Amediateka Blog
blog-banner
Подборки

Наша пенсия опасна и трудна: cериалы о том, как возрастные детективы ищут преступников

Расследования в формате 60+ приветствуются!

Блестящий детектив — это не всегда молодой гений с горящими глазами. Иногда речь идет о помятом жизнью специалисте, основным инструментом которого становится не интуиция, а опыт. Рассказываем о пяти сериалах, которые посвящены пожилым сыщикам и их приключениям на пенсии.

«Месье Спейд»

Дом Дракона

В середине 1950‑х некогда образцовый частный сыщик Сэм Спейд (Клайв Оуэн) меняет мрачные улочки Сан‑Франциско на яркий городок на юге Франции. Овдовевший Спейд живет в приличном особняке, воспитывает дочь погибшей подруги и думает, куда ехать дальше, ведь совсем скоро, по слухам, с алжирского фронта вернется отец девочки. В это время судьба подкидывает детективу работенку — в местной церкви жестоко убиты шесть монахинь, весь город на ушах, а граждане обвиняют друг друга в случившемся. Спейду предстоит выйти из пенсии и разобраться в случившемся.

Несколько лет назад на HBO вышли два сезона «Перри Мейсона» — переосмысления одного из самых известных героев американской литературы XX века. Несмотря на то, что про сыщика Спейда написано в десятки раз меньше книг и рассказов, чем про юриста Мейсона, вряд ли кто‑либо рискнет спорить с высоким культурным статусом героя. Дело в том, что Спейда обессмертила одна экранизация — важнейший нуар «Мальтийский сокол». Современный сериал вполне мог рассказать о выдуманном происхождении героя в стиле «Перри Мейсона» — о детских травмах, тяжелых воспоминаниях войны и отчаянных в попытках сделать себе имя. 

Однако Скотт Фрэнк («Ход королевы») и Том Фонтана («Тюрьма OZ») создали нечто радикальное: творческий дуэт придумал продолжение, которое скрещивает элементы нуара с максимально нетипичным сеттингом. Потея под знойным французским солнцем и выслушивая размышления о крахе старой Европы, американцу Спейду предстоит вспомнить, каково это — выводить лжецов на чистую воду. 

8.2
film poster
2024

Месье Спейд

Monsieur Spade

Режиссеры: Скотт Фрэнк

«Коломбо»

Дом Дракона

«Коломбо» — классика американского телевидения и революционный детектив с перевернутой структурой. Обычно жанр построен на установлении личности преступника, но в сериале убийцу показывали в первые минуты эпизода. Основной интригой было противостояние неприметного детектива Коломбо и скользкого виновника — какие зацепки найдет герой, в какой момент раскусит преступника и как обхитрит.

В прошлом году свою версию так называемого howcatchem представил Райан Джонсон — в «Покерфейсе» героиня внутренне чувствовала ложь окружающих и могла выводить их на чистую воду. Коломбо же обходился без суперспособностей — лишь интуицией и дедукцией. Коломбо появился на телеэкранах в конце 1960‑х, а ушел с них — лишь в начале нулевых.

За это время зрители следили, как герой в исполнении Питера Фалька стареет, уходит на пенсию и возвращается к любимому делу. Неизменным оставались острый ум и прорывной образ Коломбо — не бесстрашного мачо, а обычного работяги, который любит жену, ходит в помятом плаще и ездит на стареньком «Пежо».

«Мисс Марпл»

Дом Дракона

Старая дева мисс Джейн Марпл (Джеральдин Макьюэн и Джулия Маккензи) наслаждается спокойной жизнью в английской деревушке. Однако время от времени — во время поездок к друзьям или частых прогулок по провинции — героиня натыкается на запутанные убийства и странные преступления. Любительнице головоломок и загадок не остается ничего иного, кроме как начать собственное расследование. 

Мисс Марпл — второй по популярности персонаж Агаты Кристи. Если про Эркюля Пуаро на британском телевидении создавали обстоятельный сериал, который точно экранизировал романы о бельгийском сыщике, то с Марпл вышла несколько иная ситуация. Создатели адаптации относятся к первоисточнику Кристи с уважением, но без боготворения: проще говоря, при каждом удобном случае они упрощали или кардинально меняли сюжет, а иногда и вовсе объединяли героиню с романами Кристи, в которых вообще не было Марпл. 

С другой стороны, цель оправдывает средства. Возможно, именно вольность создателей помогла сериалу стать классикой «уютного детектива» — поджанра, в котором дилетанты расследуют убийства в маленьких населенных пунктах, а виновниками оказываются соседи или знакомые. Можно бесконечно смотреть на то, как ироничная и заботливая мисс Марпл навязывает свою помощь полиции и бесит преступников своей дружелюбностью.

«Гарри Уайлд»

Дом Дракона

Дублинская преподавательница литературы Харриет Уайлд (Джейн Сеймур) выходит на заслуженную пенсию, но скучное вязание и домашние посиделки не устраивают неусидчивую героиню. Когда женщину грабят на улице, сын‑полицейский просит мать пожить с ним ради безопасности. Гарри отказывается, но замечает интересную зацепку в сложном деле, которым занимается сын. Очарованная опасностью Уайлд решает самостоятельно заняться расследованием, а в помощники берет подростка Фергюса — того самого хулигана, который совсем недавно ограбил героиню.

Британцы обожают детективы, но типичными тру‑краймами или полицейскими процедуралами сыт не будешь. На помощь приходит канал Acorn TV, который специализируется на сериалах, в которых сыщиками становятся эксцентричные или на первый взгляд максимально неподходящие для дела люди: кулинарная блогерша («Рецепты любви и убийства»), светская львица («Леди‑детектив мисс Перегрин Фишер») или вдова антиквариатчика («Расследования мадам Блан»). 

«Гарри Уайлд» — сериал той же категории: знакомая с криминалом и психологией преступников лишь по литературе героиня отчаянно лезет на рожон, вмешивается в расследования сына и в каждой серии доказывает, что пенсия — это еще не конец, а только начало счастливой жизни.

8.6
film poster
2022

Гарри Уайлд

Harry Wild

Режиссеры: Роберт Куинн, Роб Бурк, Ронан Бурк

«Отец Браун»

Дом Дракона

Начало 1950‑х, приходской священник Браун (Марк Уильямс) не только служит в церкви, но и раскрывает местные преступления. Цель благородная — желание постичь сложную человеческую природу и спасти душу виновного, добившись покаяния. Впрочем, существует и личный мотив — Брауну просто нравится проверять собственную наблюдательность и тешить логическое мышление. 

Отец Браун — герой романов и рассказов Г. К. Честертона — уступает в популярности разве что двум главным сыщикам британской литературы, Шерлоку Холмсу и Эркюлю Пуаро. Для последнего Браун и вовсе стал негласным прообразом — таким же с виду невинным, не выделяющимся в толпе и не представляющим угрозу персонажем, за неброской внешностью которого скрывается уникальная проницательность и гениальная сообразительность.

Просто в отличие от Холмса и Пуаро Брауну не везло с экранизациями — первая случилась в 1954 году (в главной роли — Алек Гиннесс), но это изменилось в 2013 году: тогда начался одноименный сериал, который до сих пор пользуется популярностью у аудитории. Вот уже одиннадцать сезонов чуткий и сопереживающий священник наслаждается опасной пенсией и спасением заблудших душ. 

Вам это понравится