Amediateka Blog
blog-banner
Лонгриды

Возвращение «Зорро»: старые конь и маска борозды не портят 

Рассказываем об очередном киновоплощении народного супергероя с Жаном Дюжарденом в главной роли.

Зорро существует в массовой культуре с начала XVII века — впервые линчеватель со шпагой появился в народных рассказах жителей Новой Испании. С тех пор персонаж не раз фигурировал в книгах, комиксах, мультиках и, конечно же, фильмах. В кино под маской Зорро в разное время скрывались Дуглас Фэрбенкс, Ален Делон, Антонио Бандерас и многие другие. Однако никто из именитых актеров не играл настолько живого, комичного и приземленного протагониста, как это сделал Жан Дюжарден в новом сериале. 

Рассказываем о пяти причинах ознакомиться с новой и весьма постмодернисткой итерацией мстителя в черном плаще — сериале «Зорро».

История возвращения героя

Дом Дракона

В 1821 году в городе Лос‑Анхелес (на испанский манер) меняется мэр. Любимый местными жителями дон Алехандро де ла Вега (Андре Дюссолье) умирает, а на его место встает единственный сын, дон Диего (Дюжарден). Новый глава узнает, что городская казна пуста, а деньги предшественник занимал у местного предпринимателя дона Эммануэля (Эрик Эльмоснино). Причем средства де ла Вега брал с условием, что возвращать их будет его сынишка. 

Дон Диего сталкивается со всеми проблемами за раз: деньги возвращать неоткуда, кредита доверия от горожан нет, инициатива по созданию водопровода никем не поддерживается, а Эммануэль выманивает последние гроши местных через собственное казино. Тут мэр решает вспомнить молодость и попытаться решить проблемы более радикальным способом: с помощью черных маски и плаща, острой рапиры и верного коня по кличке Торнадо. 

Примерно лет двадцать назад Диего уже спасал положение в костюме героя Зорро. Теперь настала пора возвращаться к корням. Благо верный слуга Бернардо (Сальво Фикарра) сохранил обмундирование, а сам Диего не забыл как фехтовать и наводить ужас на нечистых на руку дельцов.

Город принимает вернувшегося линчевателя гораздо теплее, чем нового мэра. Да и не только город. Даже жена Диего Габриэлла (Одри Дана) скорее ляжет в постель с мстителем, чем с собственным супругом. И тут Зорро сталкивается с новой проблемой: остаться ли ему навсегда под личиной альтер эго или всё же попытаться взять бразды правления как обычный человек.        

Корыстное благородство

Сериал с Жаном Дюжарденом в главной роли — это косвенное продолжение классической истории, впервые в кино рассказанной в фильме 1920 года «Знак Зорро». Картина столетней давности повествовала о вернувшемся в Калифорнию мужчине, что начал бороться с местным губернатором‑тираном, скрывая лицо под черной повязкой. В современной французской итерации эти события упоминаются, но всё же перед нами самостоятельная история, которая лишь невзначай подмигивает предшественнику и дарит несколько согревающих душу отсылок тем, кто знаком с ранними лентами о Зорро. 

Герой Дюжардена совершенно не похож на прошлых мстителей. Если оригинальный протагонист был аналогом Робина Гуда, который бескорыстно помогал нуждающимся и выполнял свой долг, то новый линчеватель таковым не кажется. Зорро из одноименного сериала — это мужчина в кризисе среднего возраста, который от бессилия и нужды в одобрении пытается завоевать внимание обывателей. Он толком никому не помогает — все ночные вылазки Диего больше напоминают спектакли на потеху толпе. Зорро спасает не других, а в первую очередь себя и свою манию величия. 

После стольких лет, проведенных под гнетом отца, дон Диего наконец вырывается на волю, но обнаруживает, что он ни на что не годен. Решить проблемы честным путем и стать оратором не хуже Алехандро у него не получается, потому как выученная беспомощность и давление родителя никуда не деваются. Отец даже после смерти, подобно шекспировскому герою, раз за разом приходит к сыну и продолжает его поучать и выставлять последним глупцом. Не в силах больше жить как обычный человек и терпеть унижения от всех подряд, Диего вновь закрывается от себя и от мира карнавальным нарядом.

И — о, чудо! Скучный мужчина с миллионом комплексов тут же их лишается и обретает уверенность и харизму, перед которой не могут устоять ни граждане Лос‑Анхелеса, ни жена главного героя. Начав с подвигов и более‑менее полезной для города деятельности, Зорро моментально забывает об изначальном значении символа, который он вычерчивает тремя взмахами шпагой. В какой‑то момент он буквально становится актером на сцене, а не героем, и начинает роман с Габриэллой, не подозревающей кто скрывается под маской. 

Однако ни двойная жизнь, ни новая личность не делают Диего счастливым. Он продолжает оставаться ребенком в теле взрослого, которому нужно внимание окружающих и похвала даже за самые незначительные действия. Но похоронить (буквально и фигурально) Зорро оказывается не так‑то просто: альтер эго приклеилось к мужчине настолько цепко, что отодрать его — значит уничтожить и часть себя. Решить эту дилемму оказывается сложнее, чем он мог бы подумать.              

