Сериал «Позолоченный век» (The Gilded Age) от создателя уже ставшей легендарной киновселенной «Аббатства Даунтон» Джулиана Феллоуза — это первый проект британского шоураннера, который он снял в Америке и об Америке. Сюжет разворачивается в Нью‑Йорке в 1882 году.
Стоит напомнить, что свое название сериал получил от периода в истории США, который, в свою очередь, был назван так после выхода одноименного романа Марка Твена «Позолоченный век», который он написал в 1873 году с писателем Чарльзом Дадли Уорнером. Название романа по замыслу авторов отражало сатирическую метафору американского общества в конце XIX столетия. Любопытно, что первое издание этого произведения на русском языке в 1874 году носило заглавие «Мишурный век», что даже точнее отражает суть вещей.
Новая историческая драма Джулиана Феллоуза погружает зрителя в самый эпицентр светского общества Нью‑Йорка тех лет. Это был период невероятного экономического роста американской экономики, технологического прогресса в промышленности и становления первых больших корпораций. Во главе этого процесса стояли представители бизнес‑элиты, которых называли «капитанами бизнеса» или «олигархами».
Среди магнатов первого поколения, заработавших баснословные состояния в металлургической, нефтяной и транспортной промышленности были, в том числе, Джон Д. Рокфеллер, Эндрю Карнеги, Корнелиус Вандербильт и пр. Это не могло не вызвать напряженность в обществе, поскольку так называемые «новые деньги» достигли того же уровня, что и «старые деньги». К тому же нувориши постепенно стали создавать собственную аристократию — так называемую плутократию, превосходя по влиятельности представителей классической аристократии, состояния которых переходили по наследству от поколения к поколению.
Этот небольшой экскурс в историю позволит лучше понять «Позолоченный век» — историю Мариан Брук, молодой девушки, которая после смерти отца остается без средств к существованию и вынуждена переехать из небольшого городка в Нью‑Йорк к сестрам своего отца. Эта роль, к слову, стала дебютом на телевидении для театральной актрисы Луизы Джейкобсон, дочери Мэрил Стрип. Ее тети — Агнес ван Райн (Кристин Барански) и Ада Брук (Синтия Никсон) — живут в доме в престижном районе Нью‑Йорка, Верхнем Истсайде. Они — олицетворение чопорного высшего света конца 1880‑х годов.
Очень скоро Мариан знакомится с новыми соседями своих тетушек — Бертой и Джорджем Рассел, которых играют Кэрри Кун и Морган Спектор. Состоятельная пара въезжает в роскошный особняк напротив, который уже успел стать самой горячей темой во всех светских гостиных Манхэттена. Это знакомство ставит девушку перед необходимостью выбора между высоколобыми «старыми деньгами» и обладателями нового состояния, к которым она испытывает искреннюю симпатию.
Расселы оказываются не единственными новыми знакомыми Мариан: по дороге в Нью‑Йорк она знакомится с Пегги Скотт (ее играет Дене Бентон), молодой афроамериканкой, возвращающейся домой после окончания учебы, которая мечтает стать писательницей, но для начала становится секретарем тети Агнес.
Дабы погрузить своего зрителя в острый мировоззренческий конфликт между «старыми» и «новыми деньгами», Джулиан Феллоуз задействует свой традиционный художественный прием. Именно с помощью одежды, над созданием которой работала художник‑костюмер Касия Валицка‑Маймоне, он подчеркивает социальный статус каждого из героев «Позолоченного века». Используя изысканные ткани, винтажное кружево и ювелирные украшения тех лет, художница делает акценты на различиях между представителями аристократических семей — наследников первых европейцев, переселившихся в США, и богатых парвеню.
Когда Мариан впервые приезжает в Нью‑Йорк, она одета в черное траурное платье. Ее простое черное пальто с круглым воротничком и лаконичная черная шляпка резко контрастируют с элегантным нарядом Пегги. Коричневое пальто новой знакомой с модным в те годы акцентным остроугольным воротником, кружевным орнаментом и изящными пуговицами дополняют платье в клетку, шляпа канотье, украшенная трехцветным бантом, и черная кожаная сумка. Эти детали с первой минуты подсказывают зрителю, что статус этой девушки безусловно выше, нежели роль секретаря, которую она выполняет в доме тети Агнес.
