Говорят, смотреть сериалы — все равно что впустую тратить время. Не слушайте этих людей, они просто не умеют смотреть сериалы правильно. Если не просто болеть за героев, а еще и анализировать, что они делают, как себя ведут и какие слова подбирают в разных ситуациях, то можно многому научиться.
Например, построить собственный бизнес — небольшое успешное предприятие или даже целую империю… с деятельностью в рамках законодательства, конечно же.
Герои нашего материала занимаются опасными делами и повторять за ними, конечно, не стоит, но некоторые их идеи можно переложить на легальные схемы — и вполне успешно.
«Во все тяжкие»
CEO: Уолтер Уайт (Хайзенберг);
Вид организации: Линейная организационная структура, на определенном этапе партнерство с системой подразделений;
Конкурентные преимущества: Качество продукта, нетрадиционное для рынка стилевое решение;
«Джесси, ты спрашивал меня, хочу я варить мет или хочу наварить бабла? Ни то, ни другое. Я хочу построить империю», — эти слова произносил Хайзенберг. Именно Хайзенберг, а не учитель химии из простой школы в Альбукерке по имени Уолтер Уайт. К тому моменту его уже не интересовал заработок денег, ему нравился процесс наркоторговли — он был самым сильным игроком на рынке с имиджем сурового наркобарона, рынками сбыта и отсутствующими конкурентами. Но к такому положению Уолтер пришел не сразу.
У него диагностировали рак, и он призадумался, с чем же оставить семью. Вопрос решился быстро, когда Уолтер поехал на облаву местных метамфетаминщиков с шурином, он увидел, сколько они зарабатывают. Одним из производителей был его бывший ученик, причем весьма посредственный. Уолтер быстро разглядел нишу, которую можно было бы занять, просто делая качественный товар.
«Мы не будем делать мусор. Мы будем изготавливать продукт таким, каким его рекламируют. Никаких примесей. Никаких облегченных смесей», — сразу же обозначил свою позицию Уолтер. Он смешал все ингредиенты в идеальной пропорции по необходимой формуле, получив синие кристаллы. Получился синий мет, который штырил так, что торчки охотились за веществом по всему городу. Продукт обрел славу у целевой аудитории и запомнился ей благодаря синему цвету. Сам производитель получил прозвище Хайзенберг — в честь Вернера Хайзенберга, немецкого физика‑теоретика, одного из создателей квантовой механики.
Поначалу метафметаминовые стартаперы сами занимались дистрибьюцией товара. Но вскоре на хороший продукт пришел инвестор из индустрии — Густаво Фринг. Он заключил с Уолтером и Джесси полноценное партнерство. Густаво брал на себя за реализацию товара и финансовые потоки, отмывая наркоденьги через сеть своих ресторанов. Джесси и Уолтер отвечали за производство. Майк Эрмантраут был антикризисным менеджером. Сол Гудман являл собой юридический отдел организации. Со временем Уолтер избавился от Густаво и создал свою империю, которая была выстроена настолько хорошо, что функционировала без перебоев, даже когда Уайт отошел от дел.
Во все тяжкие
Breaking Bad
«Подпольная империя»
CEO: Наки Томпсон;
Вид организации: Линейная организационная структура с разделением на направления деятельности;
Конкурентные преимущества: Диверсифицированный профиль, поддержка властей;
Наки Томпсон — любимец Атлантик‑Сити. Он — казначей с безупречным имиджем, который здоровается за руку с правильными людьми, целует детей в лоб, вкладывает деньги в предприятия и праздники, тратится на благотворительность. А еще он глава организации, промышляющей рэкетом, убийствами и незаконной продажей алкоголя во времена сухого закона.
Наки Томпсон — умный управленец со строгой бухгалтерской учетностью. Все траты герой записывает в черную тетрадь. Правда, порой он теряет свою эффективность. Наки упустил одного из своих подручных, создавшего конкуретный бизнес, и едва не загремел за решетку из‑за своей тетради.
