В Амедиатеке подходит к финалу сериал «Турист» (The Tourist) — авантюрная смесь драмы, триллера и детектива, где Джейми Дорнан теряет память, а Даниель Макдональд пытается ему помочь.
Интересный актерский ансамбль —не единственное достоинство сериала. Рассказываем, чем увлекает сюжет «Туриста» и какое путешествие вглубь собственных страхов и сомнений он предлагает.
Вспомнить все (или хоть что‑нибудь)
Посреди необъятной австралийской глуши с виду самоуверенный Элиот Стэнли (Джейми Дорнан) ввязывается в неожиданную и трагическую для себя погоню с монструозным грузовиком. На следующий день он, оказавшись в местной больнице за сотни километров от автокатастрофы, не помнит ни себя, ни цели прибытия в эти края, ни единой попсовой песни за последние десять лет. Помочь ему вспомнить все не в состоянии даже местная констебль Хэллен Чемберс (Дэниэл Макдональд), которая, не обнаружив никакой внятной информации о пострадавшем, обязуется взяться за эту мистерию, попутно переживая собственную скромную драму.
Британо‑австралийский «Турист» будто и сам болен ретроградной амнезией: в нем настолько много культурных заимствований, что невозможно поверить, будто это не закладывалось специально. Начальная погоня от грузового автомобиля — дебютный фильм Спилберга «Дуэль»; закопанный мафией подельник — «Погребенный заживо». Коэновская трагикомичность и гиллигановская («Во все тяжкие») фактурность торчат из каждого угла, а основная интрига и вовсе очень похожа на сюжет одного известного фильма Билли Уайлдера (раскрывать который было бы спойлером). Но от этого калейдоскопа дежавю сериал отнюдь не страдает, его концепт заключается в том, что главный герой наивен и невинен, а все остальные (в особенности зритель) поглядывают на него с подозрением и опаской, как будто уже зная чуть больше, чем сам турист.
Что ты такое
Сериал довольно быстро дает понять, что проблемы Элиота в прошлом — криминальные, но не торопится объяснять, ведомая его роль в них или ведущая. Поэтому он сначала вынужден играть в ленивого детектива, который чем ближе подходит к истине, тем безрадостнее и безысходнее становится его настоящее. Но кем бы ни был Элиот на самом деле и какое бы ужасное откровение его не ждало, он хочет узнать правду — ему нужна самоидентификация.
Хэллен идет от обратного — она знает свое скромное место в этом мире (ей его указали), но оно ей не нравится. Она подвергается аккуратному осуждению за свое тело от своего же парня (который, к слову, выглядит так же), а в профессиональной среде она последнее звено в правоохранительной цепи — новичок на испытательном сроке. Для нее раскрыть дело Элиота — потенциально важный этап самоутверждения, хотя в нее не верит даже близкий человек.
У антагонистов этой запутанной истории (а их здесь несколько и все они как‑то связаны с прошлым Элиота) взгляды на самоопределение кардинально отличаются. Продажный полицейский, некогда переживший ремиссию рака, идет на сделки с совестью «ради семьи» и ему всячески не хочется терять свою высокую должность или даже допускать мысль, что его стабильности что‑то угрожает. Таинственный наркобарон и вовсе не дружит с головой из‑за травмированного детства, но едва ли собирается с этим что‑то делать — так проще найти повод сорваться на весь мир. Находясь по разные стороны закона, они во многом похожи: понимают, как устроен мир, не рефлексируют и знают, каким образом получить то, что им нужно, даже если это абсурдно, глупо и бесчеловечно.
Не помню —значит не было
Возвращаясь к культурному наследию или же просто случайностям, любопытно отметить вот какую странную параллель. В середине 2010‑х Джейми Дорнан играл знаменитого «белфастовского душителя» в небезызвестном ирландском сериале «Крах» с Джиллиан Андерсон (который если не прославил его как многогранного актера, но точно стал для него в этом плане поворотной точкой, в отличие от трилогии «Оттенков»).
В заключительном третьем сезоне главный антигерой после тяжелого пулевого ранения тоже впадает в амнезию, уверяя органы (чувств тоже), что никакие преступления, в которых его обвиняют, ему и близко не знакомы. Но прежде, чем все отрицать, мужчина в действительности хотел понять, кем он был на самом деле, — чего бы ему этого не стоило. Так стиралась черта между притворством дьявола и невинностью новой личности, которая от старой отличалась лишь неосознанностью.
Не поле перейти
В главной степени «Турист» посвящен тому, как мало мы знаем о себе настоящих, как многое мы пытаемся скрыть и не замечать, и как страшно, но обязательно нужно видеть в себе тьму. Сериал до последнего пытается выглядеть по‑коэновски смешным (хоть и со злобной ухмылкой), и даже оптимистичным, но по‑настоящему шокирующий финал выбивает всю почву из‑под ног. Шокирует, кстати, еще и то, что Дорнану приходится оборонить пару русских слов (в истории оставлен и небольшой русский след, который способен немало удивить).
В чем бы ни был повинен Элиот, как бы сильно общество ни убеждало Хэллен в ее неправоте и наивности, они готовы меняться. Не под гнетом обстоятельств, но отрефлексировав свои прошлые ошибки, большинство из которых они даже не помнят. Им не страшна их точка бифуркации, в отличие от тех, кому они противостоят. Они готовы стать туристами своих же жизней, начинать все как будто бы заново, но с огромным багажом разбитых сувениров за плечами.
Турист
The Tourist