В человеческой природе заложено стремление соревноваться. Именно поэтому спорт во все времена, начиная с древности, пользовался невероятным спросом. Людям всегда интересно наблюдать за состязаниями команд и атлетов, выбирать себе любимцев и антигероев, вдохновляться и разочаровываться.
Это заметно даже за пределами спортивной индустрии. Замечали, как инфополе оживляется с приближением какой-нибудь важной премии? «Грэмми», «Эмми», да хоть Нобелевская. Ну и, конечно, «Оскар». Наверное, как раз эта кинонаграда имеет наибольшую популярность у широкой аудитории.
Каждый год в конце зимы миллионы людей ознакамливаются с номинантами, смотрят фильмы, изучают расклады и спорят, кто достоин статуэтки, а кого необходимо обделить. Механизм ничем не отличается от того же футбольного «Золотого мяча». Да, здесь находится сильнейшее пересечение спорта и кино. Но однажды, несколько лет назад, одна конкретная церемония стала спортивной как никогда.
Большой спортивный киногод

Это был 90‑й «Оскар». Спорт повлиял на него еще до начала, потому что мероприятие провели позже обычного, чтобы не пересекаться с зимней Олимпиадой в Пхёнчхане. 2018 год в целом запомнился обилием масштабных спортивных событий: чемпионат мира по футболу в России, бой Хабиба Нурмагомедова против Конора Макгрегора, несколько важных боксерских поединков, первый триумф в Кубке Стэнли Александра Овечкина, эпохальный третий подряд трофей Лиги чемпионов для мадридского «Реала», вышеупомянутые Игры в Южной Корее. Концентрация исторических эпизодов, которая лишь усиливается от интеграции в другие развлекательные направления.

Но вернемся непосредственно к Голливуду. Итак, в 2018 на «Оскар» номинировалось сразу три картины, напрямую связанных со спортом. Для сравнения: за шесть предшествующих церемоний суммарно с натяжкой набирается столько же. В 2017 году лучшей полнометражной документалкой стал фильм про О. Джея Симпсона, известного (пусть, к сожалению, и далеко не в первую очередь) карьерой в американском футболе. В 2014‑м две номинации получил «Великий мастер» – биографический боевик о мастере кунг‑фу. А в 2012‑м мимо всех шести теоретических статуэток промчался «Человек, который изменил всё» с Брэдом Питтом в роли бейсбольного менеджера.
В общем, юбилейная церемония относительно других правда оказалась захвачена спортом. Причем разнообразным. И попытку этого самого захвата вполне можно считать успешной. Убедимся, взглянув на каждый пример отдельно.
«Дорогой баскетбол»


Короткометражка легендарного Коби Брайанта, в которой он развернуто признается в любви к игре и объясняет, почему решил завершить карьеру. Фильм основан на письме, опубликованном баскетболистом 26 ноября 2015 года – в День благодарения. В нем американец лаконично рассказывает о собственном пути, сложных мыслях и глубоких чувствах.
«Я не могу любить тебя так же страстно и дальше. Этот сезон – это всё, что я еще могу тебе дать. Мое сердце всё еще может справиться с тяжелым трудом. Мой разум всё еще способен преодолеть любые препятствия. Но мой организм понимает, что пришло время сказать “прощай”. И это нормально. Я готов тебя отпустить», – гласят самые важные строки послания.
И Коби действительно закончил, сезон 2015/16 стал заключительным в его великой карьере. Напоследок Брайант оформил несколько невероятных личных достижений, но его «Лейкерс» занял последнее место в Западной конференции и не вышел в плей‑офф.

Через год после ухода «Мамбы» состоялся релиз фильма. Получилась красивейшая анимационная картина, а закадровый текст озвучил сам Коби. Режиссером выступил Глен Кин, который ранее трудился над множеством выдающихся мультфильмов: «Красавица и Чудовище», «Русалочка», «Аладдин», «Тарзан» и другие. А саундтрек написал композитор Джон Уильямс – 52‑кратный номинант на «Оскар», создававший гениальную музыку, например, для «Звездных войн», «Списка Шиндлера», «Гарри Поттера», «Челюстей», «Парка Юрского периода» и «Индианы Джонса».
«Дорогой баскетбол» получил премию «Оскар» как лучший короткометражный анимационный фильм. Так Брайант добавил к сумасшедшему количеству спортивных наград еще и главный приз из мира кино.
Работа и так осталась бы в летописи мирового спорта, как и кинематографа, но в 2020 году она обрела абсолютный культ. Причина трагическая: 26 января Коби и его 13‑летняя дочь Джанна погибли в авиакатастрофе – вертолет с ними на борту врезался в холм. Нежное высказывание Брайанта в адрес любимого дела с тех пор сложно смотреть, сдерживая эмоции. Неизмеримая личность, великий спортсмен, признанный творец. И он живет в том числе в этих 322 секундах.
«Большая игра»


