Amediateka Blog
blog-banner
Подборки

Спили мушку: Главные сериалы-вестерны

Захватывающие истории о жизни в долинах насилия.

Мы запустили большой спецпроект, рассказывающий о выдающихся сериалах и фильмах.

С одним из главных вестерн‑сериалов, «Дэдвуд», спустя 13 лет без новых сезонов, случилось чудо: его историю завершили большим двухчасовым фильмом.

Сама традиция вестерн‑сериала, пусть и не совсем понятная для России (когда классику жанра транслировали в Америке, у нас ее включить было, конечно, невозможно) имеет длинную историю. В этом году об этом ранее уважаемом, популярном и одном из самых зрелищных на телевидении жанров еще любовно упомянет Квентин Тарантино в своем девятом фильме «Однажды… в Голливуде»: там Леонардо ДиКаприо сыграл вымышленного актера, снискавшего славу именно в вестернах и конкретно на телевидении в 60‑е годы.

Вспомним «Дэдвуд» и еще несколько проектов за последние лет двадцать, но обойдемся без новейших переосмыслений жанра о салунах, лошадях и пистолетах (а то и «Светлячок» можно считать вестерном). При этом постараемся отобрать самые прогрессивные образчики бессмертного и почти неизменного жанра, переживающего ренессанс (см. «Братья Систерс», «Убийца», «Ветреная река и так далее).

«Дэдвуд»

Дом Дракона

Новейшая классика и самый примечательный вестерн‑сериал в истории американского телевидения. В основе сюжетов — как воспоминания реальных жителей настоящего города Дэдвуд, штат Южная Дакота, который образовался из крошечного лагеря старателей, так и легенды вокруг таких же злачных городишек. Главные звезды сериала, Тимоти Олифант и Иэн Макшейн, играют совершенно реальных личностей, шерифа Сета Буллока и Эла Сверенджена, владельца местного бара, совмещенного с шалманом. Вокруг города, в краю, где нет законов и указов, потоком ловцов удачи намывает всякий сброд, с которым и приходится разбираться полицейскому, и с которого хочет поиметь выгоду ресторатор.

«Дэдвуд» больше всего напоминает современные сериалы со своим взрослым насилием, обнаженной натурой и обсценной лексикой. По детализованности материального мира он сравним с каким‑нибудь «Воином», если не сказать с «Двадцатым веком» Бертолуччи (а вряд ли можно придумать сравнение более лестное). Этот гиперреалистический сериал — в числе вероятных ориентиров для авторов «Игры престолов», которая появилась сильно позже.

7.6
film poster
2004

Дэдвуд

Deadwood

Режиссеры: Эдвард Бьянчи, Даниэль Минахан, Дэвис Гуггенхайм, Грегг Финберг

«Хэтфилды и Маккои»

Дом Дракона

Семейный эпик, вестерновая сага о Форсайтах, «Тихий Дон» по‑дикозападному. Мини‑сериал всего в три эпизода, но гигантских, полнометражных, суммарно почти на пять часов. Кровавая разборка на пару‑тройку десятков действующих лиц реально происходила в конце XIX века. Сегодня в американском английском выражение «Хэтфилды и Маккои» укрепилось как устойчивое: так называют любые две противоборствующие стороны, настолько этот исключительно семейный конфликт стал знаменит.

Во главе Хэтфилдов — Уильям Андерсон Хэтфилд (Кевин Костнер), а против него вся шайка Рэнделла Маккоя (Рэндольф). Понятно, что такая свара двух очень больших семей, которые к тому же годами друг в друга стреляли, была возможна на еще совсем Диком Западе. Сериал также замечательно демонстрирует нравы той поры. Есть, например, отменная сцена, где жена заявляет мужу, стоящему у кровати: «Прошу излить свое семя вне меня, я не перенесу еще одни роды».

«Йеллоустоун»

Дом Дракона

Новый большой проект Тейлора Шеридана, певца фронтира и просто отдаленных, безлюдных, трагичных уголков Америки, ранее работавшего в полном метре (написал сценарий к фильмам «Убийца» (обе части) и «Любой ценой», снял «Ветреную реку»). Теперь он переключился на длинный нарратив.

Технически «Йеллоустон» — не совсем вестерн, а скорее попытка современной интерпретации пожилого уже жанрового стереотипа. В сериале встречаются все те же герои прерий, что и в фильмах полувековой давности: землевладельцы (у главного героя, которого снова играет Кевин Костнер, одно из самых больших ранчо в США), индейцы, законники. Но действие происходит совсем не во времена Золотой лихорадки, а в настоящем. Впрочем, все равно оказывается, что хоть и изменились страна и общество, но порядки там, где можно отхватить гигантских деньжат, все такие же первобытные, наследуемые из поколения в поколение.

«Баллада Бастера Скраггса»

Дом Дракона

Окей, формально это не сериал, а полнометражный фильм братьев Коэн, но этот фильм был изначально задуман как мини‑сериал для Netflix. Несколько новелл, не связанных сюжетно (фактически — серий), собраны в полнометражное кино длиной больше двух часов. Впрочем, его можно смотреть и по кусочкам целую неделю по вечерам, структура антологии сохранена.

«Баллада Бастера Скраггса» — явно не центральное произведение Коэн (было на Венецианском фестивале сходу награждено призом за сценарий, который для прижизненно великих авторов может считаться утешительным), но все же примечательное на жанровом горизонте. В каждом эпизоде режиссеры умудряются рассказать целую историю, причем окрашенную по настроению: собственно, балладу Бастера Скраггса (Тим Блейк Нельсон), комедию о смерти (играет Джеймс Франко), лирическую притчу о безногом артисте (его импресарио — Лиам Нисон) и так далее. Все вместе складывается в исчерпывающее высказывание о том, как сложно, почти невозможно остаться человеком в нашем мире, особенно на Диком Западе.

«Забытые богом»

Дом Дракона

Джек О’Коннелл солирует в этом нео‑вестерновом мини‑сериале на семь серий, а помогает ему на втором плане Джефф Дэниелс в образе злодея, который получил за эту роль «Эмми». Наиболее классический по форме вестерн из списка: здесь чистые небеса, внизу — выжженные земли, по ним ходят люди, которые соревнуются в соответствии моде на усы и говорят по‑английски, но на его «крутом» диалекте, не особо раскрывая рта. Авторы «Забытых богом» явно оглядывались на новейшие произведения о выживании в диких условиях, на того же «Выжившего», и сериал Netflix не уступает ему по живописности и изысканной работе оператора с ручной камерой.

«Мир Дикого Запада»

Дом Дракона

Сериал, который досконально деконструирует жанровый стереотип. Здесь мир Дикого Запада представляется как идеальное место для воплощения оскорбительной маскулинной мечты любого персонажа старого доброго вестерна: всех ограбить, некоторых убить, оставшихся (женщин) изнасиловать. Этот край менсплейнинга превращен в парк развлечений, управляемый кем‑то извне. «Мир Дикого запада» — взгляд из неизвестного будущего в пугающее прошлое и по духу высказывания совершенно точно может считаться одним из самых сложносочиненных и виртуозно рассказанных нео‑вестернов поколения.

8.0
film poster
2016

Мир Дикого Запада

Westworld

Режиссеры: Ричард Дж. Льюис, Джонатан Нолан, Фред Туа, Винченцо Натали

Вам это понравится