Amediateka Blog
blog-banner
Лонгриды

Из сказки в реальность: почему корейские дорамы перестали идеализировать романтические отношения

Разбираемся, почему в сериалах из Южной Кореи сейчас всё меньше подростковой легкости и больше реалистичной драмы.

Корейская киноиндустрия сильно продвинулась за последние пару лет, но особенно это легко отследить по их главным национальным сокровищам — дорамам. Многие из нас при упоминании азиатских сериалов автоматически вспоминают сюжет про милую девушку из бедной семьи, за сердце которой борются самые богатые и красивые парни школы. 

В такие моменты очень важно говорить уверенно — да, было. Подобные сценарии о Золушках считались безумно популярными примерно десять лет назад, но сейчас в корейских дорамах всё чаще можно увидеть примеры здоровых (и не очень) отношений. Зрители стали больше поддерживать реалистичные, пусть и не самые сказочные, драмы, где они действительно могут увидеть самих себя.

Кадр из сериала «Король Земли» (King deo raendeu)

Путь от наивных и стереотипных главных героинь до актуальных трудяг, которые уже не верят в чудо, занял более десяти лет. Давайте попытаемся разобраться, как постепенно дорамы стали отражать реальное отношение корейцев к любви и браку.

2008‑2013: пик популярности сюжетов о девушках в беде и их спасителях

Наверное, многие смотрели классику корейских дорам — «Наследники» и «Мальчики краше цветов». Эти два успешных проекта с Ли Мин Хо, любимцем нулевых в Корее, отлично демонстрируют популярность, казалось бы, самых сказочных и наивных историй любви.

Описать сюжет половины дорам в то время несложно: умная бедная девушка попадает в элитную школу, где ее начинают буллить, но по стечению обстоятельств (то есть, по большой любви) за ее сердце начинают бороться самые известные парни из крутых семей.

Интересно, что в подобных сценариях базой были именно главные герои одного возраста. Потому что даже принц Адам из «Красавицы и чудовища» в человеческом обличии оказался юным красавцем, а не соблазнительным мужчиной старше 30 лет.

Кадр из сериала «Наследники» (Sangsokjadeul)

Если же знать любовь Кореи к США, то легко найти параллели с популярными американскими сериалами нулевых, вроде той же «Сплетницы». Конечно, азиатские особенности менталитета добавили туда больше романтики, и именно поэтому полюбились тем, кто дома после школы включал телевизор, чтобы помечтать о таком же парне, как Гу Джун Пё. Плюс, поклонницы мистики тоже получили свои фэнтезийные мыльные дорамы, вроде «Человека со звезды» и «Властителя солнца».

2014‑2017: героини дорам становятся сильными не только внешне, но и внутренне

Кинематограф всегда стремится отражать изменения в обществе, и по такому же пути пошли продюсеры дорам. Постепенно девушки перестали зависеть от решений их возлюбленных и стали не только брать инициативу в свои руки, но и больше думать о самих себе.

Например, в дораме «Золушка и четыре рыцаря» клишированная героиня низшего социального уровня вместо благодарности своему принцу решает показать, что на самом деле уважение нужно заслужить самостоятельно, а не деньгами из семейного кармана.

Далее культ бедных школьниц уступает уже более взрослым и правдоподобным сценариям, в которых хоть героини и продолжают волшебным образом сталкиваться с мужчинами их мечты, но уже не так быстро плывут от их очарования. В известной дораме «Потомки солнца» жизнь влюбленных, конечно, всё равно похожа на сериал, но зато судьбе капитана Си Джина и доктора Мо Ён уже куда проще сопереживать не только подросткам, но и зрелой аудитории.

Кадр из сериала «Потомки солнца» (Taeyangui Huye)

С 2016 года в топах были проекты с гиперболизировано сильными героинями, вроде «Феи тяжелой атлетики Ким Бок Чжу» и «Силачки До Бон Сун». В них девушки остались такими же мягкими и милыми внешне, но по силе тела и духа превосходили своих партнеров — и те это уважали. 

Теперь персонажам было важно добиться и взаимной любви, и успеха, ведь в середине десятых все стали больше думать о личной реализации. Тяжелоатлетка Бок Чжу и геймерша Бон Сун, несомненно, хотели воплотить свои мечты в жизнь, но попутно и помогали своим парням преодолеть их страхи, что раньше работало только в одну сторону.

