Amediateka Blog
blog-banner
Лонгриды

«Неверная»: эмоциональный ретро-сериал по сценарию Ингмара Бергмана

Что стоит за каждой изменой и может ли она сделать всех причастных… счастливыми?

В Амедиатеке выходит шведский мини‑сериал «Неверная» — красивая и крайне запутанная драма об отношениях разведенного режиссера Дэвида и Марианны, жены его близкого друга. Она основана на сценарии Ингмара Бергмана, в котором прославленный кинематографист рефлексировал о собственных изменах. Режиссер Томас Альфредсон мечтал экранизировать эту историю еще с начала 2000‑х — и наконец‑то его мечта сбылась. Рассказываем, зачем смотреть проникновенную и трагичную историю о запутавшихся людях и ушедшей молодости. 

Чуткая драма о сложных людях

«Неверная»: эмоциональный ретро-сериал по сценарию Ингмара Бергмана

Режиссер Дэвид тяжело переживает развод: ничему не радуется, бродит как призрак и замирает при одном упоминании оставшихся с экс‑супругой сыновей. Как‑то растормошить его пытается близкий друг, музыкант Маркус, с женой Марианной. Последняя находит Дэвиду новую квартиру и решает помочь со сценарием — эротической драмой, в которую герой, очевидно, решил выплеснуть накопившиеся после коллапса брака эмоции.

Очень быстро Марианна понимает, что Дэвид не очень‑то много смыслит в эротике, а в женских чувствах и того меньше. Она предлагает ему прочитать книгу «Сюзанна», незамысловатую беллетристику, которой сама зачитывалась, будучи подростком. Дэвид видит что‑то особенное в книге — но еще больше видит в самой Марианне, свободной и открытой, недоступной и невероятно притягательной. Он решает экранизировать «Сюзанну», а на главную роль — вопреки уговорам кастинг‑директора — берет Марианну. Параллельно с этим герои сближаются, всё хуже пряча свои чувства от детей, Маркуса и самих себя.

«Неверная»: эмоциональный ретро-сериал по сценарию Ингмара Бергмана

С первых минут «Неверной» понятно, чьи отношения окажутся в центре истории: между Дэвидом и Марианной чувствуется осязаемое напряжение. Но сериал никуда не спешит и не особенно стремится вывести историю адюльтера в центр внимания. Куда интереснее здесь не бульварные страсти, а то, как герои ведут себя из‑за невозможности или нежелания выразить эмоции прямо. Сценарий «Сюзанны» становится для них способом экстраполяции чувств, они ощущают себя запертыми собственными желаниями. 

Марианна всё ближе подпускает Дэвида, но не может сделать финальный шаг — а он, в свою очередь, оказывается в роли вуайериста, со стороны наблюдающего за Маркусом и его женой. С каждой сценой напряжение растет, вот‑вот всё лопнет, взорвется, но сериалу хватает такта, чтобы не выдать все козыри сразу и подольше подержать зрителя в состоянии необъяснимой тревоги. 

«Неверная» и жизнь Ингмара Бергмана

Эмоциональную силу «Неверной» легко объяснить сильным первоисточником: сериал снят по старому сценарию шведского классика Ингмара Бергмана, автора «Седьмой печати», «Земляничной поляны», «Шепотов и криков» и десятка других картин, навсегда закрепившихся в истории кино. Он, в свою очередь, основал сюжет на истории собственных измен — что объясняет особенную искренность и болезненность текста. 

«Неверную» уже экранизировали в 2000 году, причем сделала это Лив Ульман, постоянная актриса Бергмана. Но та версия была полнометражным фильмом, пускай и длиной в два с половиной часа. Новая экранизация же дает героям и сюжету больше пространства: мы ближе знакомимся с Дэвидом и Марианной, сильнее погружаемся в сложное переплетение их чувств. Истории Бергмана вообще хорошо чувствуют себя в длинной форме, подтверждение тому — «Сцены из супружеской жизни» (и оригинальные, и их ремейк 2021 года).   

