллектив: шоураннера по‑прежнему больше всего занимают рабочие отношения и производственный процесс, когда нужно за день написать новостной выпуск, на что требуется немало времени. В результате этого в сериале — настолько быстрые диалоги, что их не успеваешь прочитывать с субтитров (а на телевидении и правда в первые же недели выучиваешься жить быстро: писать, снимать, думать — чтобы успеть раньше конкурентов выдать материал в эфир). Наконец, понимаешь, за что людям, которые сидят в кадре и читают с выражением текст по суфлеру, так много платят: не так‑то это и просто, оказывается, прочитать слова, от которых возмутится вся страна и, желательно, президент, и чтобы тебя после этого еще и не уволили.

film poster film poster
2012

Служба новостей

The Newsroom

Режиссеры: Алан Пол, Грег Моттола, Энтони Хемингуэй, Лесли Линка Глаттер
В ролях: Джефф Дэниелс, Эмили Мортимер, Джон Галлахер мл., Элисон Пилл, Томас Садоски, Дев Патель, Оливия Манн, Сэм Уотерстон, Крис Чок, Маргарет Джадсон

«Час»

Дом Дракона

Не только современные телестудии становятся героями сериалов, но и журналистика прошлого (впрочем, не такого уж далекого): британцы показывали на BBC Two сериал «Час» о новостях в 50‑е годы, когда происходило столько интересного, в том числе начальные расстановки Холодной войны. Впрочем, «Час» быстро превращается из столь любимой тем же Соркиным производственной драмы в сложное многожанровое произведение, и воспевающее нуарную эпоху, и высмеивающее ее. Посему сериал куда больше напоминает не «Службу новостей», а другое знаменитое телевизионное ретро о работе людей креативного класса — «Безумцев».

Здесь есть и куда более важная, чем какая‑то там журналистика, сюжетная линия о любовном треугольнике между молодым и наглым корреспондентом Фредди Лайоном (Бен Уишоу), ведущим новой новостной программы Гектором Мэдденом (Доминик Уэст), и их продюсером Бел (Ромола Гараи, ее героиня, кстати, основана на реальной работнице британского телевидения). Ко второму сезону становится больше политики и шпионажа, ведь в это удивительное послевоенное время как раз и были придуманы штампы той же бондианы, многие из которых тогда воплотили в жизнь.

«Эпизоды»

Дом Дракона

Удивительно, но в сериале о телевидении снова, как и в «Студии 60 на Сансет Стрип», снялся актер из «Друзей», на этот раз — Мэтт ЛеБлан в роли карикатуры на самого себя, голливудского актера с непомерными запросами, который если и идет на ТВ, то исключительно за «двумя грузовиками денег». Ему волею судеб достается главная роль в американской адаптации британского хита, шоураннеров которого, семейную пару сценаристов, приглашают в Голливуд. Уже на месте они обнаруживают, что генпродюсер канала вообще не видел их сериал и придумал на его основе что‑то совершенно другое, абсолютно не устраивающее авторов оригинала.

Это проект от автора все тех же «Друзей» Дэвида Крэйна, и он так же легок для восприятия: неторопливые гламурные разглагольствования британцев в Голливуде сильно проще для понимания, чем какие‑нибудь соркинские вирши (может, поэтому сериал продержался в эфире пять сезонов, дольше, чем любой из шедевров Соркина). «Эпизоды» вообще поначалу кажутся слишком размеренным ситкомом, в котором так сильно растянуты не самые значимые сцены, что можно к их концу забыть, с чего все начиналось. Но затем выясняется, что это подлинная драма о множестве неловких, неуверенных, бесталанных, при этом очень богатых людей, о том, как в Голливуде, где ничего не говорят напрямую и все скрывают за вежливыми улыбками и бессмысленными смол‑токами, убивают и душат творчество.

(Еще должны предупредить, что у сериала одна из худших заставок в истории американского телевидения).

«Шучу»

Дом Дракона

Несмотря на Джима Керри в главной роли и вроде бы комедийное название, это один из самых депрессивных сериалов современности. Керри играет ведущего детской образовательно‑развлекательной программы, где все герои, кроме него, — костюмированные животные.

Как это часто бывает, такие проекты делают очень грустные стареющие люди, и действительно, автор детской телепередачи Джефф Пиккарилло оказывается заложником образа и формата (как другой известный герой Керри — Труман) и в результате вынужден изменить себе и не рассказать детям о том, что для них будет по‑настоящему важно узнать — как справляться с потерей близких и пережить чью‑то смерть.

