Amediateka Blog
blog-banner
Подборки

10 лучших политических фильмов

Механика большой власти в кинематографе.

Мы запустили большой спецпроект, рассказывающий о выдающихся сериалах и фильмах.

Голливуд и политика всегда были связаны (актеры уходили в политику всегда и не стесняются делать политических заявлений), но при этом политическое кино трудно назвать востребованным жанром. Последние годы он и вовсе становится редким зверем на большом экране, предпочитая телевидение (чего стоит один «Карточный домик»). Но мы собрали для вас десять лучших картин о политике, которые дадут вам представление о том, как кинематограф рассказывает об этой немаловажной части жизни.

«В петле»

Британский режиссер Армандо Ианнуччи до «Смерти Сталина» успел пройтись по англоязычным политикам. «В петле» — спин‑офф сериала «Гуща событий» (The Thick of It), в работе над которым Ианнуччи также принимал участие и откуда позаимствовал персонажей. Политическая сатира, конек Ианнуччи, еще один отмирающий жанр, которому последнее время трудно тягаться с происходящим в мире.

Как Саймон Фостер (Том Холландер) стал министром международного развития Великобритании — загадка. Это один из самых нехаризматичных и откровенно слабых политиков страны. Тем не менее во время интервью Саймон допускает вероятность войны на Ближнем Востоке, приводя в ярость пресс‑атташе премьера Малкольма Такера (Питер Капальди), больше похожего на боеголовку в человеческом облике. Такер вместе со своим ассистентом летит в Вашингтон, где ему приходится вступить в непростой диалог с американскими чинами. Фильм не скупится на острые слова — 86 «факов» из 135 приходятся на долю героя Капальди. Юмор фильмов Ианнуччи не доведет вас до истерики, но заставит не раз улыбнуться. Полное погружение в повествование происходит благодаря нервной и похожей на Малкольма Такера камере, придавая происходящему ощущение документального материала.

«Вся президентская рать»

Фильм Алана Дж. Пакулы входит в так называемую «параноидальную трилогию», начатую неонуарным триллером «Клют» и продолженную картиной «Заговор «Параллакс»». «Вся президентская рать» — адаптация одноименной книги журналистов The Washington Post Карла Бернстина и Боба Вудворда, сыгравших важную роль при расследовании Уотергейтского скандала. Права на нее купил Роберт Редфорд, и планировал снять кино за 5 млн долларов — в 1970‑х это был солидный бюджет для политического фильма. Одна только декорация помещений редакции Post обошлась в 200 000 долларов — Пакула настаивал на полной аутентичности. В чем‑то это желание вышло боком: критики поругивали картину за стремление максимально точно воссоздать события, приведшие к отставке президента Никсона и отсутствие достойной драматизации. «Фильм ближе к ремеслу журналиста, чем к искусству сторителлинга — и в этом его проблема», — писал Роджер Эберт, отнимая ползвезды из максимальных четырех.

Впрочем, и по сей день картина Пакулы остается великолепным образчиком журналистского расследования — еще одного вымирающего из нашей жизни жанра. Дастин Хоффман и Роберт Редфорд крайне убедительны в своих ролях: их образы привели в профессию множество молодых идеалистов.

«Дзета»

Француз греческого происхождения Коста‑Гаврас посвятил несколько картин политике в той или иной степени («Осадное положение», «Признание», «Специальное отделение»), но одним из лучших стал фильм «Дзета», вышедший в 1969 году. В основе реальные события: 22 мая 1963 года депутат демократической партии Григорис Ламбракис, один из популярнейших оппозиционных политиков страны, был убит ультраправыми экстремистами. Коста‑Гаврас превратил эту историю в увлекательный триллер.

Ив Монтан играет главу либеральной организации, убитого на митинге. Его смерть кажется случайностью, но упрямый следователь (Жан‑Луи Трентиньян) не намерен скрывать правду и озвучивать официальную версию. Он не намерен свергать правительство, он лишь выполняет свою работу и держится максимально отстраненно. Яркая и выразительная, лента Коста‑Гавраса до сих пор поражает своей актуальностью и не позволяет оторваться от экрана. «Дзета» — тот редкий случай, когда иностранная картина была номинирована не только на «Оскар» в привычной иностранцам категории, но и проходила в категориях за режиссуру, монтаж, адаптированный сценарий и даже «Лучший фильм».

