Порой можно положиться только на себя. Кажется, как-то так иногда думают шоураннеры, которые при разработке сериалов решают лично сыграть главную роль. Решение не разделять обязанности не всегда заканчивается фиаско — ровно наоборот, талантливый человек-оркестр обязательно преуспеет как за камерой, так и перед ней.
Выбрали семь выдающихся и по-настоящему авторских сериалов, в которых создатели выступили еще и актерами.

алихан исрапилов
автор
«Барри»
Barry
Рейтинг
8.3
Сезонов
4
Год
2018
Режиссеры:
Алек Берг, Билл Хейдер
В ролях:
Билл Хейдер, Генри Уинклер, Стивен Рут, Сара Голдберг
Страна:
США
Смотреть

Барри Беркман (Билл Хейдер) — бывший морпех и ветеран афганской кампании, который после службы в армии стал наемным убийцей. Несмотря на приличные деньги, Барри страдает из-за одиночества и чувства вины. Очередной заказ вынуждает героя приехать в Лос-Анджелес и записаться на курсы актерского мастерства, чтобы подобраться поближе к жертве. Краткосрочное прикрытие кардинально меняет мировоззрение Барри — на сцене он чувствует себя живым, поэтому решает стать актером. Правда, отказаться от прошлой жизни не так уж и просто — Барри придется найти баланс между своими персонами профессионального киллера и начинающего актера.
Билл Хейдер раньше был известен как один из участников актерской группы «Субботним вечером в прямом эфире». Однако мало кто знает, что до попадания на телевидение Хейдер мечтал стать режиссером — собственно, ради этой цели он приехал в Лос-Анджелес и работал на съемочных площадках «Человека-паука» и «Царя скорпионов». Вернуться к мечте удалось лишь после того, как в 2013 году Хейдер покинул комедийный проект, который и прославил его имя. «Барри» он создал совместно с Алеком Бергом, продюсером «Сайнфелда» и «Кремниевой долины».
Интересно, что Хейдер с первого сезона был активно вовлечен в режиссуру и написание сценария сериала, но к финальному четвертому сезону «Барри» превратился в авторский проект начинающего кинематографиста. Будучи синефилом с изысканным вкусом, Хейдер старался ставить себе более амбициозные задачи и при их выполнении равняться на великих: среди его источников вдохновения — фильмы Жака Тати и Майкла Манна. Можно считать, что «Барри», черная комедия, которую уже называют одним из лучших сериалов 21 века, — это всего лишь начальная точка для воплотившего мечту Хейдера-режиссера.

Рами (Рами Юссеф) — молодой мусульманин из Нью-Джерси, который не знает, как жить. С одной стороны, он миллениал, который любит баловаться алкоголем и легкими наркотиками, лайкать девушек в Тиндере и искать партнерш на ночь. С другой — как верующий мусульманин, совершает намаз пять раз в день, читает Коран и ест только халяльную пищу. Это жизненное раздвоение гложет совесть Рами: герой пытается понять для себя, кем он является на самом деле, но попытки самоопределения часто заканчиваются если не фиаско, то уморительными приключениями.
После успеха «Луи» в 2010-х начался бум комедийных сериалов, в которых известные комики играли вымышленные версии самих себя. Среди самых ярких примеров — «В норме», «Мэрон», «Раз, Миссисипи». «Рами» отчасти продолжает тренд, но это не просто один из многочисленных последователей детища Луи Си Кея. Главное отличие и оттого достоинство сериала — биография и бэкграунд Рами Юссефа, американца египетского происхождения, который родился в США в семье мигрантов.
Герой Юссефа мечется между религией и обыкновенной жизнью миллениала, но под софиты попадают и другие персонажи. Например, отдельные эпизоды получают мать, отец, сестра и дядя героя. Получается этакий калейдоскоп безумно смешных, честных, а иногда и горьких историй, которые аутентично репрезентуют мусульманское коммьюнити без устаревших и исламофобных стереотипов. А узнать больше о самом Рами можно из его стандапа, который есть в Амедиатеке.
«Умерь свой энтузиазм»
The Third Day
Рейтинг
8.7
Сезонов
11
Год
2000
Режиссеры:
Роберт Б. Уайде, Ларри Дэвид, Брайан Гордон
В ролях:
Ларри Дэвид, Джефф Гарлин, Шерил Хайнс, Сьюзи Эссман
Страна:
США
Смотреть

Создатель «Сайнфелда» Ларри Дэвид живет припеваюче в Лос-Анджелесе — с красавицей женой и знаменитыми друзьями. Только несмотря на статус и богатство, с известным комиком и сценаристом постоянно случаются невероятные истории: то складку на штанах примут за эрекцию, то вытянутые ноги на баскетбольной игре приведут к травме Шакила О’Нила.
«Умерь свой энтузиазм» — сериал уникальной судьбы: комедия Ларри Дэвида несмотря на всеобщее признание, зрительскую любовь и мешок наград, по-настоящему прославилась на весь мир лишь на 17 или 18 году жизни. Это заслуга уже культовой музыкальной темы и титра «Directed by Robert B. Weide», которые стали мем-синонимом провала. Впрочем, сериал заслуживает более пристального внимания.
Во-первых, потому что это выдающаяся кринж-комедия, построенная либо на знакомых каждому недоразумениях (слишком долгое объятие), либо на невероятных совпадениях и ироничных случайностях (за одним столом оказываются «выжившая» в Холокосте еврейка и участник реалити-шоу «Выживший»). Во-вторых, Ларри Дэвид не переживает за свой образ и превращает экранную версию себя любимого в одного из самых неэмпатичных, упертых и неприятных троллей в истории американского телевидения.

