В Амедиатеке выходит сериал «Месье Спейд» — новый проект автора «Хода королевы» и «Тюрьмы Оз» Скотта Фрэнка. В нем звезда «Города грехов» Клайв Оуэн играет культового детектива Сэма Спейда, переехавшего из Сан‑Франциско в тихую французскую коммуну. Там он расследует таинственное массовое убийство монашек в храме — и натыкается на заговор национального масштаба.
С одной стороны, это старомодный нуарный детектив. С другой — масштабное историческое полотно о колониализме. Объясняем, зачем еще смотреть «Месье Спейда».
Детективная интрига нарастает с каждым эпизодом
Завязка истории выглядит до боли простой: частный детектив Сэм Спейд приезжает в маленький французский городок, чтобы передать девочку Терезу ее отцу Филиппу — вот только тот ребенка видеть не хочет, сомневается в своем родительстве и вообще, по уверениям окружающих, жутко неприятный человек. Кажется, что основной конфликт будет крутиться именно вокруг противостояния этих двух героев.
Но вдруг Спейд встречает богатую вдову Габриэль — и авторы переносят нас на десяток лет вперед. Девочка повзрослела, Филиппа отправили на войну, Габриэль успела умереть, а Спейд — унаследовать ее поместье как муж. При этом в пропущенные 10 лет явно произошло что‑то очень важное, о чем приходится догадываться из коротких фраз героев и редких, туманных флэшбеков.
Дальше — больше: в монастыре, где живет Тереза, незнакомец жестоко убивает всех монашек. Из Алжира живым возвращается Филипп — и не один. Убийства как‑то связаны с тем, кого именно привез мужчина домой. В то же время в поместье Спейда появляется странный художник, который хитро подслушивает разговоры и что‑то активно записывает в блокнот. А ведь еще есть алкоголик Жан‑Пьер — он когда‑то восстановил Габриэле виноградник и надеялся его унаследовать, но на его пути встал главный герой. Жан‑Пьер, к тому же, ревнует к Спейду свою жену, владелицу местного клуба, Маргерит.
Как и любой хороший детектив, «Месье Спейд» никуда не спешит с ответами — вместо этого первые эпизоды активно забрасывают зрителя вопросами. Почти каждый новый персонаж приходит со своим грузом секретов: у кого‑то очень сложные отношения с родителями (которых мы пока не видим), кто‑то до сих пор страдает от призраков войны, кому‑то местные до сих пор припоминают связь с нацистским коллаборационистом. В маленьком Бозуле может и живет всего пара тысяч человек, зато он густо населен скелетами в шкафах.
И зритель, и сам Спейд при этом понимают, что все разрозненные тайны — казалось бы, совершенно никак не пересекающиеся — на самом деле мистически связаны. Но как именно, никто рассказывать не спешит: приходится самому вглядываться в детали и выискивать улики.
Это старомодный нуар с интересным разворотом
Главный герой Сэм Спейд придуман не авторами сериала — он взят из культового романа «Мальтийский сокол» или, если быть еще точнее, из его экранизации 1941 года с Хамфри Богартом. Сам фильм во многом заложил основы американского нуара, ну а персонаж — отец всех круто сваренных детективов в литературе и кино. В темном плаще и шляпе, с заготовленной сардонической шуткой на любой случай жизни, его не способны остановить ни роковые женщины, ни пули негодяев. Спейд — не искусный боец и не великий стрелок (по крайней мере, мы об этом не знаем), но ему почти и не нужно применять насилие: хватает хитрости и невероятной целеустремленности.
«Месье Спейд» воспроизводит многие элементы жанра: здесь тоже одинокий детектив оказывается невольно втянут в таинственное дело, которое оказывается более масштабным, чем кто‑либо мог поначалу предположить. Главный герой всё так же едко отшучивается и тихо мучается травмами прошлого, а навязчивая идея распутать клубок тайн затмевает любые попытки наладить нормальный контакт с людьми. На фоне истории — туман войны: правда, уже не только Второй мировой, а еще и французско‑алжирской.
Но при этом эстетически авторы «Месье Спейда» не пытаются повторять за нуарами 1940‑х. Герои тут бродят не по дождливым улицам высоких американских городов, а по милым полям и узким уютным улочкам Старой Европы. Действие чаще происходит не под светом луны и электрических фонарей, а под ярким нежным солнцем. Такой контраст не только освежает жанровую формулу, но и любопытно работает в контексте сюжета. Сэм Спейд переезжает в как бы совсем «ненуарное» пространство — но привозит за собой вполне нуарные проблемы.