К слову, Томпсон основан на реальном человеке. Шоураннер Терренс Уинтер писал его с политика Наки Джонсона, заправлявшего в Атлантик‑Сити, но решил сменить ему фамилию. Так Уинтер дал себе больше творческого пространства.
«Если каждый персонаж будет реальным, ты не сможешь манипулировать историей так, как тебе этого хочется», — объяснил Уинтер.
«Сопрано»
CEO: Тони Сопрано;
Вид организации: Филиальная структура;
Конкурентные преимущества: Диверсифицированный профиль, строгая иерархия, постоянный поиск новых сфер деятельности;
Криминальная семья ДиМео — это обширная организация с начальником во главе, под которым функционируют личный штат помощников и руководители самостоятельных подразделений. Подразделения максимально разнообразны — от азартных игр и бизнеса по переработке отходов до поставок кокаина. Столь широкий круг интересов помог организации стать максимально независимой от кризисов в отдельных отраслях и фактически примерить на себя роль монополиста в Нью‑Джерси.
Однако в таких условиях руководитель организации Тони Сопрано столкнулся с жесткой конкуренцией в самой «компании», когда ее участники строили интриги, точили зуб на босса и собачились между собой. Решать вопросы ему приходилось суровыми управленческими решениями в виде увольнений без компенсаций (если быть точным, с билетом на тот свет).
В свой актив Тони Сопрано может занести появление новых прибыльных направлений компании: мошенничество, рэкет, ростовщичество, перепродажа краденого и отмывание денег. Ближайшим заместителем Тони был Сильвио Данте, важными управленцами также являлись Альберт Барезе и Поли Голтьери.
«Прослушка»
СЕО: Эйвен Барксдейл, и.о. Стрингер Белл;
Вид организации: Линейная организационная структура;
Конкурентные преимущества: Обширная сеть точек продаж, наличие резервного капитала;
Эйвон Барксдейл и Стрингер Белл выиграли войну на улицах за территорию. После этого они поставили своих дилеров на самых прибыльных углах Балтимора. Важная черта организации Барксдейла — это то, что руководители никогда не были заняты в производстве и реализации наркотиков. Они несли на себе только стратегические функции. Эйвон и Стрингер изолировали себя от товара. Чтобы обезопасить себя, Эйвон даже не получал водительское удостоверение, избегал людей с фотоаппаратом и ничего не приобретал на свое имя. За экономическое планирование в организации отвечал Стрингер Белл, изучавший экономику в одном из балтиморских университетов.
«Наше дерьмо слабое, но, знаешь, по всему городу дерьмо слабое. Важно то, что без разницы, как ты назовешь героин, его все равно купят. Сильное дерьмо продастся, слабое дерьмо продастся в два раза лучше. И знаешь почему? Потому что, мой друг, торчок всегда прибежит за дозой. Это безумие, но чем слабее наш продукт, тем больше мы зарабатываем», — объяснял одному из держателей углов Белл, играя на потребностях своей целевой аудитории.
Белл стремился максимально легализовать полученные деньги, скупая недвижимость и открывая компании, через прибыль которых пропускались наркоденьги. Персонаж Стрингер Белла навеян тремя реальными людьми: наркодилерами Стрингером Ридом и Роландом Беллом, а также балтиморским политиком Кеннетом Джексоном. Последний стал крупным игроком на рынке недвижимости и даже пошел в политику, несмотря на свое криминальное прошлое.
«Власть в ночном городе»
СЕО: Призрак, Томми;
Вид организации: Партнерство;
Конкурентные преимущества: Харизматичный лидер, мощная «фасадная» компания;
Призрак в исполнении Омари Хардвика и его партнер Томми в исполнении Джозефа Сикоры управляют традиционным для криминальных сериалов бизнесом. Они продают наркотики, но их преимущество, во‑первых, в рынке сбыта — Нью‑Йорк, большой город с большим потоком людей. Во‑вторых, в ценовой политике — торчать в самом населенном городе США неимоверно дорого. Призрак жестко решает проблемы, не чураясь пыток и вооруженных разборок, при этом деликатно улаживая финансовые вопросы. Все потоки проходят через ночной клуб. Что важно, клуб — не просто ширма. Это самостоятельный и успешный бизнес главного героя, известный на весь NY. Наверное, поэтому у налоговой не возникает вопросов, почему в стенах заведения «тратят» так много денег.
