Нуары зародились в Голливуде в 40‑50‑х годах прошлого века. Фильмы этого направления осмысляли мировой послевоенный кризис и усталость общества от бесконечных потрясений. Циничные персонажи существовали в черно‑белых камерных пространствах, давящих как на протагонистов, так и на зрителей своей щемящей атмосферой.
Повсеместное использование цвета в кино жанр (кстати, многие киноведы до сих пор спорят: стоит ли называть нуары жанром или всё‑таки направлением) не уничтожило, а преобразовало. Неонуары продолжили соблюдать каноны предшественников, но стали более гибкими в своем изображении — и речь не только о формальных цветовых решениях. Наглядно удостовериться в этом помогут следующие шесть проектов.
«Пэриш»
Немолодой шофер по имени Грэй Пэриш (Джанкарло Эспозито) работает на себя: пару лет назад открыл премиальный автопарк с лимузинами, и по привычке продолжил крутить баранку. Привычка эта образовалась много лет назад, в то время, когда Пэриш возил не бизнесменов и политиков, а преступников, помогая им, например, сбежать от полиции после очередного ограбления.
Однако смерть сына и начавшиеся финансовые трудности — тяжело быть частным водителем, когда тебя окружают монополисты вроде Uber — заставили Пэриша вернуться к нелегальной работе — снова стать Райаном Гослингом в фильме «Драйв» (не умер всё‑таки!). Старый товарищ Колин (Скит Ульрих) помогает водителю найти постоянного клиента: им становится новоорлеанский гангстер. Вместе с работодателем Грэй обретает и ворох проблем, ставящих под угрозу не только его жизнь, но и жизнь близких.
Конечно, «Пэриш» вдохновлен не только лентой Виндинга Рефна, но и многими другими: начиная от «Таксиста» Скорсезе, заканчивая «Водителем» 2014 года — сериалом, на котором частично основана история с Эспозито. Многие элементы классических нуаров на месте: герой с темным прошлым, повсеместный джаз, депрессивное окружение, и, конечно же, мафиози на каждом шагу. А если вы захотите переключиться на фэнтези, то смотреть онлайн «Игру престолов» можно в Амедиатеке.
«Босх»
В убойном отделе Лос‑Анджелеса служит преданный букве закона, но слегка взбалмошный сотрудник Иероним Босх (Титус Уэлливер). Коллеги Босха называют Гарри, но на этом всякое взаимодействие между ними заканчивается — Иероним нелюдим и ладит только с напарником Джерри (Джэми Гектор), да с дочкой Мэдди (Мэдисон Линтц), самой ярой поклонницей отцовских подвигов. К начальству Гарри тоже холоден, поскольку руководство частенько «мухлюет» под столом и берет взятки. Очередным делом Босха становится таинственное убийство 13‑летнего мальчика, которое, как кажется, указывает на то, что в городе завелся серийный убийца.
«Босх» основан на книгах «Город костей», «Эхо‑парк» и «Бетонная блондинка» Майкла Коннелли. Работы писателя — детективы в чистом виде, вобравшие в себя лучшее от других знаковых авторов жанра: Конан Дойла и Агаты Кристи. Силами сценаристов «Прослушки» Эрика Овермиера и Джимми Маккея действо больше стало похоже на неонуар, в котором понурый детектив после бокала виски по вечерам бдит на улицах Лос‑Анджелеса — любимого города главных нуар‑режиссеров: Билли Уайлдера, Романа Полански и Орсона Уэллса.
«Месье Спейд»
После приключений со статуэткой детектив Сэм Спейд (Клайв Оуэн) приезжает с новым заданием во Францию. Старая знакомая попросила Спейда доставить в город Бозуль ее семилетнюю дочь Терезу (Кара Боссом). По приезде американских путешественников должен был встретить отец Терезы Филипп Сен‑Андре (Жонатан Заккаи), однако мужчина, примкнувший к криминальным кругам, бесследно исчез.
Спейд был вынужден отдать девочку на воспитание в местный женский монастырь, а сам по счастливой случайности познакомился с богатой француженкой. Через несколько лет возлюбленная Сэма умерла, оставив виллу со всеми богатствами в его единоличное пользование, а на монастырь было совершено нападение. Тереза чудом спасается, а детектив берется за старое: начинает расследование случившегося.
Мало кто ожидал, что в 2024 году может выйти продолжение фильма 1941 года. Но именно это и произошло. «Месье Спейд» — полноценный сиквел культового «Мальтийского сокола» с Хамфри Богартом в главной роли. Ныне героя играет Клайв Оуэн, а нелегкая отправляет его из нуарного Сан‑Франциско в солнечную Францию. И пускай тон кардинально изменился, Скотт Фрэнк, режиссер сериала, бережно обходится с оригиналом, периодически радуя синефилов отсылками к ленте Джона Хьюстона. Ну а уставший Оуэн одарил персонажа недостающей глубиной, сделав холодного детектива 40‑х более человечным.
