Киношный криминальный мир многогранен — это не только перестрелки и погони, но и сложные моральные выборы, интеллектуальные поединки и хладнокровные расчеты. Эта подборка — ваш билет в самые разные уголки преступного мира, от гламурных витрин до грязных подворотен. Мы собрали пять картин, где каждый режиссер предлагает свой уникальный взгляд на природу зла и справедливости.
«Гнев»
В столице Мексики богатые люди напуганы до смерти: за неделю в городе бесследно исчезли два десятка человек. Частным охранником для девятилетней Питы (Дакота Фаннинг), дочери важного бизнесмена Сэмюэля Рамоса (Марк Энтони), нанимают экс‑сотрудника ЦРУ Джона Кризи (Дензел Вашингтон). Сначала ему нелегко выносить общество слишком умной и самостоятельной девочки, но вскоре между ними завязывается настоящая дружба.
«Гнев» принадлежит к распространенному типу боевиков, повествующих о мести израненных жизнью мужчин, — однако его исполнение качественнее. Он отличается несколько более отточенной визуальной эстетикой, повышенной степенью жестокости и большей эмоциональной глубиной. Главный герой картины не просто уничтожает антагонистов — он калечит их и применяет изощренные методы расправы. Его взаимоотношения с девочкой не просто обозначены пунктиром — они выстраиваются долго, кропотливо, и порой возникает ощущение, что даже чрезмерно затянуто. «Гнев» — это депрессивное, мрачное, почти безысходное кино, которое черпает свою мощь именно из этой безысходности. Нельзя сказать, что подобный подход является новаторским, однако для самого режиссера, Тони Скотта, это был первый опыт в подобном ключе, и он явно удался.
Гнев
Man on Fire
«Вдовы»
Вероника (Виола Дэвис) недавно овдовела. Ее муж Гарри (Лиам Нисон) должен был отвезти своих напарников от места преступления. Им удалось скрыться от погони и пересесть в другой автомобиль, но вскоре он взорвался. Выясняется, что Гарри выполнял задание для Джамала (Брайан Тайри Генри), политика, который надеялся стать первым темнокожим главой в мэрии. Джамал является к Веронике домой, пугает ее собаку и ставит ультиматум: вернуть долг за месяц. Чтобы спастись, вдова находит сообщниц и готовит дерзкую кражу.
«Вдовы» — это экранизация знаменитого английского сериала 80‑х от Линды Ла Планте. Режиссером выступил Стив МакКуин, получивший «Оскар» за фильм «12 лет рабства». Картина снята с большим вниманием к деталям: любая сцена выглядит как тщательно выстроенная фотография. Город ночью залит неоновым сиянием, подчеркивающим скрытые за благополучным фасадом сильные эмоции и страхи. Самые запоминающиеся моменты здесь — не погони, а тихие сцены: когда в окне вдруг мелькает тень погибшего супруга или простая вещь вызывает у героини шквал тяжелых воспоминаний.
Вдовы
Widows
«Короли улиц»
Детектив Том Ладлоу (Киану Ривз) — человек, который борется с преступностью своими методами. Он может себе многое позволить, ведь его начальник (Форест Уитакер) всегда вызволит его из самых неприятных историй. Благодаря такой защите Ладлоу спокойно выпивает за рулем, устрашает тех, кого считает преступниками, привирает в документах и забирает улики с мест преступлений. Но когда его бывший коллега решает рассказать о его выходках капитану из отдела внутренних дел по имени Биггз (Хью Лори), Ладлоу не сдерживает гнев и идет выяснять отношения. В самый разгар конфликта появляются двое неизвестных в масках и убивают его напарника. Ладлоу оказывается в центре скандала, и теперь его главная цель — самому найти тех, кто это сделал.
Сценарий для фильма «Короли улиц» придумал Джеймс Эллрой — известный писатель, автор книг «Секреты Лос‑Анджелеса» и «Черная орхидея». Изначально режиссером студийные боссы хотели видеть Спайка Ли, потом речь шла об Оливере Стоуне, но в итоге проект доверили Дэвиду Эйру, который работал над сценарием к первому «Форсажу», а позже снял печально известную ленту «Отряд самоубийц». «Короли улиц» показывает, с какими трудностями и непростыми решениями сталкиваются полицейские в своей работе. Некоторые из них идут на всё, чтобы получить влияние или остановить тех, кто к нему стремится. В фильме есть как нечестные офицеры, так и те, кто борется за правду. Ну и конечно, здесь много драк, погонь, а также разбитых витрин и машин — зрелищных сцен хватает с избытком.
Короли улиц
Street Kings
«Особо тяжкие преступления»
Юристка Клэр (Эшли Джадд) узнает, что ее идеальный муж Том (Джеймс Кэвизел) оказался тайным агентом. А теперь мужчину еще и обвиняют в убийстве невинных людей во время протестов в Сальвадоре в 1988‑м. Клэр твердо намерена сама защищать мужа в суде. Но военный суд — это не обычный процесс, и ей приходится просить помощи у Чарли (Морган Фриман), который в таких делах собаку съел. Расследуя дело, Клэр всё больше убеждается: мужа просто подставили, и за этим стоит серьезный заговор властей.
«Преступления» снял режиссер Карл Франклин, и сделал он это в формате юридического триллера. Жанр, так сказать, проверенный и надежный. Напряженные уличные сцены здесь чередуются с не менее захватывающими диалогами в зале суда, хотя не сказать, что процедуральная часть здесь утомительна — просто она сильно контрастирует с экшен‑эпизодами. Сюжет построен по всем канонам, так что, хотя интрига и есть, но чувствуешь себя спокойно: ты примерно понимаешь, что будет дальше, и это приятно. Фильм не вызывает бурю эмоций, и уж точно ваша челюсть на финальных сценах не будет никуда свисать. Но как простое приятное времяпрепровождение картина работает на ура.
Особо тяжкие преступления
High Crimes
«Переговорщик»
Дэнни Ромэн (Сэмюэл Л. Джексон) — бывалый полицейский, мастер переговоров, который не боится опасности. Его друг на вечеринке признается, что узнал про коррупционную схему среди полиции и служащих из отдела внутренних дел. Затем «крысу» убивают, а главным подозреваемым становится сам Дэнни — у него дома находят поддельные улики о переводе огромных денег в офшоры. Чтобы восстановить справедливость и доказать свою невиновность, Дэнни берет в заложники Терренса Нибаума (Дж. Т. Уолш) из внутреннего отдела и всех, кто был с ним в офисе. В это время к зданию уже направляются отряды полиции и спецназа.
«Переговорщик» — эталонный представитель своего жанра, снятый по всем правилам: ложно обвиненный герой, безвыходная ситуация, внезапные повороты, предательство в рядах своих, серьезные актеры хмурят бровки. Сюжет интересен тем, что главный герой — сам специалист по переговорам, который знает все методы работы полиции, а противостоит ему такой же эксперт (играет второго переговорщика Кевин Спейси). Фильм идет без малого два с половиной часа, но совершенно не утомляет. Действие в основном происходит в одном здании, но напряжение не спадает, и регулярно случаются перестрелки — камерность происходящего нагнетанию саспенса только способствует. Конечно, картина немного наивна, и о строгом реализме здесь речи не идет, — но ведь ради этого мы и смотрим боевики, верно?
Переговорщик
The Negotiator