Сначала необходимо быстро разобраться, считать ли покер спортом. Есть немало аргументов за. Во‑первых, многие страны признают это на законодательном уровне. Во‑вторых, покерных турниров с четкими регламентами чересчур много, чтобы игнорировать их существование и оставлять дисциплину строго в категории азартных игр. В‑третьих, покер входит в Международную ассоциацию интеллектуального спорта. Наверное, хватит.
Теперь к кино. «Большая игра» немного портит впечатление от спортивного захода на «Оскар»‑2018, потому что получила лишь одну номинацию, но, в отличие от Коби, проиграла – победил в категории «лучший адаптированный сценарий» 89‑летний Джеймс Айвори с «Назови меня своим именем», став самым пожилым лауреатом в истории.
Фильм обладает предельно качественным кастом. Главные роли исполнили Джессика Честейн («Сцены из супружеской жизни»), Идрис Эльба, Кевин Костнер, Майкл Сера и Крис О’Дауд, сверкавший также в драмеди‑сериале «Семейный брак». Сюжет основывается на мемуарах Молли Блум, которую сыграла Честейн.

Блум известна в Штатах как принцесса покера. Когда‑то она считалась перспективной лыжницей и даже готовилась к Олимпиаде, но травма досрочно отправила Молли на спортивную пенсию. Тогда девушка устроилась официанткой в подпольное казино, где отлично себя проявила, а потом поссорилась с боссом и открыла собственное заведение для азартных игр.
В результате длительных разборок с бандитами и правосудием Молли впаяли условный срок и сравнительно небольшой штраф – 200 тысяч долларов. Для лидера целого не слишком легального бизнеса – крохи. В процессе своей деятельности Блум взаимодействовала с очень известными людьми, способными спустить десятку‑другую тысяч за карточным столом. Одним из таких был Тоби Магуайр, который стал прототипом персонажа Майкла Серы. К слову, отрицательного.
«Большая игра» не стала шедевром кинематографа. К тому же фильм в прокате даже не удвоил бюджет, что обычно означает кассовый провал. Но реальность расказанной истории всё равно прибавляет картине баллов. Вот вроде наблюдаешь за мафиозными, незаконными и попросту опасными делами и в какой‑то момент понимаешь, что это ведь происходило на самом деле. К тому же написано хорошо, актеры первоклассные, да и оценки у «Большой игры» достойные.
«Тоня против всех»


Тоже байопик, но с оригинальным сценарием. Тут с разнообразием жанров, кстати, полный порядок: и биография, и черная комедия, и драма, и элементы мокьюментари. Центральный персонаж подобран максимально грамотно – знаменитая экс‑спортсменка с непростым характером, такой же судьбой и огромным количеством кинематографичных эпизодов в жизни.
Тоня Хардинг воспитывалась весьма жесткой матерью по имени Лавона, которая, как сама говорит в фильме, растила чемпионку: строгость, упреки, выговоры, физическое воздействие и психологическое давление. Проявлений любви буквально ноль. Девочка еще ребенком встала на коньки и принялась покорять фигурное катание, постоянно пытаясь доказать всем вокруг, что может чего‑то добиться.
Важная линия касается отношений Тони с мужем Джеффом. Наверное, абьюз – слишком мягкое слово для описания происходящего в этой паре. Дело неоднократно доходило аж до стрельбы, хотя фильм не претендует на истину, транслируя через героев вероятность субъективного восприятия ситуаций. В любом случае именно первый брак Хардинг оказал сильнейшее влияние на ее карьеру.

Проблема отцов и детей (точнее, в данном случае матерей и дочерей), домашнее насилие, жестокость вселенной индивидуальных видов спорта, ментальные трудности, человеческий идиотизм в конце концов – кино поднимает вопросы, понятные если не каждому, то подавляющему большинству зрителей точно. «Тоня против всех» сам по себе более качественный фильм, чем та же «Большая игра», но и здесь формулировка «основано на реальных событиях» докидывает дополнительных впечатлений от и без того запоминающегося творения.
Картина принесла первые большие номинации Марго Робби, которая сыграла Тоню. Актриса практически ничего не выиграла, но попала в шорт‑лист и «Оскара», и «Золотого глобуса», и BAFTA, и Премии гильдии киноактеров США. Еще фильм номинировался на лучший монтаж, но заслуженно уступил «Дюнкерку», а вот Эллисон Дженни свою статуэтку за лучшую женскую роль второго плана забрала – великолепно исполнила железную маму.
Резюмируя, вряд ли стоит говорить о тенденции на создание спортивного кино. Уместна скорее другая мысль: мы живем в эпоху байопиков. Явно существует запрос на насыщенные персональные истории, а в спорте подходящих кандидатов навалом. Там ведь всё завязано на преодолении, личных драмах и крайностях с точки зрения эмоций – либо успех и безграничное счастье, либо поражение и неконтролируемая обида. И сюжеты, заслуживающие экранизаций, не закончатся никогда.