Сериал сделал заслуженный автор
«Месье Спейд» — новый проект Скотта Фрэнка, известного голливудского сценариста. Он помогал писать «Особое мнение» Стивена Спилберга, дважды номинировался на «Оскар» — за «Вне поля зрения» Стивена Содерберга и кинокомикс «Логан» — а также писал и сам ставил вестерн «Забытые богом». Больше всего, впрочем, его знают как автора нашумевшей драмы «Ход королевы» о гениальной шахматистке Элизабет Хармон. В 2021 работа Фрэнка взяла две премии «Эмми», в том числе за лучший мини‑сериал.
Новая работа выглядит как проект мечты заслуженного шоураннера: ему дали продолжить классическую историю и возродить одного из самых важных голливудских персонажей кино 1940‑х. А еще — предоставили простор для творчества: значительная часть «Месье Спейда» снята на натуре, в кадре ради аутентичности часто говорят на французском (а ведь американский зритель, скажем, не очень любит субтитры), а неспешный темп сюжета говорит о том, что авторов никто никуда не гнал. Скотту Фрэнку дали рассказать историю в том ритме, который ей на самом деле нужен.
Под маской детектива скрывается антиколониальная драма
Конечно же, «Месье Спейд» не просто так перевозит своего глубоко американского героя на французские луга: детективный сюжет здесь быстро обрастает социальными подтекстами. Где‑то далеко на фоне медленно умирает Старая Европа: неслучайно мрачным бэкграундом авторы выбрали именно войну Франции и Алжира, одну из последних попыток европейской колониальной империи удержать власть над заморскими территориями.
Маленький городок еще полностью не отпустил раны Второй мировой — а уже вынужден принимать обратно людей, травмированных свежими боями. Над героями довлеет падение прошлых порядков: все устоявшиеся идеи о безусловном верховенстве европейской культуры потихоньку уходят в прошлое. На волю выходят религиозный фанатизм и оккультная мистика, герои страдают от ужасного прошлого и безнадежного будущего. Убийства в какой‑то момент перестают быть центром истории и становятся лишь одним из симптомов глобальной боли: в «Месье Спейде» весь мир вокруг в принципе чем‑то глубоко ранен.
В этом объединении жанрового сюжета и исторического контекста — еще один большой талант Скотта Фрэнка. В «Ходе королевы» он точно так же совмещал историю наркозависимой шахматистки с драмой о яде холодной войны и бессмысленных границах, разделяющих похожих людей.
«Месье Спейд» — бенефис Клайва Оуэна
Британский актер давно играет как в большом развлекательном кино — скажем, в «Городе грехов» Роберта Родригеса или «Идентификации Борна», — так и в престижных фильмах. Именно он вел девушку сквозь постапокалиптическую Англию в драме «Дитя человеческое», а за картину «Близость» даже номинировался на «Оскар». Он умеет быть очень разным, одинаково органичен и в трагедиях, и историческом сериале «Больница Никербокер», и адреналиновых боевиках, но при этом за всю карьеру так и не стал суперзвездой планетарного масштаба. И главных ролей у него — с такой‑то харизмой — преступно мало.
В нашем Телеграм‑канале мы тщательно собираем всю интересную информацию об актере и его новом проекте — подписывайтесь, чтобы не пропустить 🙂
«Месье Спейд» хотя бы немного восстанавливает справедливость. Клайв Оуэн здесь донашивает костюм за одной из главных голливудских звезд всех времен Хамфри Богартом. И при этом нисколько не прогибается под тяжестью ответственности, выглядит совершенно органично, так, будто всегда был готов к этой роли.
В сериале очень много персонажей — и с каждой серией их всё больше, — но именно Оуэн‑Спейд всегда остается центром внимания. Он, на первый взгляд, человек‑мистерия, типичный крутой детектив: немногословный, закрытый, холодный. Но чем больше на него смотрит зритель, тем больше деталей обнаруживается.
Клайв Оуэн потрясающе передает все тонкие нюансы персонажа. За его сардонической ухмылкой спрятана невыразимая боль, за напускным прагматизмом — горячее сердце человека, который искренне хочет сделать добро и наказать зло. Он вечный чужак, пришелец, «месье», привыкший быть «мистером». И несмотря на всю лихую интригу и остросоциальный сюжет, интереснее всего наблюдать именно за метаниями этого сложного героя.
Месье Спейд
Monsieur Spade