В Амедиатеке стартовал «Чепелуэйт» (Chapelwaite), литературной основой которого послужил рассказ «Иерусалимов Удел», приквел романа «Жребий». В сериале недавно овдовевший капитан в исполнении Эдриана Броуди вместе с детьми отправляется в семейный особняк и сталкивается не только с неприязнью со стороны местных, но и сверхъестественной угрозой.
Автор телеграм‑канала into the streaming‑verse Иван Трифонов рассказывает о первых четырех эпизодах сериала и объясняет, как «Чепелуэйт» изменился по сравнению с первоисточником.
Обитель теней
Середина XIX века, штат Мэн. Чарльз Бун, капитан китобойного судна, выполняет обещание своей покойной жены и после долгого плавания возвращается на землю, чтобы дать своим детям дом — им становится особняк Чепелуэйт семьи Бун в небольшом прибрежном городке Причерс‑Корнерс, соседствующем с заброшенным Иерусалимовым Уделом. Особняк достался Чарльзу по наследству после трагической смерти кузена Стивена, который покончил с жизнью из‑за гибели дочери.
Для главного героя Причерс‑Корнерс — не только новый дом для семьи, но и место, которое он хочет озолотить, используя полученную в наследство вместе с особняком лесопилку для постройки судов. Правда, в городке идея не встречает поддержки, да и Чарльзу с детьми там не рады. Дело в том, что жители Причерс‑Корнерс ненавидят семью Бунов, считая их причиной всех бед и печальных событий. Впрочем, и самого Чарльза не отпускает фамильная трагедия: в детстве его обезумевший отец со словами «кровь взывает к крови» огрел сына лопатой и чуть ли не закопал заживо — помешала ему мать мальчика, застрелившая безумца из ружья.
У суеверных жителей, между тем, появляется еще одна причина ненавидеть Бунов — вместе с прибытием Чарльза и детей начинает свирепствовать неведомая эпидемия, одна из жительниц рожает без глаз, а в городке среди белого дня появляются козодои и птицы, традиционно считающиеся ночными животными (а также предвестниками недоброго).
Все эти события жители связывают с появлением Бунов и начинают ненавидеть их пуще прежнего — лишь молодая писательница Ребекка Морган по‑доброму относится к семье и нанимается в особняк гувернанткой, надеясь найти в поместье источник для своего будущего романа. Со временем Чарльз начинает понимать, что предрассудки и суеверия местных жителей не беспочвенны, наследие его семьи напрямую влияет на него самого и детей, а таинственные шорохи в стенах и галлюцинации — лишь начало истории, которая изменит все.
Крысы в стенах
Несмотря на то, что «Жребий» Стивена Кинга получил уже три адаптации (а в прошлом году Warner Bros. анонсировали четвертую), его приквел «Иерусалимов Удел» ранее не экранизировался. Это неудивительно, поскольку рассказ Кинга весьма мал по объему — в нем насчитывается всего четыре десятка страниц, и адаптировать столь короткое произведение (да еще и написанное в эпистолярном жанре!) в формате фильма или сериала — задача не из простых.
Братья Джейсон и Питер Филарди (последний, кстати, писал сценарий к мини‑сериалу по «Жребию») подошли к задаче креативно, решив расширить сюжет оригинала и ввести новые сюжетные линии. Так, в оригинальном рассказе Чарльз Бун отправился в Чепелуэйт вместе со слугой, а почти весь «Иерусалимов Удел» состоял из переписки Чарльза со своим старым другом по прозвищу Доходяга.
В сериале же Чарльза показали как капитана китобойного судна, который, по‑видимому, в одном из своих странствий далеко за пределы Новой Англии встретил жену‑полинезийку, а также вырастил троих детей — в первоисточнике их, опять же, не было. В своем проекте Филарди обращаются не только к мрачным мифам Лавкрафта, которыми вдохновлялся Кинг в «Иерусалимовом уделе», но и, например, к «Повороту винта» Генри Джеймса, на котором основано множество произведений, включая недавний фильм «Няня» с Маккензи Дэвис и «Призраки поместья Блай» от Netflix и Майка Флэнагана. Именно из «Поворота винта» взята линия с гувернанткой, присматривающей за детьми в таинственном доме.
Также стоит отметить, что если рассказ‑первоисточник концентрируется на злом роке семьи Бунов и загадочном ужасе, пришедшем из Иерусалимова Удела, то сериал дополняет сюжет Кинга, углубляясь в изучение предрассудков, суеверий и влияния их на жизнь людей. Например, дети Буна от жены‑полинезийки принадлежат к смешанной расе, и это становится еще одной причиной отторжения жителей и травли детей в школе.
Погружение во тьму
Главной особенностью «Чепелуэйта», разделившей зрителей на два лагеря, стал его темп. Из 40 страниц вряд ли выжмешь что‑то сверхдинамичное, поэтому сериал особо не торопится.
Нехватка исходного материала компенсируется не только введением новых сюжетных линий разной степени удачности (например, персонаж гувернантки в исполнении известной по сериалу «Шиттс Крик» Эмили Хэпшир кажется откровенно лишней), но и невероятно гнетущей тягучей атмосферой и медленным погружением героев во тьму. Первые четыре эпизода во многом концентрируются не на повествовании как таковом, а на том, что окружает героев — мрачных пейзажах Причерс‑Корнерс и тяжелых судьбах его жителей.
Впрочем, вполне возможно, что в оставшихся шести сериях темп изменится — о том, как создатели планируют продолжать «Чепелуэйт», читавший рассказ зритель может догадаться по названиям следующих эпизодов. В любом случае наблюдать за игрой Эдриана Броуди — сплошное удовольствие, да и атмосфера слоубернера поддерживает интерес к сериалу: любителям напряженных готических историй точно не стоит проходить мимо.