16 марта в «Амедиатеке» выходит третий сезон «Мира Дикого Запада» — одного из самых умных и философских сериалов нашего времени. Разбираемся в ключевых замыслах шоураннеров проекта Джонатана Нолана и Лизы Джой, а также рассказываем, что ждет нас в новой главе.
Начало
На канале HBO безусловно работают самые хитрые и дальновидные люди на свете. Пока все конкуренты озабочены поисками новой «Игры престолов», у самих HBO такой сериал уже четыре года как есть и называется «Мир Дикого Запада». Фокус тут, впрочем, в том, что ничто нельзя повторить в точности — как говорила кэролловская Алиса: чтобы хотя бы оставаться на месте, нужно очень быстро бежать. Классику британской психоделической литературы для детей и юношества мы вспоминаем здесь не для красного словца. «Алиса в Стране чудес» — один из ключевых текстов для полного и объемного понимания мира, который придумал шоураннер проекта Джонатан Нолан. Вернее, не совсем так, конечно. Придумал его Майкл Крайтон — фантаст, а также автор сценария и режиссер первого «Мира Дикого Запада» — фильма, увидевшего свет в 1973‑м году. В той картине роль безжалостного робота‑ковбоя сыграл легендарный Юл Бриннер, а сам Крайтон продолжил изучать перспективы реконструкции былых эпох в романе «Парк юрского периода».
Взявшись за создание сериала для HBO, Нолан, прославившийся сценариями для фильмов своего брата Кристофера, фактически аккумулировал все сделанное в этой области до него. Созданный мир включал не только идеи Крайтона, но и наработки более ранних фантазий на тему робототехники — прежде всего, конечно, Айзека Азимова. Основной метод построения интриги первых двух сезонов «Мира Дикого Запада» примерно тот же, который Джонатан использовал в сценариях «Начала» или «Престижа» — постоянный обман зрительского внимания, сдвиг точки зрения. Лишь к финалу первого акта этой истории мы узнавали, что показанное действие разворачивалось в нескольких временных пластах. Впрочем, главное факирское достижение Нолана заключается в том, что главными героями этой истории он сделал не людей, которым нам с вами было бы проще сочувствовать, а андроидов, которые, как выяснилось, мечтают не только об электрических овцах, но и о многих куда более удивительных вещах.
Эволюция идей
Создатели парка лишь внешне выглядели адептами индустрии развлечений. На деле они занимались, прежде всего, попытками создания автономного искусственного сознания (для иллюстрации этой идеи в сериале использовалось «Сотворение Адама» Микеланджело, где Бог вписан в фигуру, форма которой повторяет контуры человеческого мозга). Чем‑то подобным занимался на практике и сам Нолан, который за ширмой приключенческого сериала со звездами исследовал перспективы достижения новой ступени эволюции.
Многофигурное децентрализованное повествование постепенно сфокусировалось на самой поначалу невинной героине — андроиде Долорес (Эван Рэйчел Вуд). Бедная овечка, ежедневно становившаяся жертвой похотливых и кровожадных гостей парка, в результате оказалась самым первым созданным роботом. Постепенное пробуждение ее памяти привело к желанию обрести свободу и поквитаться со всеми представителями человечества, до которых удастся дотянуться. Решимость Долорес и тех, кого она на протяжении двух сезонов брала в соратники, постоянно наводила зрителя на мысль размышления о том, так ли сильно мы отличаемся от механических созданий, учитывая, что наши скелеты всего лишь созданы из куда менее прочного материала? В некотором смысле Нолан подобен создателям парка. Он точно так же манипулирует зрительским вниманием, вкладывая нам в головы занимающие его самого идеи, но оставляя ощущение, будто бы мы додумались до всего этого самостоятельно.
Впрочем, иезуитская затейливость мысли шоураннеров в прошлом сезоне вызвала сдержанное возмущение зрителей, которые поняли, что их явно водят за нос, без предупреждения перебрасывая между эпохами и территориями. В связи с этим, завершившийся масштабной бойней и гибелью львиной доли ключевых героев второй сезон получил принципиально отличное по темпу и духу продолжение.
Новый мир
В третьем сезоне, получившем говорящий подзаголовок «Новый мир», Долорес, прихватив «мозги» нескольких ценных андроидов, выходит, наконец, в реальность — этот самый мир пусть и недалекого, но будущего. Она по‑прежнему полна решимости и мстительного хладнокровия, а значит приближается время финальной схватки между мясными и механическими машинами. Новым партнером героини станет Калеб (Аарон Пол), который днем работает разнорабочим, а ночью занимается грабежом при помощи приложения в телефоне.
Впрочем, не обойдется и без новых парков. Если в прошлых сезонах помимо прерий нам показывали Индию и Японию, то в этот раз авторы зашли совсем уж с козырей. Бывшая механическая куртизанка Мейв (Тэнди Ньютон) обнаружит себя в мире фашистской Италии, события в котором несколько разбавят техногенную «реальность». Вернутся к своим ролям также Эд Харрис, Тесса Томпсон, Джеффри Райт и еще несколько артистов. Сокращение числа действующих лиц наверняка приведет к тому, что мы узнаем о них гораздо больше удивительного.
Впрочем, главная интрига восьмисерийного (на два эпизода меньше предыдущих) сезона заключается в том, станет ли он последним. HBO пока отмалчивается, однако мы уверены, что в случае успеха с изменением темпоритма и антуража, Нолану будет о чем пофантазировать и после окончания войны людей и машин. А уж мы‑то и вовсе будем рады заглянуть еще чуть дальше за грань возможного будущего.
Мир Дикого Запада
Westworld