Вылетевший из Принстонского университета Эрн (Дональд Гловер) возвращается в родную Атланту и пытается добиться расположения родителей и бывшей девушки (Зази Битц), воспитывающей их общую дочь. Когда Эрн узнает, что его кузен Альфред (Брайан Тайри Генри) покоряет местную хип-хоп сцену под псевдонимом Paper Boi, герой напрашивается стать менеджером талантливого родственника. Планы — наполеоновские: прославиться, разбогатеть и активнее участвовать в жизни дочери.
Расположенная в Джорджии Атланта — современная столица американского хип-хопа. Будучи музыкантом и уроженцем штата, Дональд Гловер хотел отдать должное уникальному городу — это повлияло не только на название сериала, но и на тон повествования. «Атланта» — сборник сюрреалистических историй, который Гловер однажды обозвал «Твин Пиксом для рэпперов». Собственно, странный город, в котором может произойти всё что угодно, и выступает главным героем сериала — центральный квартет героев нередко отходит на второй план, чтобы создатели могли самым непредсказуемым способом исследовать расовый вопрос, смерть американской мечты, коммерциализацию афроамериканской культуры или экзистенциальную философию.
Когда в третьем сезоне герои отправились в европейское турне, стало окончательно ясно, что «Атланта» — уже давно не точка на карте, а состояние души, уникальный феномен бытового абсурда, которым, как оказалось, можно идеально описать не поддающийся логике современный мир.

2000 год. Майя (Майя Эрскин) и Анна (Анна Конкл) — тринадцатилетние школьницы, которые с трудом справляются с кошмарами взросления: тело предательски меняется, одноклассники могут испортить любой день буллингом, а родители превращаются в незнакомых людей. «4лен» хоть и напоминает очередную подростковую драму об ужасах школы, но на самом деле является концептуальной комедией.
Эрскин и Конкл — взрослые актрисы, которые изображают своих малолетних героинь в окружении настоящих подростков. Решение создает одновременно комедийный и терапевтический эффекты. Создательницы получают возможность заново прожить один из самых важных, но в то же время сложных периодов жизни, а зрители — насладиться кринж-зарисовками из жизни подростков начала нулевых.
Правда, сериал умеет не только смешить и ставить героинь в неловкое положение. «4лен» несмотря на несерьезное название и нелепый концепт оказывается одним из самых честных портретов подростковой фрустрации, одиночества и беспомощности.
«Девочки»
Girls
Рейтинг
7.6
Сезонов
6
Год
2012
Режиссеры:
Мелина Матсукас, Кевин Брэй, Сесиль Эмеке
В ролях:
Лена Данэм, Эллисон Уильямс, Джемима Кирк, Заша Мэмет, Адам Драйвер
Страна:
США
Смотреть

Вот уже два года после выпуска из университета Ханна (Лина Данэм) сидит на попечении родителей. Девушка мечтает стать писательницей и пока что перебивается неоплачивыемыми стажировками. Спокойная жизнь заканчивается, когда во время очередного визита мама и папа объявляют, что больше не будут спонсировать дочь. Шокированная известием Ханна пытается понять, как ей оплачивать жизнь в приличном районе Бруклина и сохранить дружбу с обеспеченными подругами.
После успеха полуавтобиографической драмы «Крошечная мебель» о девушке, которая после окончания учебы в колледже возвращается в родительский дом и пытается понять, что делать дальше, постановщице-дебютантке Лине Данэм предложили уникальную сделку с HBO. Данэм должна была написать сценарий и поставить пилот для кабельного канала. Так родились «Девочки» — одновременно духовный наследник первого фильма Данэм и попытка закрыть брешь между «Сексом в большом городе» и «Сплетницей», сериалами о нью-йоркских состоявшихся женщинах и привилегированных старшеклассницах соответственно.
Сериал был посвящен жизни девушек за двадцать, которые пытаются понять себя, сделать карьеру и найти надежного партнера. Данэм активно черпала вдохновение из собственной биографии — на малый экран постановщица перенесла трудности финансовой сепарации, попытки стать писательницей и уникальный талант принимать самые неудачные решения из всех возможных.
«Белая ворона»
Insecure
Рейтинг
7.8
Сезонов
5
Год
2016
Режиссеры:
Мелина Матсукас, Кевин Брэй, Сесиль Эмеке
В ролях:
Иса Рэй, Ивонн Орджи, Мэйсон МакКалли, Сухата Дэй
Страна:
США
Смотреть

Исса (Исса Рэй) и Молли (Ивонн Орджи) — подруги, которые знают друг друга с университета. Теперь им почти 30, они живут в Лос-Анджелесе и пытаются разобраться с карьерой и личной жизнью. Исса работает в школе и сомневается, стоит ли продолжать отношения с давним бойфрендом Лоуренсом (Джей Эллис). Юристка Молли, несмотря на высокую зарплату, несчастна, потому что ей не везет с парнями.
В начале 2010-х Исса Рэй выпускала на YouTube веб-сериал «Неловкая черная девушка» — комедию наблюдений, которая подмечала какой порой неловкой и абсурдной может быть жизнь современной афроамериканки. Со временем проект перерос в кабельный сериал «Белая ворона» — получилось нечто среднее между «Девочками» и «Атлантой».
В центре сюжета — дружба и сексуальная жизнь девушек за 20, но в то же время попытка осмыслить опыт черного коммьюнити. Исса и Молли чувствуют себя неправильными и лишними одновременно среди ровесниц и афроамериканцев. Попытки преодолеть вынесенное в название чувство неловкости превращается в сборник универсальных жизненных мудростях обо всем на свете, от синдрома самозванца до гендерных стереотипов.