Комедия положений

Еще никогда Зорро не был таким смешным. Поначалу кажется, что перед нами разворачивается очередная драматичная история о тяжести силы и ответственности, но очень быстро приходит понимание того, что действие на экране больше похоже на ситком. Драмы, конечно, здесь тоже хватает, но прячется она между строк и не выпячивается наружу вместе с присущим классической супергероике пафосом. В первую очередь смеемся, а только во вторую — плачем. 

Такой подход выгодно отличает сериал от прошлых киновоплощений героя и даже от тех проектов, что выходят параллельно — испанский «Зорро» с Мигелем Бернардо в главной роли заметно проигрывает своему дурашливому собрату.

Смеемся мы как над доном Диего, так и вместе с ним. Его можно пожалеть и сдержанно хихикнуть, когда отец еще при жизни назначает его на пост мэра, но буквально через пару минут передумывает. А затем вдоволь насладиться унижениями местных жандармов, что не в силах из‑за лишнего веса и тупоумия противостоять ночному линчевателю. 

Юмор здесь тоньше, чем у прямолинейного «Дэдпула», что даже не прочь лишний раз объяснить шутку или отсылку, и порой забавнее, чем в «Пацанах», где авторы не стесняются обыгрывать классические супергеройские тропы. 

Иногда происходящее в сериале больше похоже на буффонаду немого кино с Чаплином или Китоном. Герои не признают в усатом Зорро своего соседа/сына/мужа, а сам протагонист в секунды переодевается, исчезает в тени и разделывается с десятками полицейских без особого труда. Он даже может инсценировать собственную смерть, то запрыгивая в костюме в гроб, то через склейку оказываясь в «гражданском» на похоронной процессии. Всё это выглядит наивно, глупо, но до того смешно, что оторваться от сериала невозможно. 

Самое главное, что авторы отдавали себе отчет в происходящем, а не просто сумбурно накидывали гэги, как это делал, например, Тайка Вайтити в четвертом «Торе». Режиссеры «Зорро», Эмили Нобле и Жан Батист Сорель, нащупали грань, когда происходящее из просто смешного не превращается в тупое. Все казусы и шутки здесь органичны, будь то бессловесная двухминутная дуэль с повторяющимися действиями, перчатка с зеркалом заднего вида, которую презентует дону Диего местный Альфред или наивные диалоги в стиле «Дон Кихота» из уст Зорро.          

Фехтование со вкусом

Но не только юмором богат сериал. Экшен‑эпизоды хоть и случаются не так часто, как хотелось бы, но свою главную функцию они выполняют: развлекают и дают зрителю необходимую передышку между диалоговыми сценами. 

Поскольку и актер, и его персонаж не так молоды и подвижны, как большинство супергероев (Дюжардену 52 года, а дону Диего — 48), крышесносных боевых эпизодов с сальто‑мортале ждать не стоит. Но хореография поединков на шпагах всё равно приятная: движения артистов не скованы, они часто используют окружение в качестве помощника в бою и быстро перемещаются от одной локации к другой. Понять, где перед нами реальный актер, а где его дублер практически невозможно, при этом никакого мельтешения на экране не происходит — обычно именно быстрыми склейками создатели пытаются нивелировать плохо поставленные драки. 

Благодарить стоит не только хореографов, но и художников по костюмам: ни у кого здесь нет сковывающих движения нарядов (привет, Бэтмен, с малоподвижной шеей!). Еще в кадре не раз появляется боевой скакун Зорро, который тоже помогает в поединках, и иногда вызволяет протагониста из опасных ситуаций. 

Деконструкция супергероики

Сериал стал бы проходной историей, если бы последовал за предшественниками и продемонстрировал осточертевшее становление героя. Но авторы, тонко нащупав дух времени, усталость аудитории от супергероики, решили этого самого балбеса в костюме высмеять и показать под другим углом. 

Всегда было сложно поверить, что условный Супермен или Человек‑паук настолько морально правильные и самоотверженные люди, что им чужда корысть и они не гонятся за славой. Все эти речи про ответственность, долг и самобичевание в моменты слабости начали порядком утомлять. Поверишь скорее не в Питера Паркера, что, наплевав на все свои обязательства перед близкими, мчится спасать народ, а в юношу, который в первую очередь думает о вкусной сосиске в тесте, пятерке по предмету и романтическом свидании — речь о втором «Пауке» Сэма Рэйми. 

Так и здесь: первые вылазки Зорро может и были порывами внутреннего несогласия с системой, но последующие точно затмили любые филантропические мотивы. Дон Диего надевает маску ради себя, ради ощущения значимости: его мало волнуют жизни бедняков — на первом месте карьера и насыщение собственного эго. Такому персонажу сложнее сопереживать, но легче поверить. Кому не захочется получить признание за героизм?  

Этим новый «Зорро» привлекает и одновременно тревожит — своей честностью. Герои не идеальны. Диего гонится за славой, его жена мечтает о достойном любовнике, а местным нужно не спасение от нищеты, а достойное развлечение. Всё как в жизни. Хотя реальность время от времени нам подбрасывает в разных точках земного шара не очень молодых и не очень счастливых людей, которые хотят вершить якобы правосудие. Знаете же про таких, да?…

8.2
film poster
2024

Зорро

Zorro

Режиссеры: Эмили Нобле, Жан Батист Сорель
В ролях: Жан Дюжарден , Андре Дюссолье , Одри Дана

Вам это понравится