Amediateka Blog
blog-banner
Лонгриды

Почему женщин убивают: Архитектура и насилие в «Предшественнице»

Дом, который построил страх.

В Амедиатеке вышел сериал «Предшественница» (The Girl Before) — триллер про то, как «умный дом» подчиняет себе своих жителей. Технологии давно перестали быть нам только помощниками, все чаще они вызывают любопытство и даже страх: никогда не знаешь, на что действительно способен искусственный интеллект. 

Разбираемся, что нового по теме говорит сериал и причем тут темы насилия и борьбы с травмами. 

Вы доверяете своему риэлтору?

Почему женщин убивают: Архитектура и насилие в «Предшественнице»

Давно известно, что агенты по недвижимости продали душу дьяволу, именно поэтому они предлагают за полцены семьям на мели поместья с полтергейстами в подвале и оборотнями на чердаке. В «Предшественнице» у риэлторов не осталось ничего святого: дом на Фолгейт‑стрит превращается в желанный трофей — чтобы этот адрес стал вашим, нужно пройти собеседование у архитектора здания Эдварда Монкфорда (Дэвида Ойелоуо).

Маркетинговой приманкой служит японский стиль ультраминимализма: лишь пара необходимых вещей, никаких сувениров и игр с детьми во внутреннем садике с единственным деревом. Взамен — два этажа престижной жилплощади и искусственный интеллект вместо дворецкого: газ, вода, музыка и освещение включаются по взмаху руки. В стоимость пугающе низкой аренды входит еще кое‑что (помимо одобрения кандидатуры): необходимо время от времени проходить психологические опросы, где попадаются как и типичные бытовые, так и экзистенциальные дилеммы вроде: «смогли бы вы пожертвовать жизнью ради другого?». Компромисса здесь быть не может, только «да» или «нет». 

Вам подходит сериал сразу с двумя главными героинями?

Почему женщин убивают: Архитектура и насилие в «Предшественнице»

С разницей в три года в умный дом въезжают две девушки не только похожие друг на друга внешне, но и переживающие последствия травмирующего опыта. Джейн (Гугу Эмбата‑Ро) родила мертвую девочку, а Эмма (Джессика Пламер) стала жертвой насилия, которое и вынудило искать другое жилье.

Джейн, постепенно узнавая подробности трагической судьбы своей предшественницы, начинает собственное расследование, которое так или иначе связано с чудо‑жилищем и архитектором. Почти сразу она понимает, что у них с Эммой много общего (не только внешние данные), а поиски истины помогают Джейн справиться с личным кризисом.

Истории девушек рассказываются параллельно: сцены порой буквально отражают друг друга, что постановщица Лиза Брюльманн ((«Убивая Еву»)) подчеркивает монтажом и использованием полиэкранов. Довольно простой в исполнении прием не только иллюстрирует мотив повторения и добавляет действию динамики, но и становится психологическим инструментом поддержки. С одной стороны, совпадения выглядят почти мистически и усиливают детективную интригу (как это было у Хичкока в «Головокружении»), с другой — объясняют, что зло по природе своей банально и эмоциональный урон жертв часто созвучен.

Пугает ли вас прогресс и смарт технологии?

Почему женщин убивают: Архитектура и насилие в «Предшественнице»

На замену тем самым плохим домам с привидениями и любой другой нежитью, что скребется по ночам в подвале, пришел ужас высоких технологий и ожидание восстания машин. Природу страха перед прогрессом объяснять не нужно: искусственный интеллект вновь и вновь стимулирует фантазию кинематографистов будь то очередной эпизод «Черного зеркала» или опусы Ридли Скотта. Но даже в эпоху всевидящего ока социальных сетей, дом, как правило, остается местом безопасности и своеобразным убежищем.

В «Предшественнице» спрятаться буквально некуда: все психологические, бытовые и интимные ритуалы становятся скупой графой в ежедневной статистике. Дом знает, какой температуры должна быть вода в душе, какое освещение подойдет для ужина, а какая музыка для романтического вечера за бокалом вина. Помощник настолько идеальный, что становится не по себе.

Соскучились ли вы по эротическим триллерам?

Почему женщин убивают: Архитектура и насилие в «Предшественнице»

Убей меня нежно, задуши меня страстно, брось меня больно — эротические триллеры, оккупировавшие сетку полуночного вещания в 90‑х и 00‑х, надолго ушли в подполье, но сейчас все чаще появляются на малых экранах. «Предшественница» хоть и выглядит целомудреннее своих «предшественников» на этом поприще, но так или иначе предлагает насилие и секс в одном комплекте. Детективная интрига предполагает триумфальную развязку в финале, но по уровню напряжения явно уступает эротическому заряду.

Доминирование в постели оборачивается подавлением в отношениях и в офисе, а консервативный образ жизни отражается и на предпочтениях в сексе. Травма каждого из персонажей так или иначе связана со страстью или влечением. И дело не в сексуальных девиациях, а в том как легко манипулировать человеком через интимные отношения. Попадая под сильное влияние, героини с трудом могут противостоять своим партнерам.

Trigger warning: насилие 

Почему женщин убивают: Архитектура и насилие в «Предшественнице»

Экранизацию романа‑бестселлера Дж. Делейни можно было бы назвать «50 оттенков абьюзивных отношений». Первые два эпизода выступают в роли довольно подробной экспозиции и очерчивают круг знакомых главных героинь. Последующие две серии вместе с финалом превращаются в подробную картотеку всех возможных актов психологического и физического насилия: телесные повреждения, принуждение к половому акту, чрезмерный контроль, токсичные манипуляции и общественное давление.

«Предшественница» — сериал довольно прямолинейный, он не стесняется последовательно проговаривать болезненные точки жертв и то, как работает механизм виктимблейминга. Стыд, страх осуждения, чувство вины, презрение к собственному телу и поиск логичных объяснений преступлению — все это становится замкнутым циклом травмы, из которого в одиночку выбраться порой невозможно.

В сериале методично показаны основные дискуссионные ситуации эпохи #MeToo: почему абьюзер кажется поначалу привлекательным, как он втирается в доверии своей харизмой, почему пострадавшей сложно признаться в том, что она стала жертвой, как сексуализированное насилие сказывается не только на физическом и ментальном самочувствие потерпевшей, но и на ее партнере и почему репродуктивное здоровье — не тема для повседневного обсуждения.

Используя практически энциклопедический подход, «Предшественница» озвучивает главную мысль устами психотерапевтки: в совершенном насилии всегда виноват только агрессор и никогда не жертва. Даже если в это сложно поверить без всяких «но».

7.0
film poster
2021

Вам это понравится