В коллекции Амедиатеки можно найти множество документальных проектов, связанных с реальными преступлениями. Этот материал призван помочь разобраться во всем их многообразии и выделить те, которые в чем‑то отходят от канона или преподносят историю под уникальным углом.
«Сторона защиты»
В русскоязычном пространстве рассуждать о преступлениях под комедийным углом стали пару лет назад в подкасте «Дела», где комики при участии сперва журналистки Саши Сулим, а сейчас – под контролем психиатра и блогера Василия Бейнаровича обсуждали криминальные дела со своей колокольни. В подобном формате подкупает острый ум гостей и их непосредственная реакция на подробности жизненного пути преступника. Но, к сожалению, в России до сих пор мало кто знает о комике и стендап‑актрисе Джене Фридман, которая начала делать подобный проект задолго до того, как говорится, это стало мейнстримом.
За плечами у нее работа сценаристом для шоу Дэвида Леттермана (тот самый Late Night Show, знакомый всем по формату «Вечернего Урганта») и Стивена Колбера, собственная программа на канале Adult Swim, авторская колонка в New Yorker и небольшие роли в таких звучных проектах, как второй «Борат» и драмеди «Зависнуть в Палм‑Спрингс».
В своем авторском шоу «Сторона защиты» она колесит по всей Америке, встречаясь с адвокатами, экспертами, жертвами и свидетелями преступлений, чтобы составить объективную картину произошедшего. Ее волнует не столько личность преступника и понесенное им наказание, сколько обстоятельства и ситуация с правосудием в той или иной местности.
С помощью своих обезоруживающих комедийных навыков и небанальных интервью, которые она берет у участников событий, Джена исследует, какими методами добиваются справедливости власти и на что способны адвокаты ради спасения своих клиентов, а также узнает, какова цена судебной ошибки.
Муж убил свою жену, подстроил это как дело об ограблении, попался на лжи, но в итоге не получил никакого наказания… Как такое возможно? Джена практически в формате стендапа «прожарит» эксперта, который выступал на стороне убийцы в суде, и покажет темные закоулки его личности – что было бы невозможно во время серьезного интервью. А беседуя с дамой‑адвокатом, которая защищает женщин в трудных ситуациях, мисс Фридман неожиданно может встать в позицию дочери и заявить:
— Спасибо, мам! Ой, то есть Глория…
— Многие клиенты зовут меня «мама».
И вот так, с полуулыбками и полушутками, Джена добивается предельной искренности с участниками своего тру‑крайм проекта.
И при этом не надо думать, что она как‑то высмеивает жертв преступления или саму трагедию: нет, в данном случае юмор является защитной реакцией, дабы совсем не утонуть в пучине человеческой боли, грусти… и бесчувственности, которой нередко обладают те, кто вершит закон. Просмотр этого шоу однозначно подарит вам новые эмоции, а лаконичные эпизоды по 20 минут дадут концентрированную информацию о каждом деле.
А вот еще четыре новых документальных сериала о настоящих преступлениях в нашей коллекции, которые любителям жанра стоит оценить.
«Хладнокровное убийство»
Если и есть понятие «база» в жанре тру‑крайм, то книга Трумена Капоте «Хладнокровное убийство» (он же автор «Завтрака у Тиффани») – это то самое произведение, которое и заложило основы новой американской журналистики, по которым создаются проекты о настоящих преступниках и их злодеяниях. Создатели одноименного сериала выбрали необычный, но важный ракурс в истории убийства семьи Клаттеров – если автор книги делал акцент на двух головорезах и их мотивации, то кинематографисты обращают больше внимания на жертв преступления, их родственников, друзей и соседей. В этой истории, произошедшей в 1959 году, до сих пор находится ряд «слепых пятен», которые постарались восстановить создатели сериала, активно прибегая к архивным хроникам, а также интервью с оставшимися в живых участниками этого шокирующего дела. Режиссер‑документалист Джо Берлингер решил восстановить справедливость и выяснить, кем были члены семейства Клаттеров.
«Посмотри мне в глаза»
История одного преступления, в которое невозможно поверить. Трое подростков загадочным образом погибают после того, как были загипнотизированы Джорджем Кенни – директором средней школы, в которую они ходили. Десять лет его считали образцово‑показательным руководителем, педагоги его обожали, а ученики могли смело прийти к нему и рассказать всё о своих проблемах. А потом всё изменилось. Трагедия произошла в 2011 году во Флориде, и руководство учебного заведения всячески пыталось откреститься от вины своего начальника. Но создатели тру‑крайм сериала «Посмотри мне в глаза» решили дать шанс всем участникам этой истории высказаться и разобраться, насколько директор виноват в случившемся и из‑за чего подростки могли лишиться жизни? И почему родители не обращали внимания на то, что делают их дети? Осторожно: выводы могут вас шокировать.
«Почти настоящий детектив»
Документальный сериал о детективах‑любителях, которые по собственной инициативе берутся за расследования самых загадочных и запутанных дел. «Почти настоящий детектив» – реальные истории о том, как обычные люди вступают в соревнование с сотрудниками полиции по поиску правды. Почему одна женщина решила спустя 20 лет вернуть имена четырем неопознанным телам, найденным в бочках? Как мать взялась за расследование гибели своего сына на велосипеде, которую хотели списать на несчастный случай, и к каким шокирующим выводам это привело? Погрузитесь в атмосферу недоверия и сомнений, которая помогает детективам‑любителям раскрывать необычные дела. Из их рассказов вы узнаете о людях, которые одержимы идеей узнать правду, о тех эмоциях, что ими двигали, о доказательствах, которые их подтолкнули к расследованию, и как правоохранительные органы вместо защиты внезапно объявляют их чуть ли не врагами народа или сумасшедшими.
«Здесь такого не бывает»
Как часто в репортажах, которые ведутся с места преступления в каком‑нибудь заштатном городке или селе, местные жители говорят: «У нас такого никогда не было, мы просто в шоке». Это жители мегаполисов привыкли ко всяким бесчинствам, которые творятся на улицах, а в маленьких населенных пунктах, где все друг друга знают и так или иначе приходятся друг другу родней, убийство, насилие или воровство оказывается на слуху. Автором этого тру‑крайм сериала выступает адвокат Хилари Бертон Морган. Она путешествует по маленьким городам Америки, где происходили не поддающиеся логике убийства. Ее задача – не только разобраться в обстоятельствах дела и поговорить с очевидцами и семьями жертв преступлений, но и попытаться понять, что лежит в основе местного общества. То ли жизнь в захолустном городке толкает на дурные поступки, то ли полиция и представители власти просто не могут хорошо выполнять свою работу. За каждой историей в сериале стоит реальный человек, боль его близких и вопросы, на которые никто не может дать ответы.