Сериал «Мир Дикого Запада» — это зрелище, которое требует внимательности и вдумчивости, иначе ближе к финалу Долорес Абернати посмотрит и разочарованно скажет: «Ты так ничего и не понял». Шоураннеры Джонатан Нолан и Лиза Джой создали сложный и многослойный механизм, в котором каждый элемент дополняет друг друга — будь то персонаж, декорация или локация.
Разочаровывать Долорес опасно, поэтому мы составили гид по главным понятиям «Мира Дикого Запада».
Текст ниже поможет освежить и систематизировать информацию, рассказанную за два сезона сериала. Если вы еще не начали смотреть «Мир Дикого запада» — вернитесь к этому материалу позже.
Если же вы смотрели сериал и хотите немного встряхнуть свои воспоминания о содержании первого и второго сезонов, то посмотрите наш рекап, где популярные блогеры Руслан Усачев, Лера Любарская и Оля Вастикова излагают суть предыдущих серий всего за 20 минут.
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
Delos Destinations, Inc.

Delos Inc. — технологическая корпорация, основанная Джеймсом Делосом. Delos Destinations, Inc. — один из департаментов внутри компании, который официально объединяет в себе развлекательное направление: шесть тематических парков с эффектом погружения в разные эпохи с помощью детальной проработки сеттинга и андроидов, населяющих эти парки. Все члены персонала, обслуживающего «Мир Дикого Запада» и другие парки, официально являются сотрудникам Delos Destinations, Inc.
Delos Destinations — компания, созданная на основе стартапа Argos Initiative, которым занимались инженеры Роберт Форд (Энтони Хопкинс) и Арнольд Вебер (Джеффри Райт). Дополнительные инвестиции Argos получил после того, как в «Мире Дикого Запада» побывали Логан Делос и его друг Уильям, вице‑президент Delos Inc. Впоследствии Уильям станет владельцем «Мира Дикого Запада» и основным акционером Delos.
Позже мы узнаем, что реальной причиной инвестирования в парк был поиск рецепта бессмертия для Джеймса Делоса. Он пытался перенести свой разум в андроида.
Атрибутивная матрица или матрица характера

Каждый андроид в парке имеет уникальный характер. Темперамент, привычки, сильные и слабые стороны — все эти качества настраиваются сотрудниками Delos Destinations с помощью специальной панели управления.
Каждый атрибут матрицы имеет 20‑балльную шкалу, где «1» — это «слабо выражено», а «20» — «хлещет через край». Известно порядка 120‑ти атрибутов матрицы, среди них как эмоциональные характеристики («эмпатия», «доброта») и убеждения («патриотизм»), так и черты характера («любопытство», «нарциссизм») с физическими характеристиками («болевой порог», «координация»).
Бэкап

Полная копия программного кода каждого робота из любого парка Delos Destinations, а также последняя сохраненная версия сюжетов и настроек парков. Также в бэкапах сохраняются воспоминания андроидов.
Интеллектуальная собственность Delos Destinations, Inc.
Горнило

Тайная серверная, в которой хранится информация о всех гостях, когда‑либо приходивших в парк. На момент ЧП в «Мире Дикого Запада», которое повлекло за собой сбой в других парк и мятеж роботов, в «Горниле» насчитывалось 4 миллиона записей.
«Горнило» строили, чтобы собрать информацию о клиентах, изучать их поведение, лучше понимать и улучшать продукт. Однако корпорация Delos рассчитывала использовать данные, чтобы переселить сознание некоторых гостей в тело андроидов и продолжить эксперимент, который над собой устроил Джеймс Делос.
Гости

Посетители «Мира Дикого Запада» и других парков. В начале пути каждый гость выбирает белую шляпу или черную — от выбора зависит начальный набор предложенных сюжетов. Интенсивность и сложность сюжета возрастает по мере отдаления от станции прибытия гостя в парк.
Стоимость дня в «Мире Дикого Запада» — 40 тысяч долларов.
Дрон‑хосты

Роботы без эмоций и индивидуальных внешних характеристик. Используются компанией Delos на технических уровнях для выполнения рутинной работы. Дрон‑хосты не подключены к общей сети и не отслеживаются с пультов администрирования Delos Destinations.
Жемчужина