Увидев Мариан в черном платье слегка устаревшего силуэта с кружевными рукавами, ее тетя Агнес решительно настроена обновить гардероб племянницы нарядами, которые соответствовали бы последней моде и подчеркивали ее новый статус богатой наследницы. Стоит заметить, что нью‑йоркская женская мода в те годы была сильно подвержена европейским тенденциям, которые диктовали модные дома Maison Worth британского дизайнера Чарльза Фредерика Уорта (к слову, именно ему мы обязаны высокой модой и дефиле) и Maison Pingat французского дизайнера Эмиля Пинга, так что гардероб Мариан действительно кардинально меняется.
Агнес ван Райн — властная представительница старой элиты Верхнего Истсайда, ее стиль — яркое тому подтверждение. Независимо от времени дня или ее занятия, она предпочитает глубокие и темные тона. В ее гардеробе превалируют платья цветов натуральных камней, украшенные черным кружевом. Вечерние наряды более щедро декорированы классическим кружевом или бисером, тем не менее, ювелирные украшения она всегда выбирает достаточно лаконичные.
Ее сестра Ада Брук, напротив, предпочитает теплые цвета, ее часто можно увидеть в платьях цвета осенней тыквы или марсала, но их силуэты весьма сдержанные, что подчеркивает ее статус старой девы. Редкое исключение она делает лишь для вечерних нарядов: для выхода в свет она предпочитает платья, декорированные по последней моде 1880‑х годов.
К слову, о вечерних платьях: в 1880‑х годах рукава вечерних платьев становятся значительно короче, декольте более открытым, а юбки более пышными. Выбирая вечерние наряды, сестры не изменяют своим любимым цветовым палитрам, к тому же они обе в изысканных ожерельях.
Главный вывод, на который наводит просмотр «Позолоченного века» заключается в том, что основной индикатор, отличающий дам нового света и старой элиты, — это выбор украшений.
Берта Рассел — единственный женский персонаж этой истории из элиты «новых денег». Ее муж Джордж Рассел — экстравагантно богатый железнодорожный магнат, и он не жалеет никаких ресурсов, включая и собственное время, чтобы удовлетворить все пожелания своей супруги, особенно когда дело касается ее амбициозного плана сделать их семейную пару полноценными членами светской элиты Манхэттена. Гардероб Берты очень ярко иллюстрирует этот факт.
Ее основное отличие от дам высшего света в том, что она всегда выбирает более светлые оттенки, в частности цвет морской волны, который иногда сочетается с фисташковыми и тепло‑оранжевыми оттенками, а также более изысканные ткани, для которых она также находит оригинальные сочетания. Не стоит забывать, что ее головные уборы значительно объемнее, нежели шляпки других дам, к тому же они декорированы экзотическими украшениями. Любопытная деталь: все костюмы Берты сшиты из тканей с металлическим финишем, который может вызвать у внимательного зрителя ассоциации с бизнесом ее мужа.
Даже если Берта Рассел ставит перед собой задачу слиться с окружением, к примеру, когда она посещает благотворительный базар, она может выбрать желтую палитру, так популярную среди светских дам Верхнего Истсайда в те годы. Но в случае Берты это будет изысканный оттенок ликера шартрез или полудрагоценного камня перидота в сочетании с серебристо‑серым шелком, который она может дополнить шляпкой с перьями и элегантной сумочкой того же цвета.
Если сначала кажется, что все деньги мира не смогут купить Берте заветный социальный статус, то с развитием сюжета становится все очевиднее, что практически безграничные ресурсы ее супруга все же позволяют ей завоевать Нью‑Йорк. Любопытно, что ее первый самостоятельный выход в свет в качестве одной из гранд‑дам Манхэттена происходит на приеме в престижной Музыкальной Академии (оперном театре), известной тем, что частные ложи в ней были закреплены за аристократическими семьями и переходили по наследству. Естественно, Берта Рассел вынуждена оказаться в длинном списке тех, кто ждет своей очереди на заветную ложу.
Тем не менее, новой бизнес‑элите совершенно не нравится ощущать себя в изоляции от высшего света, и несколько миллиардеров принимают решение построить новый оперный театр, который бы во всех отношениях мог бы затмить Музыкальную Академию. К слову, это исторический факт: именно так в 1883 году на карте Нью‑Йорка появилась The Metropolitan Opera. Безусловно, это решение было встречено старой элитой с презрением, но вернемся к Берте.
Если в начале пути к своей мечте она могла снять дорогую брошь перед выходом на благотворительный прием, чтобы не показаться чересчур нарядной, то для выхода в Музыкальную Академию она выбирает роскошное алое вечернее платье и не менее роскошные ювелирные украшения. И это отличная метафора, с помощью которой Джулиан Феллоуз намекает зрителям на исход конфликта между «старыми» и «новыми деньгами», которому он посвящает свой сериал.