Спорт в кино — это не только драмы об аутсайдерах и андердогах, которые преодолевают все препятствия и достигают заветной мечты. Еще это истории о неудачах, жертвах, влиянии, упущенных возможностях, потерянных деньгах и славе.
Собрали семь увлекательных фильмов и сериалов, каждый из которых раскрывает спортивную тематику с необычной стороны.
«Футболисты»
Комедийная драма о жизни профессиональных игроков в американский футбол. Они получают миллионы, их обожают фанаты, про них говорят в новостях. Но помимо тренировок, пятничных игр и вспышек фотокамер у них есть друзья, семьи и, конечно, житейские проблемы.Шоураннерами «Футболистов» числятся Стивен Левинсон и Марк Уолберг, вместе создавшие «Красавцев». Если Уолберг в представлении не нуждается, то Левинсон — опытный творческий руководитель, курировавший «Подпольную империю» и «Пациентов».
Аудитория привыкла видеть в Дуэйне Джонсоне, который играет в сериале главную роль, непобедимого супермена, вступающего в схватку то с фантастическими монстрами, то с террористами. «Футболисты» — самая сложная роль в карьере звезды. Его персонаж — не особо удачливый, но целеустремленный финансовый менеджер Спенсер Страсмор, который хочет делать все по совести и справедливости.
«Хилы»
Несмотря на миллионы фанатов, классификация рестлинга не перестает вызывать вопросы. Из‑за отсутствия конкуренции до сих пор нет консенсуса, что это: постановочное шоу или полноценный вид спорта. В Японии к рестлингу относятся очень серьезно — считают спортом и национальным достоянием. В США же это популярный вид развлечений. Впрочем, одно можно сказать наверняка: сами рестлеры — выдающиеся атлеты, в которых сочетаются качества борцов, гимнастов и бодибилдеров.
«Хилы» помогут чуть лучше понять сам рестлинг и то, что происходит за пределами ринга. Джек Спейд (Стивен Амелл) стал владельцем полулюбительской и провинциальной рестлинг лиги Duffy Wrestling League после смерти отца. Мужчина сам частенько участвует в боях в роли «Хила» — так называют злодея. Он бьет исподтишка, использует запрещенные предметы и делает всё возможное, чтобы публика его ненавидела.
Младший брат Джека, Эйс (Александр Людвиг), выступает «Фейсом» — напротив, положительным героем и любимцем аудитории, который дерется честно и по правилам. Гротескные образы начинают диктовать обычную жизнь братьев: Джек на самом деле пакостит брату, а Эйс не понимает, как жить дальше без права на ошибку.
«Хилы» размывают грань между выдуманным рестлинг‑пространством и реальным миром, а еще отлично исследуют внутрисемейную динамику, нарушенную чрезмерными амбициями и братским соперничеством.
«Меня зовут Мохаммед Али»
Мохаммед Али — не только выдающийся боксер, но и поп‑культурная икона, общественный деятель и политический активист. Кинематографисты и документалисты несколько раз пытались перенести жизнь Али на большие и малые экраны. Трехчасовой проект Антуана Фукуа можно считать ультимативным жизнеописанием великого атлета, которое к тому же впервые ведется от лица Али.
Вместо «говорящих голов», которыми часто злоупотребляют документалисты, со зрителем общается сам Мохаммед Али. С помощью архивных материалов и старых интервью боксера удалось сделать рассказчиком собственной биографии. Али лично говорит про вызовы, сложности, триумфы и поражения, с которыми неоднократно сталкивался.
Как молодой боксер стал олимпийским чемпионом, завоевал титул чемпиона мира, принял Ислам, отказался воевать во Вьетнаме и получил запрет участвовать в боях, вернулся в спорт и вновь стал чемпионом. Наконец, особое место в фильме занимает деятельность вне ринга: Али боролся за гражданские права афроамериканцев и мусульман, помогал нуждающимся, угнетенным и стал послом пацифизма, понимания и человечности.
Меня зовут Мохаммед Али
What’s My Name: Muhammad Ali
«Время побеждать: Расцвет династии Лейкерс»
Баскетбол можно считать одним из самых кинематографичных видов спорта: счет постоянно меняется, а решающий бросок можно совершить за доли секунды до финальной сирены. За последние годы кинематографисты поняли, что даже архивные кадры можно превратить в документальный блокбастер. Во многом это заслуга «Последнего танца», который в разгар пандемии заставил не знакомых с историей NBA зрителей гадать, смогут ли Майкл Джордан и «Чикаго Буллз» завоевать чемпионство в последнем совместном сезоне — 1998 года.
На волне популярности к баскетболу HBO решил снять художественный сериал о другой суперкоманде — династии «Лос‑Анджелес Лейкерс» начала 1980‑х. Дело не только в том, что «озерники» завоевали пять чемпионств за девять лет, но и в том, что команду неспроста называли броским словом «Шоутайм». Команда играла в зрелищный баскетбол, но не менее эффектно вела себя вне площадки: ходила на голливудские тусовки, дружила со знаменитостями и постоянно попадала в скандалы.
