«Праведные Джемстоуны» — комедийный сериал от HBO, который уже успел получить благосклонные отзывы зарубежной критики. Зрелище смешное, а ситуация страшная: семья телеевангелистов подминает под себя американскую паству, но сама трещит по швам из‑за внутренних противоречий. «Праведные Джемстоуны» — одна из самых веселых и при этом драматичных новинок сезона, так что пропускать ее ни в коем случае нельзя. Если вы еще не уверены, то мы припасли пять аргументов, способных развеять все сомнения.
Шоураннер сериала—Дэнни Макбрайд
Вы наверняка видели его в какой‑нибудь американской комедии за последние лет десять. Грубый полный мужлан, шутящий про гениталии, — постоянное амплуа Макбрайда. Однако он не просто звезда эпизода, но и крепкий сценарист, который учился в одной киношколе с режиссерами Дэвидом Гордоном Грином и Джоди Хиллом. После успеха независимого фильма «Путь ноги и кулака» (2006) его заметил Джадд Апатоу — и так Макбрайду открылся путь в мир большой американской комедии.
Примерно в это же время канал HBO дал комику шанс проявить себе на телевидении. Дэнни Макбрайд сделал для них целых два сериала («На дне», «Завучи»), а теперь вышел и третий. «Праведные Джемстоуны» — стопроцентно авторский проект. Комик не только сыграл одну из ключевых ролей, но придумал концепцию, а также выступил в качестве сценариста и режиссера многих эпизодов. Подробнее о том, за что стоит полюбить Макбрайда, мы уже писали.
Невероятно точный актерский состав
Как и предыдущие сериалы Макбрайда, «Праведные Джемстоуны» могут похвастаться ворохом харизматичных персонажей. И одно дело прописать их на бумаге, а другое — найти для воплощения подходящих актеров. Начнем с самого главного козыря: главу семейства алчных проповедников Илая Джемстоуна играет Джон Гудман, в представлении не нуждающийся. Он одновременно грозен в роли патриарха и крестного отца, и трогателен как вдовец, до сих пор скучающий по своей жене.
Его трое детей тоже сыграны отличными характерными актерами. Образ старшего сына Джесси воплотил сам Макбрайд — это человек со смешными седыми бакенбардами, традиционной любовью к обсценной лексике и собственной семьей из трех детей. Дочь Джуди — несправедливо обделенную отцовским вниманием — сыграла Эди Паттерсон (мисс Эбботт из «Завучей»). И, наконец, младший сын Келвин (Адам Дивайн) — глуповатый и заносчивый, с кучей позолоченных цацек и придурковатым ирокезом.
Гвоздь шоу — Уолтон Гоггинс, которого вы помните по «Омерзительной восьмерке» или тем же «Завучам» Макбрайда. Он выступает в роли Малыша Билли Фримана, брата покойной жены Илая Джемстоуна. Гоггинс здесь исполняет удивительный трюк — актера намеренно состарили при помощи седого парика и характерных пятен на лбу, но его персонаж тщетно молодится. Малыш Билли отплясывает чечетку, заводит своей харизмой толпу на проповедях и пытается ставить палки в колеса своим родственникам Джемстоунам.
Меткий памфлет на религиозную тему
Что ожидать от сериала, чья заставка демонстрирует неоновый крест под торжественные звуки хора? На первый взгляд, это достаточно прямолинейная атеистическая агитка. Однако «Праведные Джемстоуны» устроены сложнее — они направлены не против Бога, а обличают коммерсантов от мира духовенства. Телеевангелисты как проповедники, использующие медиа для своих речей, давно вызывают вопросы у критически настроенных американцев. Их доходы едва ли можно назвать прозрачными, а деятельность больше похожа на бизнес.
Семейство Джемстоунов — как раз из таких. Они летают на частных самолетах с пафосными именами («Отец», «Сын», «Святой дух»), позволяют себе роскошные тачки и огромные особняки. Джемстоуны — коммерческая марка для нескольких телешоу, бесконечных книг и гастрольных туров. Вопрос о существовании Бога обитает где‑то на задворках — кажется, что в него верит только Илай Джемстоун. Его дети и внуки просто выросли в таком окружении, поэтому зарабатывают на жизнь, не отходя от корпоративной кормушки.
Бизнес и семья
Империя Джемстоунов построена грубыми методами — мы не так много знаем о том, как все начиналось (хотя тут есть серия про события тридцатилетней давности), зато видим нынешнее состояние дел. Более мелкие церкви оказываются в роли рыбешек, которых пожирает огромная акула. Паства Джемстоунов с трудом помещается в мегацеркви — куда более популярном заведении, нежели стандартный храм. Христианский рок, проповедники‑харизматики и незамысловатая чечетка отбирает хлеб у конкурентов. Не зазорным становится даже устраивать церковь в ТРК — ее посетит больше народу.
Бизнес (пусть и религиозный) здесь тесно сращивается с семьей — Джемстоуны собирают сливки со своей огромной империи, в то время как их многочисленные подчиненные довольствуются меньшим. По сути, они образуют новую мафиозную ячейку. Однако это вовсе не гарантирует безоблачного будущего.
Все демоны здесь
Смотреть «Праведных Джемстоунов» действительно интересно — и это большая заслуга Макбрайда как шоураннера, который снабдил колоритных персонажей внутренними и внешними конфликтами. Самый масштабный — столкновение мегацеркви Джемстоунов и мелких, но стойких игроков вроде преподобного Джонни Сизонса (Дермот Малруни). Первый эпизод начинается с авантюрного конфликта — Джесси Джемстоуна, примерного семьянина, шантажируют при помощи секс‑компромата с проститутками и кокаином. Делает это неизвестный в маске Дьявола и его чертята‑помощники (обойдемся без спойлеров, но их мотивация заключается не только в получении денег). Да и Малыш Билли Фриман выступает в роли змея‑искусителя, желая оттяпать кусок от золотого пирога Джемстоунов.
Внутренние демоны здесь тоже обитают — единственная дочь Джуди мучается из‑за того, что семья не поручает ее ничего важного. А дети Джесси Джемстоуна недовольны алчными намерениями родственников и мечтают свалить подальше. Каждый эпизод наполнен какими‑то триггерами, которые раскручивают драматургию и заставляют ждать новой серии.