«Клиент всегда мертв»
СЕО: Нэйт Фишер, Дэвид Фишер;
Вид организации: Частный семейный бизнес;
Конкурентные преимущество: Адаптация под запросы клиента, высокий профессионализм;
«Если смерть — это твой бизнес, то что же тогда твоя жизнь?» — вопрошает закадровый голос в промо культового сериала HBO. Отвечаем: жизнь героев — это семейное предприятие, специализирующееся на организации похорон, с конкуренцией внутри организации и агрессивным конгломератом снаружи.
Традиционно семейный бизнес — это предприятие, управляемое отцом, который передает его сыну, который, в свою очередь, передает бизнес своему сыну и так далее… Главный минус такой компании — отсутствие сценария на случай преждевременной передачи. Именно с этой проблемой столкнулись герои сериала «Клиент всегда мертв». Глава семейства попал в смертельное ДТП и сам стал клиентом похоронного агентства. По закону наследником является старший сын Нэйт, но он не был погружен в дела компании. За работу мог бы взяться Дэвид. Он младше Нэйта, но досконально знает все бизнес‑процессы и способен организовывать похороны в отсутствие отца. Дележка между ними проходит не так просто, как хотелось бы.
Еще одной проблемой семьи Фишер стала большая компания на рынке, поглощающая мелкие бизнесы. Вначале она предлагала деньги за выкуп семейного дела, а потом пошла на ухищрения, опорочив репутацию добросовестных похоронщиков и блокируя работу подрядчиков. Как проблемы решались, смотрите в Амедиатеке — таких проблем набралось аж на 5 сезонов.
«Силиконовая долина»
CEO: Ричард Хендрикс;
Вид организации: Структура с плоским руководством;
Конкурентные преимущества: Уникальный алгоритм, имидж перспективного стартапа;
«Силиконовая долина» — это смесь триумфов и фэйлов из реального мира технопредпринимателей. Некоторые из них даже шутят, что комедийный сериал HBO — документалка. Официально он не основан на реальных персонажах, но герои, очевидно, заимствуют черты у некоторых реальных CEO. Так, Ричард Хенрдикс носит худи и бросил университет так же, как это в свое время сделал Марк Цукерберг. Его судьбу с отстранением и возвращением на руководящую должность сравнивают с профессиональным путем главы Twitter Джеком Дорси. Также Хендрикса ставят в один ряд с создателем Quora Адамом Д’Анджело.
Хендрикс создал структуру с плоским руководством, типичную для многих компаний в начале пути. Он контролирует или пытается контролировать каждый аспект деятельности предприятия, напрямую контактируя с исполнителями. Документалистичность «Долины» в том, что она в формате вредных советов учит стартапы не делать поспешные шаги:
Если вы растете слишком быстро, следите за количеством нанимаемого персонала, четко разделяйте обязанности между сотрудниками, мониторьте бюджетные расходы на зарплаты и налоги.
Изучайте законодательство. В частности, если вы изобретаете нечто, будучи сотрудником не своей компании, обратитесь за консультацией к юристу, чтобы установить, за кем право интеллектуальной собственности.
Аккуратно привлекайте капитал. Чем больше денег в вашу деятельность вливает инвестор, тем меньше у вас контроля над продуктом.
Фокусируйтесь на своих конкурентных преимуществах. Не нужно стараться быть похожим на соперников и подстраиваться под тренды — задавайте их сами.
Будьте осторожны с тратами на маркетинг и PR. Если у вас появились свободные средства, вовсе необязательно тратить их на рекламный ролик с радугой и единорогами.
Учитесь на своих ошибках или на чужих, смотря сериалы…