«Доктор Стрейнджлав, или как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу»

Холодная война — это весело! Как минимум такая мысль следует из фильма Стэнли Кубрика. С другой стороны, можно сказать, что это полное безумие — примерно оно и творится на экране, окрашенном в сдержанный монохром, что лишь подчеркивает абсурдность происходящего. Параноидальный генерал с прекрасным именем Джек Д. Риппер отдает приказ начать ядерную атаку на Советский Союз. База, на которой Риппер находится, отрезана от мира, и связаться с ним не может даже сам президент. В Пентагоне паника и ужас, переговоры с Советами вскрывают чудовищную историю про машину судного дня, мир висит на волоске. Судьба его в руках очень испуганных и очень странных людей.

Превратив книгу Питера Джорджа «Красная тревога» в комедию ошибок, Кубрик снял блестящую сатиру, обнажившую все страхи своего времени. Великолепный Питер Селлерс сыграл сразу три роли, но не был отмечен ни за одну. Вообще Американская киноакадемия оказалась удивительно слепа и предпочла отдать «Оскар» за лучший фильм не шедевру Кубрика, а мюзиклу «Моя прекрасная леди». Попробовали бы они сделать такое сейчас.

«Изумительный»

«Мумифицированным Алеком Гиннессом» называет кинокритик сайта Film.com актера Тони Сервилло, играющего в политической драме Паоло Соррентино. Это комплимент, хотя сразу и не скажешь. Герой картины, премьер‑министр Италии Джулио Андреотти, был человеком исключительной убойной силы: в своем признании он называет цифру 236 — столько человек погибло от его руки. Все персонажи реальны, а некоторые смерти Соррентино показывает в самом начале фильма под веселенький шлягер группы Cassius, предварительно нагрузив зрителя необходимой для понимания информацией.

Андреотти в исполнении Сервилло — человек, у которого отсутствуют любые признаки успешного политика. Во всяком случае, покерфейс это не то, за что обычно получают популярность. Но итальянская политика максимально далека от американской, и ее история неотъемлемо связана с мафией, как и история всей страны. Сорентино же не делает серьезное лицо, вовремя включает юмор, но при этом снимает с размахом будущей «Великой красоты», что превращает «Изумительного» в совершенно гипнотическое зрелище.

«Конформист»

Один из лучших фильмов режиссера Бернардо Бертолуччи, снятый легендарным оператором Витторио Стораро («Апокалипсис сегодня», «Последнее танго в Париже», «Последний император»). Нелинейный поток красивых кадров с красивыми людьми, поставленными в некрасивые ситуации. Действие разворачивается в период с 1938‑го по 1943‑й, и рассказывает о жизни доктора Марчелло Клеричи (француз Жан‑Луи Трентиньян, честно выучивший свои фразы, но все равно дублированный на итальянский другим актером), который сталкивается с экзистенциальным кризисом будучи шпионом на службе у фашистов. 13‑летним подростком Клеричи застрелил водителя, попытавшегося его соблазнить, и с тех пор подавляет собственную гомосексуальность и пытается быть удобным, конформным человеком для нового итальянского общества.

Пожалуй, до Бертолуччи никому еще не удавалось настолько эффектно высказаться на тему психопатологии фашизма — его «Конформист» это абсолютно артхаусный фильм с насилием, сексом и сценами погонь. Киноведы исписали множество страниц об эстетике картины, но пока не столкнешься с ней вживую, все они останутся лишь словами.

«Маньчжурский кандидат»

Ветеран Корейской войны Рэймонд Шоу (Лоуренс Харви) — выходец из семьи выдающихся политических деятелей, но у него есть тайна, о которой он сам не подозревает. Став пленником во время войны, он вернулся героем (чем пользуется его тщеславная мать в исполнении Анджелы Лэнсбери) и убийцей (в лагере ему промыли мозги). Теперь Рэймонд — невольный участник заговора Китая и Советского Союза против правительства Соединенных Штатов. Майор Беннетт Марко (Фрэнк Синатра) пытается понять, почему у Шоу и еще одного солдата из того же взвода одинаковые кошмары.