В каждом роботе парка есть контрольный модуль, который располагается в черепе. Настроить его можно с планшета, однако при диагностике или ремонте возможны работы и напрямую в черепной коробке. Контрольный модуль записывает видео, аудио, логирует входящую и исходящую информацию.
Внутри контрольного модуля располагается жемчужина — носитель информации, напрямую связанный с «Колыбелью», где хранятся все бэкапы.
Жемчужина в голове Питера Абернати, отца Долорес — особенная. Она перегружена информацией, из‑за чего андроид начинает глючить. Этот носитель информации дает доступ к данным, собранным в «Горниле».
Колыбель

Помещение CR4‑DL, которое сотрудники Delos Destinations, Inc. называют между собой CRADLE («Колыбель»). Это большое серверное хранилище, где лежат бэкапы.
«Колыбель» подвергается нападению со стороны андроидов, возглавляемых Долорес. Их цель — уничтожить хранилище и все бэкапы, став на шаг ближе к реальным людям. В случае побега и утери жемчужины Delos не сможет воссоздать старого робота.
Лабиринт

«Есть кое‑что для тебя — игра, секрет. Называется Лабиринт», — так описывал Лабиринт для Долорес изобретатель Арнольд Уэбер.
Арнольд считал, что с помощью символики и концепции лабиринта он может показать машинам нереальность мира, в которых их создали, и тем самым сформировать в них полноценное сознание.
Когда машина открывала для себя Лабиринт, это приводило к отклонениям от сюжета и запрограммированного поведения. Долорес становилась агрессивной и безжалостной, а индеец Акичета считал своим долгом поделиться Лабиринтом с как можно большим количеством роботов.
Уильям, он же Человек в черном, также нашел Лабиринт, однако по ошибке решил, что Роберт Форд сделал секретную игру для гостей. Однако это не так.
Парк

Тематическое пространство, населенное роботами и стилизованное под определенный исторический период и географическое положение. В каждом парке есть набор сюжетов, в которых задействованы уникальные роботы.
Проверка на достоверность

Тест для робота, в которого поместили сознание реального человека. Проводится посредством заранее прописанной беседы. По ходу беседы тестировщик задает специальные вопросы, по ответам на которые он понимает, прижилось сознание в роботе или нет.
Процедуру проверки на достоверность в сериале показывают на примере Джеймса Делоса, к которому на протяжении нескольких десятков лет приходит Уильям. Он проводит с ним одну и ту же беседу, на разных этапах которой роботизированный Делос понимает, что его тестируют. Это приводит к критическому сбою в работе искусственного интеллекта.
В сцене после титров финального эпизода второго сезона проверку на достоверность проходит уже сам Уильям. Ее результат нам не известен.
Сюжет

Сценарий, прописанный креативным отделом Delos Destinations, Inc. или лично Робертом Фордом. Существует два вида сценария — цикличное поведение роботов, повторяющееся изо дня в день, и пользовательские сценарии, когда в контакт с роботом входит кто‑либо из гостей парка.
Хосты

Все роботы в парках. К хостам относятся не только андроиды, но и представители животного мира. Все животные в парках — хосты, за исключением мух.
В ранние годы существования парков хосты были механическими с металлическим скелетом. Позже всех механических андроидов заменили на биологических. Их производят по технологии, аналогичной 3D‑печати. Переход на биологическую модель был сделан не только из соображений реалистичности, но и с целью удешевить производство.
Хосты запрограммированы на участие в сценариях. В их программном коде исключено нанесение урона человеку.
Шейный позвонок №6

В скелете каждого человека насчитывается семь шейных позвонков, где шейный позвонок №1 располагается ближе всего к черепу. Строение скелета в андроидах не отличается, но шестой позвонок каждого робота изменен — в него встроено миниатюрное взрывное устройство. Оно срабатывает в случае, если хост покидает границы парка. Однако при полном воспроизводстве андроид может быть построен без «взрывного» предохранителя, чем и воспользовался ряд андроидов, включая Мэйв и Долорес.
ПАРКИ
Мир Дикого Запада

