В Амедиатеке с середины ноября выходят новые эпизоды «Позолоченного века» — костюмированной драмы от Джулиана Феллоуза, создателя культового «Аббатства Даунтон» про жизнь английской элиты и их слуг. В новом сериале именитый сценарист сменил тихую провинцию Великобритании на развивающийся город США, но сохранил главное — талант создавать и сталкивать героев разных взглядов и судеб.
Рассказываем, почему именно во втором сезоне «Позолоченный век» стал наконец‑то тем сериалом, который так ждали фанаты исторических драм и особенно «Аббатства Даунтон».
Коллективный портрет властолюбивых и токсичных людей
1882 год. После смерти обанкротившегося отца Мариан (Луиза Джейкобсон) отправляется к тетям (Синтия Никсон и Кристин Барански) из высшего общества Нью‑Йорка. В дороге девушка знакомится с образованной афроамериканкой Пегги (Дене Бентон) и вместе с новой подругой по приезде попадает в разгар масштабного конфликта. Тети Мариан и остальные именитые аристократы отказываются принимать в свои ряды недавно разбогатевшую знать. Среди нуворишей — семейство промышленников Рассел (Кэри Кун, Морган Спектор и Таисса Фармига), которые хватаются за каждую возможность показать себя.
Первый сезон «Позолоченного века» часто критиковали за несоответствие ожиданиям. От создателя «Аббатства Даунтон» ждали такую же едкую и манипулятивную мелодраму в необычном историческом сеттинге. Всё было готово к повторению успеха, но подвела сюжетная динамика. Высокомерные и амбициозные герои очень много говорили, время от времени выходили в свет, но практически ничего не делали, чтобы воплотить в жизнь свои хитроумные планы. Первому сезону остро не хватало действий — обострения конфликтов, манипуляций, подлянок, свадеб, измен, смертей и неожиданных поворотов. Словом, всего, что обязано быть в качественной мыльной опере.
Второй сезон исправляет ошибки и с первой же серии позволяет героям показать свою сущность. Одни обманом и интригами реализуют наполеоновские планы и поднимаются по социальной лестнице, другие предпочитают подковерным играм старый добрый соблазн или предательство. В лучшие моменты «Позолоченный век» напоминает безопасную, практически семейную, версию «Наследников». Конечно, в сериале хватает однозначно положительных и в чем‑то наивных героев, но большая часть — такие же неоднозначные персонажи, которые готовы на всё, чтобы получить место под солнцем.
Репрезентация малоизвестной эпохи
В сериале хватает харизматичных героев, но главный — лишь один. Это сам Нью‑Йорк, который переживает радикальные преображения. «Позолоченным веком» историки обозначают период последней четверти XIX века, когда после разрушительной Гражданской войны в США начинается небывалый экономический рост. В стране активно строят железные дороги, растут и преображаются города, развивается культура. А главное — появляются внезапно разбогатевшие люди: вчерашние авантюристы и предприниматели, которые сегодня стали меценатами и магнатами. Они могут позволить себе всё, что угодно, кроме статуса в обществе. Его можно только заслужить.
После возвращения сериала стало ясно, что первый сезон — это нечто вроде затяжного знакомства с героями или представления сторон конфликта. Когда все участники наконец‑то известны, создатели приступили к тому, чего зрители так долго ждали — войне. Противостояние «старых» и «новых денег» — лейтмотив всего сериала, но именно во втором сезоне становится понятно, почему тема настолько важна и интересна. В первую очередь, это схватка вечных идеологий: традиций и новшеств, гейткипинга и инклюзивности. Создатели, очевидно, симпатизируют представителям второго — прогрессивного — лагеря, но не превращают консерваторов в карикатурных злодеев. Героев можно понять — всё же на их глазах рушится привычный мир.
Война была абстрактной в первом сезоне, но во втором она материализуется в виде конкретной битвы. Берте Рассел отказывают в возможности купить ложу в оперном театре «Музыкальная академия». Тогда оскорбленная героиня в компании других нуворишей финансирует «Метрополитен‑оперу» — этакий культурный символ наступления новых времен. Благодаря «оперной войне» новых эпизодов за каждым званным ужином, вечерним баллом и светской посиделкой скрывается не просто желание впечатлить или унизить оппонента, а попытка перехватить инициативу в действительно важном противостоянии за собственное наследие. Такая ставка отлично раскрывает уникальный период в истории США.
Старомодная костюмированная драма с прогрессивными взглядами
В современной телеиндустрии можно выделить два типа исторических сериалов: хулиганские и аутентичные. В первых важен выбранный сеттинг, но точно не достоверность, поэтому ради зрелищности создатели намеренно допускают анахронизмы, прибегают к слепому кастингу или попросту переписывают реальные события. Среди самых популярных сериалов категории — «Бриджертоны», «Наш флаг означает смерть» и «Великая». Второй тип исторических сериалов уважает эпоху и населявших ее личностей, поэтому старательно, хоть и не безошибочно воссоздает период («Аббатство Даунтон», «Корона»).
«Позолоченный век» — сериал, который будто существует на стыке двух принципов: создатели вроде бы снимают классический исторический сериал, но поднимают довольно современные проблемы. «Позолоченному веку» удается соблюсти баланс — получается ироничное сопоставление традиций и прогресса, которому как раз посвящен сериал.
Как и большинство проектов HBO, «Позолоченный век» поражает масштабом — скрупулезно сшитыми костюмами, роскошными декорациями и огромными массовками, вдыхающими жизнь в крупнобюджетную историческую реконструкцию. Сразу видно, насколько создатели любят выбранную эпоху напыщенности и лоска. Возможно, даже чересчур.
В первом сезоне могло показаться, что воссозданный сеттинг важнее придуманных персонажей. В новых эпизодах все сомнения развеиваются. Сюжетные арки о росте профсоюзного движения, систематическом расизме, скрытии сексуальных предпочтений и желании эксплуатировать сломанную систему доказывают, что даже сериал о людях в корсетах и фраках полуторавековой давности может быть злободневным и смелым.