Отчаянные времена требуют отчаянных мер: сложно перечислить все самые запоминающиеся эпизоды «Игры престолов»: «сиськи и драконы», эффектные монологи и сентиментальные реюнионы, помпезные сражения и амбициозные решения, которые потом покажутся глупыми ошибками… Наконец, ледяное дыхание смерти, за которое отвечали белые ходоки, чье каждое появление отпечатывалось в памяти. Однако редактор «Искусства кино» и Кино‑театр.ру Алексей Филиппов попробовал отобрать для нас десять лучших сцен в главном сериале планеты.
Ходор против двери
Немножко сентиментальности: героическая смерть Ходора, чья биография только‑только прояснилась, ранила немало фанатских сердец. Казалось, что этот флегматичный гигант проживет долго и счастливо, так как богам резни на него плевать. Оказалось, нет. Помним, скорбим.
Поцелуй Джона Сноу и Игритт
Лирика никогда не была сильной стороной «Игры престолов», но ненадолго в сериале появляется тональность ромкома. Зима близко, где‑то бродят недовольные одичалые, на стене скучают и уныло воздерживаются братья из Ночного дозора, а бастард Джон Сноу нашел свою любовь. Впрочем, ей не повезло быть столь же долгоиграющей, как «Дом 2».
Секс Дейнерис с кхалом Дрого
Можно вспомнить много сцен с Дейнерис из дома Таргариенов, именуемой первой, Неопалимой, Королевой Миэрина, Королевой Андалов, Ройнаров и Первых Людей, Кхалиси Дотракийского Моря, Разбивающей Оковы и Матерью Драконов. И эффектные речи, и как она из горящей избы вышла, и как ее брата сожгли при помощи каленого золота, и как она наказала работорговцев. Но слишком уж укоренилась в интернет‑культуре гифка первой брачной ночи Дени и кхала Дрого (кстати, в этот момент ее взгляд устремлен на драконьи яйца). Сегодня эта сцена выглядит не только как выбор возбужденного подростка, но и зарисовка на тему власти. Последние станут первыми, сегодня тебя, завтра ты, никакой свободы врагам свободы.
Путь позора Серсеи Ланнистер
Не самые приятные персонажи (Его Воробейшество и его фанатики) заставляют пройти голышом через весь город не самую приятную Серсею Ланнистер. Короткие волосы, как у Жанны Д’Арк, мерный стук колокольчика, злобный взгляд толпы, крики «Позор» и летящие овощи. Сцена не только эффектная, но и точно вписанная в мир сериала: неоднократно Серсея проходила по Королевской гавани, игнорируя плебс, — и сегодня ей вернули должок. Правда, она еще посмеется, когда септа взлетит на воздух. Правда, придется и оплакать сына. В общем, идеальное напоминание, что око за око — прямой путь к всемирной слепоте.
Смерть и воскрешене Джона Сноу
Два в одном. Сначала Джон Сноу косплеит Гая Юлия Цезаря, получив несколько смертельных ударов от братьев из Ночного дозора. Затем воскресает, как какой‑нибудь Лазарь (или передознувшаяся героиня Умы Турман из «Криминального чтива»).
Битва Бастардов
Мы делили Вестерос, много наших полегло. Пожалуй, самая эффектная битва в сериале: все смешалось, кони, бастарды. Своего рода прелюдией (почти на сезон раньше) к этому пиршеству льда, стали и плоти стал последний бой Станниса Баратеона, у которого на разогреве выступило жертвоприношение собственной дочери. Под стенами Винтерфелла умеют зажигать, как нигде.
Смерть Неда Старка
Так и заканчивается детство: справедливая отцовская фигура терпит фиаско, палач взмахивает мечом — и голова мудрого Эддарда Старка летит в корзину. Дети плачут, негодяи смеются, толпа заинтригована, а «Игра престолов» с первого сезона заявляет тем, кто не читал книги, что цацкаться здесь ни с кем не будут. Незабываемо.
Красная свадьба
Синоним вероломства и кровожадной резни. Если у «Игры престолов» есть сцена–визитная карточка, то это Красная свадьба: методичное уничтожение Робба Старка и его приспешников во время празднества. Влиятельность этого эпизода легко измерить сюжетно: дела на Севере стали еще запутаннее, а также случились отголоски в виде Пурпурной свадьбы (чуть менее эффектная смерть Джоффри) и мести безликой Арьи.
Монолог Тириона
«Хотел бы я быть монстром, которым вы меня считаете». Энергичный монолог Тириона Ланнистера на суде по обвинению в убийстве племянника, конечно, не изменит мир, но даст сто очков вперед праведным спичам Дейнерис, хотя она тоже мастерица толкать речуги. У этой сцены есть еще и эффектное продолжение: убить деспотичного отца из арбалета, когда тот сидит на унитазе, — бесценно.
Король Ночи рушит стену
«Разрушение стены» (1896) — один из важнейших сюжетов в истории кинематографа. Братья Люмьер запечатлели не только деструктивное начало искусства движущихся картинок, но и открыли, что пленку можно перематывать задом‑наперед — и будет тоже эффектно. Так и момент, когда Король Ночи верхом на мертвом ледодыщащем драконе, олицетворяющем всю мощь Газпрома, рушит Стену, трудно не вздрогнуть. Зима не близко, она настала, близок — конец.