Проект мечты для режиссера

«Неверная»: эмоциональный ретро-сериал по сценарию Ингмара Бергмана

Конечно, тексту Бергмана нужен хороший постановщик — и в этом смысле «Неверная» тоже не промахивается. Сериал целиком снял Томас Альфредсон, автор триллера «Шпион, выйди вон» и культовой вампирской драмы «Впусти меня». Мастер холодных, мрачных историй о людях, которые запутались в своих чувствах, и большой фанат оригинального сценария: он предлагал Бергману снять по нему фильм еще в начале 2000‑х. Но лишь спустя два десятка лет, уже после смерти классика, наконец смог осуществить давнюю мечту. 

Альфредсон отлично умеет снимать несколько отрешенные истории о людях, столкнувшихся с чем‑то за пределами их ограниченного понимания. Обычного ребенка, который влюбился в вампиршу; шпиона, оказавшегося перед лицом масштабного запутанного заговора, где непонятно, кто свой, а кто нет; наконец, режиссера, чья работа — будоражить чувства других, а он даже не способен разобраться со своими переживаниями. 

«Неверная» работает тонкими штрихами, одной лишь работой со звуком достигает эффектов, которых не добиться никакими многословными диалогами. Даже в самых простых сценах, где Дэвид и Марианна вроде бы просто общаются, их речь вдруг становится будто изолированной от внешнего мира. Как будто мы слушаем что‑то, что не должно было быть услышанным никем другим, погружаемся в чей‑то большой секрет. 

История с двух временных перспектив

Большое нововведение Альфредсона и сценаристки Сары Джонсен, которая развила текст Бергмана об изменах до формата сериала, — нелинейное повествование. Сюжет в «Неверной» делится на две отдельные линии: в одной мы наблюдаем за разгорающимся романом Дэвида и Марианны, во второй видим героев уже пожилыми, разбитыми и травмированными. Они не остались вместе, более того, женщина попыталась покончить с собой прямо на глазах у дочери. И теперь Дэвид решает приютить ее у себя на выходных, чтобы ей не пришлось проводить уикэнд в психиатрической клинике. 

Такое решение, во‑первых, углубляет историю. Мы видим отношения героев в двух ипостасях: и как запретную любовь двух молодых людей, и как далекое воспоминание потерянных стариков, тщетно ностальгирующих по утерянной юности. Во‑вторых, оно добавляет в сценарий дополнительное напряжение. Зритель точно знает, что в отношениях Дэвида и Марианны что‑то пойдет не так. Но что конкретно — неизвестно. Поэтому в каждой новой сцене и новой детали приходится искать подвох, находить ростки проблем, которые наверняка вырастут перед героями. 

К слову, интересно, что пожилую версию Марианны играет Лена Эндре — та самая актриса, которая исполняла роль молодой героини в экранизации «Неверной» 2000 года. Альфредсон дал актрисе шанс вернуться к своему же знакомому образу, показать развитие характера, с которым она знакома уже 25 лет. 

Сильный и престижный сериал

«Неверная» сделана без поддержки больших стриминговых сервисов, вне голливудской системы, и всё же по всем параметрам это статусный сериал. Начиная от первоисточника в виде сценария Бергмана и режиссера с номинированными на «Оскар» фильмами за плечами и заканчивая премьерой на кинофестивале в Торонто — том самом, без фильмов с которого не обходится ни один наградный сезон. 

Сериал доверяет зрителю и не дает простых ответов на вопросы, которые и в жизни ставят многих в тупик. Вроде бы простая история двух людей превращается в размышление на темы любви, верности другим людям и своим чувствам, отношений реальности и искусства, вины, сожаления и медленного угасания жизни. Как и должно быть в хорошей драме, частное здесь выражает общее: Дэвид и Марианна, как бы не были далеки от зрителя географически и социально, становятся носителями очень понятных всем проблем. 

Вам это понравится