Даже если вы не часто думаете о Римской империи, грядущим летом всё изменится: 19 июля в Амедиатеке выйдет сериал «Обреченные на славу» с Энтони Хопкинсом в роли Флавия Веспасиана. Это десятисерийное шоу сконцентрируется на зарождении игр в Колизее и подробно покажет, как состязания превратились в главное зрелище эпохи. Одним из режиссеров выступил Роланд Эммерих, который снял сай‑фай «День независимости». Рассказываем всё, что нужно знать о грядущем хите. А на специальном сайте, который мы создали к выходу сериала, вы можете узнать все о его центральных персонажах и связях между ними.
Экранизация гладиаторского эпика
«Обреченные на славу» основаны на одноименном романе (он известен также под названиями «Идущие на смерть» и «Путь гладиатора») Дэниела П. Мэнникса — писателя, журналиста, фотографа, натуралиста и даже дрессировщика животных. За свою долгую и необычную карьеру он выпустил как детские книги про зверей, так и вполне себе взрослые рассказы про охоту, биографическую книгу про оккультиста Алистера Кроули и научный труд об атлантической работорговле. Историки, правда, Мэнникса не особо жаловали и периодически критиковали за излишнюю лиричность и предположения.
Доставалось в том числе и его книге про историю гладиаторских боев. Это несмотря на то, что при подготовке автор посетил Колизей и Помпеи, перечитывал труды поэта Марка Валерия Марциала и историка Страбона, а также углубился в биографию гладиатора Карпофора. Полученные сведения помогли ему уделить целые абзацы, например, технике запряжки лошадей и рассказам об обучении возниц. А знания животного мира — показать более натуралистичные сражения на арене и в деталях описать кровавые поединки. Пусть Римская империя у Мэнникса всё же не была близка к учебникам истории, зато у него получилось рассказать эффектные околонаучные сюжеты о том, как состязания в Колизее и на других аренах превратились в дорогое развлекательное предприятие.
Книга Мэнникса повлияла на одного из сценаристов «Гладиатора» Дэвида Францони. Он познакомился с «Обреченными на славу» во время кругосветного путешествия на мотоцикле. По его словам, в произведении был заложен интересный мотив: роман связывал людей прошлого с людьми настоящего и размышлял об индустрии античных развлечений. Теперь же продюсеры решили отдать дань уважения недооцененному первоисточнику: авторы позаимствовали из книги не только основные идеи и детали, но и название.
Сериал с размахом голливудского блокбастера
Бюджет первого сезона из десяти эпизодов оценивается почти в 150 миллионов долларов, это один из самых дорогих проектов стримингового сервиса Peacock. А основным постановщиком выступает режиссер «Дня независимости» и «2012» Роланд Эммерих: он прославился прежде всего своим умением снимать фильмы‑катастрофы и ставить масштабный экшен так, что зритель будто бы оказывается в гуще событий вместе с главными героями.
В интервью Эммерих заранее предупреждает аудиторию: от шоу стоит ждать не просто размашистых, но и жестоких кровавых сцен. Ведь в реальном Колизее погибла не одна тысяча людей. В тандеме с Эммерихом работает другой немецкий режиссер Марко Кройцпайнтнер. До этого он снял детективную драму «Дело Коллини». Скорее всего, второй постановщик поможет сделать сериал более приземленным: начиная от фирменных напряженных диалогов и заканчивая политическими интригами.
А вот сценарий написал Роберт Родат. До этого он получил «Оскар» за «Спасти рядового Райана», работал над исторической драмой Эммериха «Патриот» и помогал дорабатывать приключенческий боевик «10 000 лет до нашей эры». Он давно интересовался Римской империей и ждал подходящего материала, чтобы рассказать про связь Колизея с политической и экономической обстановкой государства. Родат обещает, что фанаты истории останутся довольны исследованием, проведенным авторами, при этом отмечает, что многие факты всё‑таки изменены ради сохранения драматичности сюжета.
