Этой осенью начали выходить новые серии исторической драмы «Испанская принцесса» (The Spanish Princess). В центре событий — по‑прежнему Екатерина Арагонская, дочь испанского правителя и жена короля Англии, Генриха VIII Тюдора. И, как и в первом сезоне, запоминать даты значимых сражений не придется: шоу концентрируется на характерах исторических личностей, их поступках и переживаниях.
О завораживающей красоте, золотой клетке королевского масштаба, всепобеждающей любви к своему народу и других причинах смотреть второй сезон «Испанской принцессы» читайте в нашем материале.
Эстетическое наслаждение
Даже если вы по какой‑то причине не проникнитесь сопереживанием к героям или обнаружите несоответствие предметов интерьера изображаемой исторической эпохе, все равно останетесь довольны картинкой. От корон на головах и складочек на платьях до кубков на столах и роз в саду — все сделано красиво.
В отличие от многих других исторических сериалов, здесь нет ни серой каменной кладки, ни пейзажей в синеватых тонах. Разве что немного грязи и тумана можно найти в батальных сценах, но в основном — золото, бархат и шелк.
Жестокие игры
Как и полагается хорошей исторической драме, второй сезон «Испанской принцессы» объединяет в себе и секс, и кровь, и войну, и кипящие при дворе страсти. Одна из подруг и придворных дам Екатерины по имени Лина сравнивает происходящее в замке с игрой, соревнованием, и это очень точный образ. Вот только если в первом сезоне хитросплетение интриг хоть как‑то можно было приравнять к шалостям, то в новых сериях ставки явно повысились.
В результате череды трагических событий Екатерина и Генрих стали более зрелыми людьми. Правда, по той же причине милые все чаще бранятся, а когда речь идет о короле и королеве, любая ссора может привести к политической катастрофе. На кону то и дело оказываются их жизни, брак и положение Екатерины при дворе. Безусловно, для героев перемена в обстановке сериала болезненна, но зрителям это только на руку: томных вздохов и амурных страданий стало меньше, а амбициозных военно‑политических планов и глубинных взрослых переживаний — больше.
Отцы и дети
Не хочется спойлерить, но стоит отметить, что тема отцов и детей поднимается во втором сезоне «Испанской принцессы» активнее, чем в первом. Во‑первых, с родителями пытается разобраться чета молодых английских правителей — Екатерина и Генрих. Во‑вторых, король и королева сами привыкают к роли родителей и терпят на этом поприще душераздирающие неудачи.
В‑третьих, второстепенные персонажи тоже по уши завязли в семейных проблемах: у кого‑то не хватает молока, чтобы выкормить новорожденных малышей, кто‑то вынужден заключать браки с нелюбимыми ради благополучия близких, а кто‑то окончательно слепнет от желания отомстить за смерть родственников. Впрочем, классический расклад для Англии времен Тюдоров!
Ролевые модели
Нельзя говорить о втором сезоне «Испанской принцессы» и игнорировать тот факт, что в каждом эпизоде перед зрителем предстает целая галерея ярких женских персонажей на фоне довольно блеклых, местами будто нарочно обесцвеченных, героев‑мужчин. Говоря откровенно, это вызывает очень смешанные чувства — восхищение и удивление с оттенком недоверия.
Психологические портреты героинь явно скроены по трендовым лекалам: женщины не только красивы и прекрасно воспитаны, они сильны, умны, необычайно бесстрашны, чертовски убедительны и способны заткнуть за пояс любого надменного мужлана — где‑то острым словом, а где‑то и кулаком в нос. Как на подбор, леди в «Испанской принцессе» и талантливые стратеги, и заботливые матери, и искусные любовницы, и храбрые воительницы, и тонко чувствующие натуры. Но в какой‑то момент именно это вызывает вопросы: хотя многое в сериале основывается на реальных событиях и документальных подтверждениях, настолько самостоятельные и самодостаточные женщины не всегда органично вписываются в декорации XVI века.
Во время просмотра не покидает смутное ощущение, что эта вдохновляющая часть повествования — всего лишь сказка, ведь если и сегодня женщин стыдят за своенравность, то во времена Тюдоров за такую дерзость наверняка даже очень титулованных барышень приговорили бы к суровому наказанию. Одно становится ясно наверняка: леди в «Испанской принцессе» (а может, и в реальной истории Англии тех лет) неплохо обходились бы и без покровительства джентльменов. Но, к несчастью, возможности принимать решения самостоятельно у большинства из них нет.
Они же — женщины тяжелой судьбы
Впрочем, вдвойне занимательнее следить за развитием сюжета, сфокусированного на женских персонажах, именно учитывая специфику исторического контекста. С одной стороны, сильная, многогранная, непокорная воительница спасает народ от вражеских набегов и достойно отстаивает границы во время отлучки мужа. С другой стороны, ей надлежит оправдываться за доблесть — ведь она «вела себя подобно мужчине». Ей же приходится падать в ноги супругу, чтобы вымолить прощение за выкидыш, в котором она явно не виновата и который, очевидно, ранит ее не меньше, чем короля ранит отсутствие наследника.
Знакомство с двойными стандартами, на которых базировались тогдашние нравы, с их религиозной, социальной и политической подоплекой — еще одна веская причина смотреть второй сезон «Испанской принцессы» прямо сейчас. По крайней мере, благодаря этому шоу все те, кто мечтают выйти замуж за принца, смогут сразу оценить, какую огромную кучу нелепых правил, запросов и требований к жене будущий король тащит за собой. Замужние королевы могут далеко не все: сегодня ты свет его очей, а завтра он впал в немилость, и ты вынуждена доказывать, что не являешься его проклятьем и причиной всех неудач.
Испанская принцесса
The Spanish Princess