Между версиями Джона Франкенхаймера 1962‑го и Джонатана Демме 2004‑го смело выбирайте первую. Снятый во время Холодной войны, фильм вышел в разгар Кубинского кризиса, что приближает его к «Доктору Стрэйнджлаву» Кубрика и делает чуть ли не обязательным участником любого списка лучших политических картин. Считается, что лента Франкенхаймера, основанная на романе Ричарда Кондона, предсказала покушение на президента Кеннеди, но, как и к любому предсказанию, к ней никто не относился серьезно.

«Мефисто»

Венгерский постановщик Иштван Сабо перелицевал историю о Фаусте и Мефистофеле, передав роль дьявола Третьему рейху. Душу «продает» Хендрик Хефген (Клаус Мария Брандауэр), фрустрированный театральный актер из провинции, который никак не может вырваться на первый план. Он даже организовывает большевистский театр в начале 1930‑х, да и вообще его социальная жизнь складывается удачнее актерской карьеры. Когда Хефгену предлагают стать звездой театра при новом правлении нацистской партии, Хендрик не сомневается, и отдается на откуп новому режиму. Несмотря на то, что Хефген успешно играет Мефистофеля на радость герингоподобному генералу, на деле он самый настоящий Фауст, который продается дьяволу, лишь бы получить желаемое.

В основе фильма — сатирический роман Клауса Манна, сына Томаса Манна. Считается, что прототипом героя стал зять Манна, Густаф Грюндгенс, актер и бывший коммунист, чья карьера пошла в гору после прихода нацистов к власти. Картина Сабо долгое время была единственным венгерским фильмом, получившим «Оскар» как лучшая картина на иностранном языке, пока к ней не присоединилась драма «Сын Саула».

«Мистер Смит едет в Вашингтон»

Классика американского кинематографа, увидевшая свет в далеком 1939 году. Политическая комедия Фрэнка Капры с Джеймсом Стюартом в главной роли до сих пор считается одним из главнейших высказываний об американской политике.

Могущественный медиамагнат Джим Тэйлор поручает своему ручному губернатору найти человека, который заменит покойного ручного сенатора. От кандидата требуется только одно: не задавать лишних вопросов. Таковым становится местный герой и лидер бойренджеров Джефферсон Смит, большеглазый идеалист, цитирующий Линкольна. Он приступает к своим обязанностям, не подозревая, что ему требуется лишь выполнять роль марионетки. Сталкиваясь с коррупцией и несправедливостью, мистер Смит отказывается играть по правилам тех, кто способствовал его продвижению. Кажется, и сейчас, спустя 80 лет, фильм не утратил актуальности: по крайней мере американцы вспоминают его с большой теплотой.

«Нет»

У чилийского постановщика Пабло Ларраина есть драма о жизни первой леди США Джеки Кеннеди с участием Натали Портман, однако куда интереснее его лента 2012 года, которая напоминает, что не бывает политики без рекламы.

Чили, 1988 год. Рене Сааведра (Гаэль Гарсия Берналь) — продвинутый сотрудник рекламного агентства, максимально далекий от политики молодой человек. Однако в стране намечаются перемены: после 15 лет правления Аугусто Пиночета в Чили грядет референдум о продлении полномочий диктатора. Рене под давлением друзей вынужден заниматься разработкой рекламного ролика для оппозиционеров. Сначала он берется за дело неохотно, но постепенно предлагает очень любопытную стратегию, которая в итоге поможет склонить на свою сторону большинство.

Пока иностранные критики нахваливали фильм, получивший приз секции «Двухнедельник режиссеров» Каннского фестиваля, на родине «Нет» ругали за упрощение истории, а также за то, можно ли радоваться факту перехода политического активизма в маркетинг. Спойлер: можно.

Вам это понравится