2018‑2020: разница в возрасте и развод — это нормально

Когда корейские девушки смогли не только говорить о своих трудовых амбициях, но и выбирать партнеров, а не только быть ими выбранными, тогда у сценаристов появилась возможность рассказать о более разнообразных жизненных ситуациях, которые раньше переносились только на большие экраны. Одним из самых заметных сорванных табу конца десятых стала демонстрация осуждения обществом пар с разницей в возрасте.

Кадр из сериала «Красивая нуна, что покупает мне еду» (Bap jal sajuneun yeppeun nuna)

Не секрет, что корейские родители довольно строго относятся к финальному выбору партии для своих детей. Конверт, набитый деньгами, которым многие пытаются откупиться от «недостойного» выбора непутевого сына стал избитым клише (и даже до сих пор иногда встречается). Образование, работа родителей и, конечно же, возраст — всё это важные критерии, которые учитывают мамы при выборе зятя.

Конечно же, больше всего ажиотажа было именно вокруг сюжетов, где парень сильно младше девушки. Проекты «Красивая нуна, что покупает мне еду», «Температура любви», «Бойфренд» и «Романтическое приложение» показали по телевизору, что любви все возрасты покорны, а развод для женщины — совсем не приговор. 

Но не стоит думать, что компас лояльности сценаристов радикально развернулся только к девушкам. Например, в дорамах «Врачи» и «Эта жизнь — наша первая» как раз мужчинам пришлось преодолеть предрассудки окружения, чтобы быть с юными возлюбленными.

Кадр из сериала «Меланхолия» (Mellangkkollia)

Правда, несмотря на все попытки продюсеров смягчить сердца строгих консерваторов, некоторые в народе к таким парам всё еще относятся с недоверием. Например, в дораме «Меланхолия» показали, как общественное осуждение и стереотипы могут пытаться задушить искреннюю любовь между двумя людьми, если они встретились еще до совершеннолетия одного из партнеров.

2020‑2023: изнанка здоровых отношений и популярность социальных драм

К двадцатым годам зрителей стало всё сложнее удивлять базовой романтикой, так что продюсеры снова решили дать то, что сейчас, наверное, нужно им сильнее всего — отдушину. Сериалы стали шансом порефлексировать над своей жизнью во время просмотра, а потому поклонники корейских дорам всё чаще делали выбор в сторону реалистичных проектов.

Одним из самых популярных жанров стала повседневность, где герои проживают ровно те же проблемы, что и мы в жизни. Например, в «Клетках Юми» девушка так же встает на работу, переживает о зарплате и мечтает, что хотя бы в этот раз новоиспеченный бойфренд станет главной любовью ее жизни. Конечно, всё не так просто, но она уже не боится отстаивать свои личные границы, расставаться, а потом страдать по бывшему — потому что это нормально и так бывает.

Плюс, важным изменением в индустрии дорам стала нормализация выхода больше одного сезона. С одной стороны, это было сильным плюсом, ведь зритель точно знал, что весь сюжет поместится в условные 16 серий. С другой стороны, теперь у каждой истории может быть куда больше поворотов, а не только один бескомпромиссный хеппи‑энд. Для долгого просмотра появились такие проекты, как «Пентхаус», «Смех в Вайкики», те же «Клетки Юми».

Кадр из сериала «Мир женатой пары» (Bubuui segy)

Помимо повседневности, особую популярность приобрели социальные драмы, разоблачающие всё самое темное, что в Корее было не принято снимать и показывать. Если «Небесный замок» раскрыл весь ужас сферы образования, то «Мир женатой пары» и «V.I.P.» показали, что творится в идеальных семьях за закрытыми дверями. Измены, недоверие, страх предательства и нищеты — всё это то, о чем ежедневно переживают не только жители Южной Кореи, но и всего мира.

Теперь дорамы уже не ассоциируются только с сюжетами для подростков в школьном сеттинге. Сейчас они стали отражением актуальных проблем выбора между любовью, работой и соблазнами, которые больше не остаются за кадром. И отвечая на немой вопрос: да, сюжеты про Золушек всё еще остались. Просто они стали куда креативнее, масштабнее и, конечно, чуть реалистичнее.

Теги

Вам это понравится