Оператором выступил итальянец Витторио Омодеи Дзорини: он работал над историческими сериалами о семействе Медичи. А саундтрек написал Андреа Фарри: в его резюме не только музыка к шоу «Ромул», но и приз Венецианского кинофестиваля за композиции к драме Маттео Гарроне «Я — капитан».
Колизей, императоры и интриги
В центре сюжета окажутся реальные исторические фигуры: римский император Флавий Веспасиан, а также его сыновья, Тит и Домициан. С правлением первого связан период расцвета государства: победив в десятилетней войне, он восстановил экономическую стабильность, боролся с коррупцией, а также построил Колизей. Второй занимал при отце важные административные должности. А третий чаще находился в тени брата: после пришествия к власти он провозгласил себя деспотом. Столкновение родственников и их борьба за наследие отца окажутся движущей силой всех интриг. В гонке за престол принимают участие знатные семьи Рима: среди них богачи Марс и Антония.
Параллельно развиваются и другие конфликты. Повелитель трущоб и подпольного мира ставок Тенакс (на его мрачном секрете будет держаться одна из центральных интриг шоу) пытается подняться по социальной лестнице и собирает команду для гонок на колесницах во главе со скоростным Скорпом. Колизей вот‑вот должен стать главной ареной Римской империи, и люди вкладывают огромные деньги в это зрелище. Мир гонок чем‑то напоминает соревнования в «Формуле‑1»: здесь тоже есть тренеры, составы команд, спонсоры и призы — только на древнеримский лад. И Домициан, и Тит, и знатные семьи Рима используют гонки как способ увеличить свое политическое влияние. Поэтому остальные герои становятся пешками в их руках.
В сюжете фигурирует и нумидийская семья: это народ, населявший территории современного Алжира и Марокко, — прежде всего они славились как всадники и воины. Главой фамилии выступила женщина по имени Кала: бескомпромиссная и жестокая мать, готовая на всё ради близких. Две ее дочери попадают в рабство, а сын сражается в гладиаторских боях. Чтобы вытащить родных на свободу, глава семейства идет на ухищрения и манипуляции, в том числе начинает помогать амбициозному Танаксу и выведывает хитрые планы знати.
Кроме того, через сюжетную линию сына Калы нас знакомят со сложной иерархией бойцов в Колизее: в зависимости от вооружения — кто‑то выступал на торжественных мероприятиях, а кто‑то бился в обычные дни. Так, гладиаторов делили на категории: димахеры, секуторы, ретарии и многие другие. Подробнее об основных терминах и понятиях, принятых во времена Римской империи, вы можете узнать в наших следующих материалах.
Сэр Энтони Хопкинс и все, все, все
Главная звезда сериала — Энтони Хопкинс. Он играет Флавия Веспасиана. Это не первая роль оскароносного актера в проектах о Римской империи: до этого он снимался в фильме «Тит — правитель Рима» в образе императора. Сам артист высказывается о Веспасиане вдохновенно, называя его спасителем страны и великим реформатором. Его сыновей сыграют Том Хьюз («Код красный») и Джоджо Макари («Властелины воздуха»). Другая знаменитость — Иван Реон из «Отбросов» и «Игры престолов» — исполнил роль того самого амбициозного Тенакса, который хочет покорить Колизей.
Остальные роли достались преимущественно европейским и британским актерам, которые пока не стали мировыми звездами (но еще не вечер, как говорится). Например, Калу сыграет португалка Сара Мартинш из фильма «Париж, я люблю тебя». Гонщика Скорпа — Димитри Леонидас из «Ривьеры». А одного из испанских братьев — Пепе Баррозо из «Гран туризмо». Плюс в сериале сыграл напарник Реона по «Игре престолов» — исландский актер Йоуханнес Хёйкюр Йоуханнессон (Лим Желтый Плащ).
Учитывая, что у создателей есть планы на несколько сезонов вперед, их подход чем‑то сравним со стратегией продюсеров и кастинг‑директоров «Игры престолов»: даже если какие‑то знаковые персонажи будут умирать (а когда дело происходит на арене, это достаточно очевидный финал истории), во франшизе будут расти новые узнаваемые лица (значит — новые любимчики).
Обреченные на славу
Those About to Die