«Время побеждать» — дерзкий портрет той эпохи. Создатели гонятся не за исторической достоверностью, а за ощущением, что в реальном времени творится что‑то уникальное. У сериала бешеный темп — своеобразная дань уважения стилю игры «Лейкерс»: динамичный монтаж, слом четвертой стены, стилизация под камеры 80‑х и анимационные вставки.
Даже если вы ничего не знаете о баскетболе, к концу первой серии вы влюбитесь в игру и особенно в многомиллионную индустрию развлечений, которую создали вокруг нее.
«Фарт»
Отсидев три года за хранение наркотиков, на свободу выходит Честер Бернштейн (Дастин Хоффман) — мошенник высшего класса, которому не терпится отомстить подставившим его бизнес‑партнерам. Бернштейн предлагает им совместно приобрести калифорнийский ипподром и открыть на нем казино.
«Фарт» — долгострой и проект‑мечты Дэвида Милча, создателя великого телевестерна «Дэдвуд». В детстве сценарист приходил на скачки с отцом и считал ипподром уникальным местом, в котором кипит жизнь и которое притягивает интересных людей и эксцентричных персонажей.
Милч мечтал создать сериал в течение 25 лет, но, несмотря на ироничное название, «Фарт» прожил всего лишь один сезон: виноваты несчастные случаи, которые происходили с лошадьми во время съемок. Тем не менее, сериал достоин внимания и упоминания в подборке.
«Фарт» наглядно демонстрирует обратную сторону конного спорта — это индустрия, которая вертится вокруг дохода. Ставки, тотализаторы, попытки покалечить жеребцов, переманить жокеев и подкупить тренеров. Никому нет дела до спортивного азарта и честного соперничества, когда на кону стоят огромные деньги.
«На дне»
Художественные спортивные сюжеты давно обросли набором штампов: герой, на которого никто не ставит; тернистый путь, полный предательств, разочарований и небольших осечек; наконец, заслуженная, но неожиданная победа.
Черная комедия «На дне» новаторски переосмысляет формулу, закольцовывая сюжет о попытке добиться славы. Ведь главный герой сериала — эгоцентричный и высокомерный бейсболист Кенни, который уже когда‑то играл на высочайшем, то есть национальном уровне, но из‑за своего характера всё упустил. После возвращения в родной провинциальный городок герой работает учителем физкультуры, но мечтает вновь добиться славы.
За попытками Кенни Пауэрса повторить невероятный путь к успеху скрывается на удивление хлесткий и злой комментарий о жизни современных атлетов. После подписания контракта с профессиональными командами многие сбиваются с пути и с головой пускаются в гедонизм. Новые возможности развращают спортсменов и заставляют их встать на путь саморазрушения. Именно желание вернуть себе статус и деньги, а не карьеру мотивирует Кенни.
Среди прочего «На дне» — еще и уморительная комедия о жизни в провинции южных штатов, где реднеки одеваются как ковбои, при первой возможности размахивают оружием и изучают тхэквондо в торговых центрах. Кенни Пауэрс — персонификация этих чудаковатых мест и ходячее напоминание о том, что в США прославиться и разбогатеть может любой хоть немного талантливый болван.
«Тайгер»
Как и «Меня зовут Мохаммед Али», «Тайгер» — масштабный трехчасовой документальный проект, посвященный великому спортсмену. Речь идет про гольфиста Тайгера Вудса, удерживающего первое место по количеству побед в американском профессиональном гольфе.
Впрочем, оба проекта могут похвастаться различными подходами к процессу создания. Во‑первых, «Тайгер» — это портрет, лишенный голоса и точки зрения самого героя: историю Вудса рассказывают и комментируют другие люди. Во‑вторых, в отличие от проекта про Али, в котором важную роль уделили активизму боксера, «Тайгер» если и смещает акцент со спортивных достижений, то только ради скандалов.
В конце нулевых, когда Вудс находился на пике карьеры, гольфист публично признался, что очень часто изменял жене — по подсчетам СМИ, со 120 девушками за пять лет брака. В одночасье любимец Америки и самый богатый спортсмен мира стал изгоем. Вудс поставил карьеру на паузу, чтобы наладить отношения в семье, но ничего не вышло. После развода гольфист почти не играл и лишь лечился от секс‑зависимости, пристрастий к болеутоляющим и снотворным, глубокой депрессии и постоянных травм.
«Тайгер» — еще одна важная история об обратной стороне успеха и честный портрет спортсмена, который поддался искушению и совершил несколько непростительных ошибок. Но всё же нашел в себе силы извиниться, стать лучше и, наконец, вернуться к любимому делу.
Тайгер
Tiger