Сам Пиккарилло потерял в аварии сына, а затем и в каком‑то смысле всю семью, когда жена с ним разводится. «Шучу», пытаясь ответить на вечный вопрос о том, как жить дальше, достигает жутких экзистенциальных глубин благодаря режиссеру Мишелю Гондри, поэту глазированной сентиментальности (фильмы «Вечное сияние чистого разума» и «Пена дней»).

Второй сезон сериала стартует 3 ноября этого года.

film poster film poster
2018

Шучу

Kidding

Режиссеры: Мишель Гондри, Джейк Шрейер, Минки Спиро, Берт
В ролях: Джим Керри, Фрэнк Ланджелла, Джуди Грир, Коул Аллен, Джульет Моррис, Кэтрин Кинер, Джастин Кирк, Бернард Уайт, Алекс Рауль Барриос, Кода Босел

«Шоу Ларри Сандерса»

Дом Дракона

Этот довольно старый, но все еще любопытный сериал затейлив в своей структуре. Начинается каждая серия как классическое late‑night show с ведущим в пиджаке (формат в России удачно использовали лишь раз, из него получился «Вечерний Ургант»), который общается со звездами, проводит с ними глупые конкурсы и так далее. А продолжается все ситкомом о создании этой же выдуманной вечерней программы: Ларри Сандерс выходит из студии, садится в своем кабинете и начинает обсуждать со многочисленными начальниками и продюсерами, что будет завтра или на следующей неделе.

В первой же серии, например, он сталкивается с тем, что ему придется делать product placement (реклама какого‑либо продукта, имплементированная в само шоу), но он чувствует себя неловко, когда стоит в студии с какой‑то турбомотыгой для сада в руках и убеждает свою аудиторию эту мотыгу приобрести. Наверное, забавно бы выглядел похожий сериал, только о «Вечернем Урганте» и отношениях Ивана с гостями и Александром Гудковым.

«В прямом эфире»

Дом Дракона

Даже великий и ужасный Дэвид Линч делал телевидение о телевидении. «В прямом эфире» — одна из самых неизвестных его работ (он настолько неизвестный, что субтитры для последней серии приходилось переводить с польского). В США шоу выходило в самое нерейтинговое время, и по телевидению показали только первые три серии, после чего перестали мучить аудиторию артхаусом. Хотя «В прямом эфире», вышедший в 1992, на следующий год после трансляции второго сезона «Твин Пикса», — довольно понятный сериал в сравнении с этим мистическим шедевром и с другими полнометражными фильмами Линча.

В целом идея та же, что и в какой‑нибудь «Студии 60 на Сансет Стрип»: за кадром на ТВ происходит полный трэш, но магия прямого эфира всех спасает. Герои (их в том числе играет Мигель Феррер, известный по роли спецагента ФБР Альберта Розенфельда в «Твин Пиксе»), работники телеканала Zoblotnick Broadcasting Company, изо всех сил стараются произвести «Шоу Лестера Кинга» (ведущего играет Йен Бьюкенен, тоже из «Твин Пикса»), но лажают на каждом шагу, а зритель только и рад, ведь по телевизору кажется, что весь этот непрофессиональный абсурд делается нарочно, дабы всех развлечь. Чем дальше, тем больше через канву ситкома просачивается линчевская перверсивная странность: повторяющиеся каждую серию гэги к концу начинают пугать, театр абсурда вырождается в театр ужасов. Но чтобы дождаться наступления эффекта Линча, нужно быть весьма сильным духом.

«Критик»

Дом Дракона

Наконец, самый неочевидный телевизионный формат, о производстве которого при этом все равно сняли отдельный сериал, и даже анимационный, — ток‑шоу о кино. У нас таких нет вообще, за исключением, быть может, «Кино в деталях» и нескольких программ по каналу «Культура». Зато за рубежом Роджер Эберт и Джон Сискел были настоящими звездами и иконами кинокритики благодаря их программе At the Movies, которую и пародирует любовно «Критик», придуманный продюсерами «Симпсонов» Элом Джином и Майком Рейссом.

Полный лысеющий критик в свитере за серию успевает сделать отсылки к миллиону разных классических и авторских фильмов, спародировать самого Эберта, а еще сказать несколько раз свою коронную фразу о кино — «Оно воняет!» (It stinks!, опять же отсылка к «Двум пальцам вверх» Эберта и Сискела). В оригинале его озвучивал Джон Ловитц (что смешно, внешне он очень похож на своего героя), а в переводе — великий Борис Быстров, известный всем и каждому по озвучанию анимационных сериалов для РЕН‑ТВ. Элитистское и даже снобистское (в лучшем из значений слова) издевательство над современной синефилией и кинокритикой.

Вам это понравится