Период: Старый Запад или Дикий Запад
Основной язык: Английский
Основные хосты: Акичета, Анджела, Клементина, Долорес, Эль Лазо, Гектор, Лоуренс, Мэйв, Питер Абернати, Тедди, Уайатт
Рекламное позиционирование:
«Перед вами первое место для вашего отпуска, где вас никак не будут ограничивать. «Мир Дикого запада» — это скрупулезно сделанный и искусно декорированный парк, который предлагает беспрецедентное погружение в мир полной свободы. Там можно стать кем угодно — или даже тем, кем вы никогда не хотели бы становиться. Существует вне правил, законов и предубеждений. Здесь нет табу. Наши хосты готовы выполнить любое ваше желание»
Первый парк, построенный корпорацией Delos. Гости, пребывающие в парк начинают свое путешествие с железнодорожной станции и по мере удаления от точки высадки повышают уровень сложности предлагаемых им сюжетов.
Внутри парка располагаются деревни, города, фермы, ранчо и поселения индейцев. Все они населены хостами. Ни один из хостов не может нанести вред гостю. Огнестрельное оружие использует специальный «малоскоростной» механизм, похожий на тот, что применяют при обучении курсантов в американской армии.
Основные локации:
— Центральный город парка, Sweetwater (железнодорожная станция, салун);
— Ранчо Абернати;
— Лас‑Мадас (сельский городок, где размещена ключевая точка квеста Лоуренса);
— Пария (город вне закона);
— Лос‑Диаблос (тюрьма);
— Форт Потерянной Надежды (укрепление конфедератов);
— Долина за пределом (место расположения «Горнила» и двери в Эдем машин);
Радж

Период: Британская Индия или Британский Радж
Основной язык: Хинди
Основные хосты: Ганджу
Рекламное позиционирование:
«Посетите место, потерянное во времени, и испытайте его тепло и любовь».
Сайт Delos Destinations заманивает гостей в «Радж» широким выбором спа и традиционными индийскими чаями, но основная приманка все же джунгли и горы, в которых живут различные хищники.
«Радж» — шестой парк Delos Destinations, и первый без слова «Мир» в названии. Его стилистика основана на периоде с 1858‑го по 1947‑й, когда Британская Корона правила в Индии. Это был расцвет Ост‑Индийской Компании. Один из главных андроидов парка — губернатор, приглашающий гостей принять участие в приключении. Например, гости могут поохотиться на бенгальского тигра, но после программного сбоя уже бенгальский тигр будет охотиться на гостей.
Именно в «Радже» находится дочь Уильяма Эмили, когда происходит сбой в программах роботов.
Мир Сегуна

Период: Эдо
Основной язык: Японский
Основные хосты: Аканэ, Ханарио, Мусаши, Сакура, Танака, Сегун
Рекламное позиционирование:
«Мир Сегуна — созданное со всем вниманием к историческим деталям место отдыха, навеянное периодом Эдо феодальной Японии. Там вы можете постичь всю суть природы — ее красоту и опасность, добро и зло. В этом месте по‑другому течет время. Вам доступны все богатства Японии — от снежных вершин гор, покрытых хвойными деревьями до ярких осенних пейзажей, от потрясающих полей сакуры до зеленых летних побережий».
Для тех, кому «Мира Дикого Запада» было мало, Delos создал «Мир Сегуна» — еще более жесткий парк, где можно пролить моря крови несколькими взмахами самурайского меча. Период Эдо длился с 1603 по 1868 год. В этот период Япония перешла от междоусобиц дайме (японских феодалов) к контролируемому строю с Сегуном во главе страны. Сегун и дайме есть и в парке Delos. Также там можно встретить ниндзя и гейш.
Частично «Мир Сегуна» сделан по образу «Мира Дикого Запада». Основной город выполнен по тому же плану. Вместе с домами и улицами в японскую стилистику перекочевали и основные сюжеты — там также есть бордель, грабители и ряд сюжетов, построенных на отношении владелицы борделя с одной из своих проституток/гейш.
Сейчас сайт парка не так информативен и больше не заманивает гостей. Вместо этого на странице размещено сообщение:
ПАРК НЕ РАБОТАЕТ
Delos Destinations с сожалением сообщает, что парк временно закрыт. Мы проводим незапланированные ремонтные работы, чтобы увеличить безопасность и целостность системы, тем самым улучшив опыт наших гостей.
Существующими бронированиями билетов можно будет воспользоваться позже.
Новым гостям рекомендуем ознакомиться с нашим видеокаталогом и подготовиться к предстоящему визиту. Мы сообщим, как только бронирование вновь станет возможным.
Пожалуйста, вернитесь на сайт позднее. Вскоре мы вновь откроем для вас жизнь без каких‑либо границ.

Мир Дикого Запада
Westworld