В начале лета в Амедиатеке вышел третий сезон отечественного сериала «Алекс Лютый» с подзаголовком «Дело сирот» и моментально стал хитом — по итогам июня он входит в пятерку самых просматриваемых проектов в онлайн‑кинотеатре, а также на первой неделе показа он занял пятое место в рейтинге самых обсуждаемых сериалов в Рунете, согласно Индексу Кинопоиска Pro.
Если вы еще не знакомы с этим сериальным блокбастером (и даже если смотрели первый или второй сезоны), то третий сезон вас точно удивит: несмотря на то, что сериал снят на классическую для отечественного кинематографа тему Великой Отечественной войны и ее последствий, он точно не оставит вас равнодушным, а фанатам тру‑крайма и нуарной стилистики и вовсе подарит томное удовольствие.
Делимся пятью самыми важными причинами, почему «Алекса Лютого» стоит увидеть прямо сейчас.
Основано на реальных событиях
Фильмы и сериалы, основанные на реальных событиях, неизменно привлекают зрителей по всему миру, а уж если в их повествование вплетаются еще и опасные и коварные нацистские преступники, то шансы на успех взлетают в разы. Однако создатели «Алекса Лютого» даже в эту весьма успешную формулу сериала на около военную тематику добавили индивидуальности: здесь показываются не непосредственно Великая Отечественная и связанные с ней события, а расследования из 1970‑х, которые тесно переплетены с происходящим в те годы.
Кстати, это деление подчеркивается наличием двух временных отрезков в каждом из сезонов: действие всегда происходит либо непосредственно во время фашистской оккупации в СССР, либо в настоящее (для сериала) советское время 30 лет спустя. В каждом из трех сезонов рассказываются истории о советских людях, которые на время войны переметнулись на сторону врага и совершали страшные поступки: кто‑то ради спасения своей жизни, а кто‑то из садистского удовольствия.
В первом сезоне в центре внимания находится непосредственно Алекс Лютый, а точнее Александр Лехновский (его прототипом стал реальный пособник нацистов во время ВОВ по имени Александр Юхновский). Он, будучи совсем юным 17‑летним парнишкой, становится одним из самых жестоких карателей, не жалеющий ни взрослых, ни детей. Однако в послевоенные годы Алексу удается инсценировать свою смерть и избежать наказания, а затем мимикрировать и скрыть свое прошлое. Вот только, как гласит известная поговорка, всё тайное всегда становится явным, поэтому спустя 30 лет оказывается, что пациент скорее жив, чем мертв.
Во втором сезоне сотрудники КГБ расследуют так называемое «Дело Шульца», поволжского немца‑хирурга Германа Шульца, который во время войны ставил опыты над людьми. А в третьем — советским детективам придется распутывать непростое «Дело сирот» с многочисленным специальным отрядом СС, участниками которого были советские граждане, и таинственно исчезнувшими воспитанниками детского дома, которые могли оказаться в непосредственной близости от этого отряда. Создатели и здесь вдохновлялись реальными делам из архивов Комитета государственной безопасности СССР, в котором был спецотдел по борьбе с укрывшимися пособниками нацистов.
Увлекательная детективная история
Из коротких описаний сезонов может сложиться впечатление, что большую часть времени занимает смакование преступлений и детали из жизни предателей, однако же главное место здесь занимает увлекательная детективная линия, за которую нужно отдать должное создателям: расследование самое что ни на есть натуральное — со всеми присущими жанру сомнениями, постоянно появляющимися новыми уликами и постоянно меняющимися подозреваемыми.
Отдельно хочется отметить, как качественно в проекте подошли к выбору актеров. В первом сезоне достаточно долгое время сложно определить, кто же злодей, а кто — лишь жертва обстоятельств: на кадрах из прошлого показан вполне типичный светловолосый мальчишка, и все подозреваемые действительно очень похожи на его повзрослевшую копию, отсюда у зрителя (как и у детективов) возникает много путаницы.
Оценить успех детективной линии легко — если хочется досмотреть до конца, чтобы узнать, кто негодяй и получит ли он по заслугам, то детектив вполне удачный. От всех сезонов «Алекса Лютого» оторваться невозможно, пока не узнаешь, чем же дело закончилось. В каждой серии можно найти клиффхэнгер — так называемый «крючок» с загадкой, которая захватывает внимание зрителя, и он стремится поскорее увидеть новый эпизод.
