Пандемия коронавируса — тема острая. Несмотря на то, что мир живет в режиме частичного (а кое‑где и вполне себе полноценного) локдауна больше года, мы еще не все знаем про ковид, хотя, безусловно, уже умеем с ним бороться.
История возникновения, подвиги врачей и ученых, а также карантинные истории из разных стран — собрали несколько документальных проектов, которые помогут лучше понять природу коварного вируса и оценить его влияние на современное общество.
«Последний круиз»
Чуть больше года назад на дорогущем круизном лайнере Diamond Princess произошла первая крупная вспышка коронавируса за пределами Китая. Тогда казалось, что с иммунным врагом, атаковавшим райское судно (где обитало почти что 4000 человек), можно совладать, изолировав потенциальных жертв по всем правилам безопасности. Однако в первую неделю лайнер настолько был опьянен безрассудным кутежом, что на надвигающуюся угрозу просто закрывали глаза.
«Последний круиз» примечателен тем, что показывает довольно редкий исторический момент (про такие обычно говорят — «вот как все начиналось») в эпоху, когда камеры есть практически у каждого участника событий в кармане. Таким образом, режиссерами этого фильма выступают люди на борту, которые выставляли сториз и выходили на видеосвязь с близкими. Картина в итоге становится ценным документом эпохи, который, возможно, спасет зыбкую человеческую память от повторения страшных ошибок.
«День, когда спорт остановился»
Одна из самых пострадавших сфер от коронавируса — спорт, причем не только в экономическом плане. Документальный фильм Антуана Фукуа («Тренировочный день») поэтично и по‑американски патриотично рассказывает как раз о том, что пострадал он еще и идеологически.
В центре картины — американский баскетбол, который и так был подавлен внезапной смертью Коби Брайанта. Однако локдаун усугубил ситуацию, сломав культуру восприятия спорта с болельщиками и четкими графиками предстоящих игр. Собственно, день, когда спорт остановился — 11 марта, 2020 года — дата матча ежегодного чемпионата NBA команд Юты и Оклахомы. Тогда у игрока Руди Гобера был обнаружен коронавирус (над которым тот язвительно иронизировал ранее). В итоге матч был отложен до сентября, как и вся запланированная серия игр.
Как раз во время мертвого сезона NBA, летом в США (хотя где только не) разгорелись массовые протесты в связи с печально известным убийством Джорджа Флойда при задержании. Это оставило свой отпечаток на возобновленных играх в начале осени, где перед каждым спортивным событием проводились минуты молчания в знак солидарности со всеми пострадавшими от полицейского насилия афроамериканцами. И Фукуа в своем фильме исследует именно этот парадокс институционального расизма, который по несчастливой случайности вспыхнул в тот момент, когда спорт больше не мог объединить нацию — а она так в этом нуждалась.
День, когда спорт остановился
The Day Sports Stood Still
«Дневники COVID‑19. Нью‑Йорк»
Помимо глобальных драм, охвативших мир во время пандемии, есть еще и личные, почти интимные. Так в «Дневниках» пять молодых жителей Нью‑Йорка рисуют совсем другой портрет города в локдауне, не тот, что мы привыкли видеть в сухих репортажах или документальных фильмах. Тут нет пафосных речей, заумных предзнаменований экспертов или многозначительных выводов, только эмоции людей, оказавшихся в эпицентре мирового кризиса.
Возможно, так и выглядит современная документалистика — в виде хаотичного видеоблога его непосредственных авторов, как когда‑то завещали эксперименты Александра Расторгуева (на последних годах его жизни). Документалистом становится любой участник событий, в определенный момент осмелившийся стать центром своей истории.
«Эпидемия с Антоном Красовским: все о коронавирусе»
Антон Красовский в нынешнем статусе — личность неоднозначная и спорная, поскольку работает на телеканале Russia Today, часто обвиняемого в госпропаганде. Однако его авторский проект, посвященный тяжелой эпидемиологической ситуации и атмосфере в России за проклятый 2020 год, внес большой вклад в просвещение населения. Изначально сериал задумывался как расследование о проблеме ВИЧ в стране, где многие все еще ее преступно игнорирует, но уже в феврале более актуальной в моменте стала другая эпидемия.
За год общий тон проекта и риторика Красовского прошли все этапы принятия неизбежного: от скептического отрицания опасности вируса до полного осознания масштабов катастрофы. А места съемок не ограничивались «красными зонами» одной лишь московской Коммунарки, — команда путешествовала даже по той части России, где местное здравоохранение и в мирное время, мягко говоря, испытывало трудности.
Особенно ценны интервью с главврачами, эпидемиологами, фармацевтами и политиками, которые настолько противоречивы, насколько и язвителен сам Красовский — банальными их точно назвать не получается. В конечном итоге «Эпидемия» исключительна хотя бы еще и тем, что аналогов ей в России за прошедший год по размаху просто не было.
Эпидемия с Антоном Красовским: Всё о коронавирусе
Эпидемия с Антоном Красовским: всё о коронавирусе
«Коронавирус: Репортаж из красной зоны»
Италия очень тяжело переживала пандемию, но об этом снято не так уж и много. В начале прошлого года в стране наблюдалась рекордная смертность, больницы не справлялись со шквалом заболевших, а город Бергамо стал печально известным символом коррупции в системе здравоохранения. «Коронавирус: Репортаж из красной зоны» — одна из редких возможностей увидеть, как ковид подкосил Италию.
Британский журналист Стюарт Рамзи, оказавшись практически на военной передовой, исследует катастрофу изнутри: как с точки зрения перегруженной медицины, так и с политической — он берет интервью у одного из мэров города, который изо всех сил пытается держать хорошую мину при плохой игре. Особенно удивительно это смотрится сейчас, ведь в сентябре страна, жившая в начале 2020 года практически надеждой, провела первый большой пост(меж?)ковидный кинофестиваль.
Коронавирус: Репортаж из красной зоны
Coronavirus: Into the Red Zone