«Химера»
В 1984 году в Южной Корее произошла серия загадочных поджогов. На местах преступлений обнаруживались зажигалки с изображением мифического существа — химеры. В результате этих поджогов погибли три человека. 35 лет спустя, в 2019 году, случается похожий инцидент — новая серия поджогов, связанных с тем же символом.
За расследование берутся детектив Чха Джэхван (Пак Хэсу) — опытный полицейский, уже давно пытающийся раскрыть дело о поджогах, Юджин Хэтэуэй (Клаудия Ким) — профайлер из ФБР, приглашенный для помощи в расследовании, и доктор Ли Джунёп (Ли Хиджун) — специалист в области криминальной психологии. Совместными усилиями герои выясняют, что связывает трагические события 1984 года и новую серию поджогов. В ходе расследования троица также сталкивается с влиятельными силами, заинтересованными в сокрытии правды.
Южнокорейские авторы давно преуспели в американском направлении, и сегодня создают одни из самых интересных неонуаров — «Химера» похожа сразу на несколько выдающихся: «Воспоминания об убийстве» По Джунхо и «Решение уйти» Пак Чханука. Из ленты нулевых была позаимствована мрачная атмосфера и растерянность детективов перед прецедентным делом, а недавний победитель Канн схож по уровню операторской работы и тонкому визуальному повествованию, когда каждый кадр намекает либо на переживания героев, либо на пропущенную в расследовании улику.
Химера
Kimaira
«Соммердаль»
Дэн Соммердаль (Петер Мюгинд) — опытный полицейский, который вместе со своей женой‑криминалистом Марианной (Лаура Драсбек) и лучшим другом‑детективом Флеммингом Торпом (Андре Бабикян) расследует убийства в прибрежном городке. Дэн всегда был полностью поглощен своей работой, что постепенно отдалило его от жены, из‑за чего Марианна решает подать на развод.
Однако вскоре Дэн обнаруживает, что Флемминг, его близкий друг, также начинает проявлять чувства к Марианне, и вступает в борьбу за ее сердце. Несмотря на личные разногласия, трем героям приходится объединить усилия, чтобы раскрыть серию преступлений в родном городе. Троица пытается справиться с профессиональными вызовами, личными драмами и собственными сложными взаимоотношениями, которые в какой‑то момент перерастают из разряда обычного любовного треугольника в любовно‑рабочий.
«Соммердаль» способен завлечь зрителя не только детективной линией, но и своей атмосферой и визуальным стилем. Действие разворачивается в живописном датском городке, что создает ощущение мрачной, таинственной и меланхоличной обстановки. Мрачные цветовые тона, контрастное освещение и угнетающие пейзажи способствуют созданию неонуарного визуала, сопровождаемого метаморфозами экранного менаж а труа.
«Шугар»
Главный герой — частный детектив Джон Шугар (Колин Фаррелл), страстный киноман, частенько комментирующий происходящее с ним так, будто он главный герой старенького нуар‑фильма середины прошлого века. Сыщик возвращается из Токио, где занимался делом о похищении сына якудзы, в Лос‑Анджелес по просьбе голливудского ветерана‑продюсера Джонатана Сигела (Джеймс Кромуэлл).
Сигел просит Шугара найти его наркозависимую внучку Оливию (Сидни Чендлер), в очередной раз куда‑то, как кажется дедуле, сбежавшую. Шугар подозревает, что на этот раз что‑то пошло не так. Детектив начинает погружаться в клубок сложных взаимоотношений в семье Сигел, в которой мать Оливии трагически погибла, а отец, Бенни (Деннис Буцикарис), сын Джонатана, не проявляет особого беспокойства. В расследование также вовлечены бывшие жены Бенни: актриса Мелани (Эми Райан), страдающая от алкоголизма, и другие загадочные персонажи.
Сериал производства Apple в буквальном смысле — копирка самых популярных нуаров и детективных историй: когда герой Фаррелла в очередной раз повторит культовую сцену из «Сансет бульвара», например, он обязательно вспомнит о ней, а создатели учтиво продемонстрируют небольшой отрывок для недоумевающего зрителя. «Шугар» больше напоминает чей‑то фанфик, ловко сконструированный из обрывков культовых лент прошлого века, и стилистически напоминающего то черно‑белые самурайские опусы Акиры Куросавы, то сепию «Секретов Лос‑Анджелеса».