Amediateka Blog
blog-banner
Лонгриды

Советские вайбы: «Магомаев» и «Подкидыш» — теперь в Амедиатеке

Разные грани обычной и звездной жизни в СССР.

В Амедиатеке пополнение: киноассортимент расширился за счет байопика «Магомаев» и детектива «Подкидыш». Два сериала объединены тем, что действие обоих происходит в СССР. Но герои, атмосфера и даже эпохи — абсолютно разные, и вот почему.

Голос поколения

Советские вайбы: «Магомаев» и «Подкидыш» — теперь в Амедиатеке

Как становится понятно из названия, «Магомаев» посвящен выдающемуся артисту. Это красочное описание переломного момента в жизни звезды советской эстрады Муслима Магомаева в исполнении Милоша Биковича. Мини‑сериал рассказывает о периоде, когда всенародно любимый певец был запрещен из‑за подозрений в незаконном обогащении и последовавшего за этим расследования ОБХСС.

На фоне этой вынужденной творческой паузы зарождались и крепли отношения Магомаева с будущей женой, оперной певицей Тамарой Синявской (Ирина Антоненко). Правда, роман этот поначалу омрачался тем, что и Тамара, и Муслим на момент знакомства были несвободны — певица была замужем, а популярный артист состоял в незарегистрированных отношениях с музыкальным редактором (Светлана Устинова).

Советский плохиш

«Подкидыш» же посвящен довольно выдающемуся, пусть и вымышленному аферисту времен 1920‑х. В центре сюжета — вор и мошенник Миша по кличке Подкидыш (Антон Шагин) из Новгорода, который спасается бегством от других бандитов и отправляется в Ленинград по украденным документам милиционера Максима Антонова (Антон Васильев). Ограбленный блюститель порядка в это время лежит в больнице с амнезией, восстанавливаясь после серьезного дорожно‑транспортного происшествия, поэтому Подкидышу не составляет труда украсть его личность.

Однако в Ленинграде, как оказывается, Антонова уже ждут — он назначен начальником уголовного розыска. Вчерашний жулик Подкидыш решает и дальше выдавать себя за милиционера, а значит, искать преступников и раскрывать дела. Но делает он это не от большой любви к добру и справедливости, а из корыстного желания воспользоваться свежеприобретенным служебным положением и обокрасть хранилище НКВД.

Советские вайбы: «Магомаев» и «Подкидыш» — теперь в Амедиатеке

Так или иначе, получается у него неплохо: как рыбак рыбака видит издалека, так и бандит Подкидыш легко вычисляет преступников среди добропорядочных граждан, а заодно пользуется своими криминальными талантами, чтобы выведывать полезную информацию необычными путями.

Причуды эпохи

По большому счету, «Магомаев» и «Подкидыш» мало чем похожи, но оба эти сериала расширяют перспективу и позволяют взглянуть на советскую действительность со всеми ее плюсами и минусами под неожиданным углом.

«Магомаев» описывает СССР конца 60‑х, причем делает это глазами эстрадной звезды, востребованной не только в родной стране, но и за рубежом. Специфика жизни советского артиста такова, что проверки, доносы, необходимость утверждать каждый свой шаг и обо всём отчитываться — печальная норма. Впрочем, этот мир работает по странным и не вполне справедливым, но более‑менее понятным правилам, которые при должных связях и упорстве можно обойти.

В «Подкидыше» — совсем другое время и абсолютно иные нравы, хотя, казалось бы, государство плюс‑минус то же. На дворе 1926 год, и ситуация в обществе совершенно другая. Кругом царит напряжение, бедность и страх, все только‑только оправились от гражданской войны. Новое правительство набирает обороты, разгар НЭПа, преступность не дремлет, а будущее весьма туманно, несмотря на убежденность ярых активистов в безупречности выбранного пути.

Люди как люди

Оба сериала наглядно демонстрируют: время было совсем другое, но люди были примерно те же. И в 1920‑х, и в 1960‑х, как и теперь, находятся добрые и наивные простачки, коварные интриганы, непримечательные нарушители общественной морали и жестокие злодеи, готовые идти к успеху по чужим головам.

Как и в наши дни, они проявляли свое нутро, свои таланты и пороки в предложенных обстоятельствах. Безусловно, со временем менялись инструменты и способы реализации благородных или жестоких намерений, но характеры оставались. Оба сериала позволяют вглядеться в прошлое и осознать, как же наивна присущая многим сентиментальная мысль о том, что раньше люди были добрее и лучше. Увы, во все времена хватало самых разных личностей.

Советские вайбы: «Магомаев» и «Подкидыш» — теперь в Амедиатеке

Говоря о людях по‑настоящему выдающихся и заслуживающих упоминания, в «Магомаеве» помимо главного героя можно заметить многих известных композиторов, режиссеров, политиков. Так, например, в эпизодах появляется кинорежиссер Татьяна Лиознова (Юлия Яблонская), партийный и государственный деятель Гейдар Алиев (Илья Резник), певец и поэт‑песенник Анатолий Горохов (Дмитрий Гурьянов), оперная певица и актриса Елена Образцова (Анастасия Попова) и многие другие представители советской интеллигенции.

В стиле ретро

Отдельного упоминания заслуживает стиль «Магомаева» и «Подкидыша». Интерьеры и мебель, костюмы и музыка — всё подобрано с уважением к изображаемой эпохе. Создатели сериалов стремятся погрузить зрителей в атмосферу 1960‑х и 1920‑х соответственно и пользуются для этого всеми доступными инструментами. Помимо уже перечисленных способов, особенно бросается в глаза, а точнее в уши, язык, на котором говорят персонажи. Безусловно, в обоих случаях речь о великом и могучем, но как виртуозно создатели адаптируют его под своих героев и эпоху.

В «Подкидыше» это блатной жаргон вперемешку с лозунгами с советских агиток и вполне привычной нам рабоче‑крестьянской речью. В «Магомаеве» — местами высокопарный язык интеллигенции с хорошей артикуляцией, который в наши времена расслабленно‑гнусавых хип‑хоп и поп‑исполнителей кажется даже слишком пафосным и ненатуральным. Впрочем, достаточно прослушать пару интервью эстрадных звезд того времени, чтобы убедиться: эта примета времени передана в сериале достаточно точно. А значит, путешествие по страницам переосмысленной режиссерами истории действительно будет атмосферным и аутентичным.

10
film poster
2019

Подкидыш

Подкидыш

Режиссеры: Антон Борматов
В ролях: Антон Шагин, Тимофей Трибунцев, Аглая Тарасова, Сергей Барковский

Вам это понравится