Качественная съемка и невероятные пейзажи
Кропотливая работа режиссеров и операторов видна сразу: от внимания к деталям (часы «Ракета» у Елисеева, элитные «Волги», объемные дамские прически и узнаваемый стиль одежды с советским шиком) до точного создания атмосферы каждого из событий. Например, герои, по заветам Льва Николаевича, погибают у живописных деревьев с поднятым взором в небо.
Оператор Глеб Климов не отказывает себе в удовольствии заснять, как лишает себя жизни герой, покачиваясь на волнах в старой лодке, испуганные птицы взлетают с дерева черным ковром, а солнце нежно освещает этот грустный и одновременно живописный пейзаж. Кроме того, как и во время съемок знаменитого «Настоящего детектива», главным героям сцены погонь дались непросто: например, во втором сезоне сцену преследования в лесу снимали аж пять часов.
Отдельно стоит отметить, как красиво в третьем сезоне снята Ленинградская область — сцены на берегу залива отдельная услада для глаз. После такого сложно не купить билеты, например, в Сестрорецк. Северная природа России не просто удачно «импортозамещает» южную готику, воспетую в американских или австралийский сериалах вроде «Дикой реки», но и расширяет кругозор зрителей и вызывает уважение к создателям, которые не стали из экономии бюджета подснимать всю нужную фактуру в ближайшем к столице лесочке.
Сильный актерский состав
Как мы уже говорили, кастинг главных подозреваемых в «Алексе Лютом» был произведен крайне удачно, поддерживая центральную интригу, но на этом еще не всё, ведь положительные персонажи (хотя и не без своих демонов внутри, как это и полагается в нуаре), заслуживают отдельного внимания. Следователя в первом сезоне сыграл Сергей Пускепалис («Бессмертные», «Метро»), который сумел передать одновременно доброту и строгость героя. К сожалению, актер трагически погиб в 2022 году в ДТП, поэтому в последующих сезонах расследование подхватили другие.
Восходящая отечественная телезвезда Влад Коноплёв (который, кстати, недавно перевоплотился в Князя в сериале «Король и Шут») отлично справился с ролью ранимого и только познающего жестокость Алекса Лютого. Отдельно в первом сезоне стоит отметить и работу Дмитрия Муляра («Экипаж», «Каждый мечтает о собаке»), Юрия Ицкова («Ивановы‑Ивановы») и Алексея Кирсанова («Чикатило», «Перевал Дятлова»).
Во втором и третьем сезонах зрителя ждет смена каста, и искать преступников будут покоритель, кажется, всех женских сердец Антон Хабаров (не удивляйтесь, если он станет вашим крашем буквально с первых минут просмотра) в роли подполковника Андрея Елисеева (почти собирательный образ всех лучших детективов — тут и Шерлок Холмс, и Раст Коул, и даже немного Эркюль Пуаро) и Екатерина Олькина в роли его помощницы Веры Гришиной (именно так выглядела бы советская Ирен Адлер, и художник по костюмам явно использовал ее в качестве референса — а мы как зрители только и рады).
Многослойность и душевность
Искушенные тру‑краймом зрители, конечно, могут зацепиться за то, что проект создан по мотивам реальной истории, но не прямо копирует реальность, как это было в сериалах вроде «Монстр: История Джеффри Дамера» или антологии «Американская история преступлений». Однако гораздо важнее в «Алексе Лютом» то, каким многослойным получилось повествование.
Здесь под общей детективной и военной историями кроется множество других — поменьше и поглубже. Например, почему мальчик Саша стал предателем: не оттого ли, что в лице врага, безжалостных нацистских преступников, он всё же получил то душевное тепло и внимание, которое требовала душа подростка, — как бы парадоксально это не звучало?
В сериале достаточно активно поднимаются темы домашнего насилия, отцов и детей, особенностей советского уклада жизни, сиротства и настоящей человеческой доброты. Тема искупления также красной нитью проходит через все сезоны «Алекса Лютого», и чувствительный зритель вряд ли с восторгом отреагирует на то, как «хорошие» каратели из 70‑х наказывали «плохих» карателей из 40‑х, но подобная неоднозначность точно добавляет глубины драматургии сериала.
Третий сезон заканчивается невероятной сценой (максимально избегаем спойлеров) — хранитель музея танцует с девочкой‑сиротой под песню из шкатулки, а другие брошенные родителями дети воодушевленно наблюдают, и всё это в разгар войны и после непростого повествования судьбы героев. Эта сцена становится квинтэссенцией боли произошедшего не только на экране, но и в жизни. Пустив слезу после нее, по‑другому смотришь на то, что имеешь сейчас и хочется поскорее узнать, чем смогут создатели «Алекса Лютого» удивить нас в последующих сезонах.
Алекс Лютый
Алекс Лютый