Освоить космос — заветная мечта человечества. Мы до сих пор знаем про него не так уж и много, поэтому в искусстве часто фантазируют о том, что же скрывается за пределами нашей скромной планеты.
Оммаж «Стартреку», криминал галактических масштабов, зловещий оскал НАСА и Хью Лори в роли фейкового капитана межпланетного корабля — вспомнили шесть увлекательных, драматичных, веселых и нетипичных сериалов о космических путешествиях и о тех, кто ждет покорителей звезд на Земле.
Орвилл
Человек‑оркестр Сет Макфарлейн всегда открыто признавался в любви к трем вещам: анимации (на его счету уже три созданных мультсериала — «Гриффины» и «Американский папаша!» идут до сих пор), Фрэнку Синатре (вдохновленный им, он записал уже семь собственных альбомов) и к космооперам (в частности к «Стартреку»). «Орвилл» — его проект мечты, который из пародии и оммажа на поджанр научной фантастики превратился в наследника, ностальгически заморозив нафталиновую тв‑эпоху.
Сам Макфарлейн играет офицера Планетарного союза, которому после драматически распавшегося брака выпадает уникальная возможность стать капитаном космического корабля «Орвилл» — типичного многозадачного представителя межгалактической техники в 25‑м столетии. Под его управлением оказывается и укомплектованная команда, которая разнообразием рас (не только земных) и идеологий полностью соответствует демократическим принципам Союза.
Тут нашлось место и инженеру‑расисту Айзеку из кибернетической расы кайлонцев, и офицеру‑феминистке Аларе Китан из всесильной расы кселеян, и лейтенанту‑сексисту Бортусу из крайне патриархальной расы Моклан. Что уж говорить про обычных людей, которые не раз удивят своими идеологическими принципами.
«Орвилл» — это приключение, драмеди (особенно после первого сезона) и сатира, причем не столько над фантастическим жанром, сколько над реальностью в которой мы живем. Демократические и гуманистические ценности здесь все‑таки важнее абсурдистских шуток и скетчей.
Орвилл
The Orville
Интергалактик
Середина 22 века. Земля, на первый взгляд, — центр утопически‑демократического мира, созданного силами правительства с говорящим названием Commonworld. Офицер полиции Эш Харпер попадает в неприятную ситуацию на службе, после которой ее вместе со случайными заключенными (что важно, исключительно женщинами) перевозят в колонию на корабле Hemlock. На нем быстро разгорается мощный бунт.
Харпер не уверена, что ее «сокамерницы» так уж невинны и вообще сомневается в их адекватности. В чем она точно убеждена — нужно любым способом связаться с матерью, Ребеккой, работающей в правительстве и знающей, что ее дочь подставил кто‑то, кто давно на дух не переносит Commonworld.
Насыщенный на события, темы и подтексты, «Интергалактик» на самом деле старается продвинуть одну очень простую идею — никому доверять нельзя. Даже когда тебя хотят направить на путь истинный и открыть глаза на правду. Эш попадает в совершенно безвыходное межпланетное путешествие с преступными оторвами, которые постоянно пытаются подорвать ее идеалы. Однако каждый раз у девушки срабатывает механизм самозащиты.
Даже если этот мир — на грани экологической катастрофы, даже если демократическое правительство колониально эксплуатирует другие планеты, а равноправие достигнуто путем изоляции неугодных элементов, то только в одиночку она может осознать, что все это время жила в антиутопии.
Интергалактик
Intergalactic
Лунная база 8
За несколько месяцев НАСА планирует построить первую обитаемую базу на Луне (в реальности это планы на десятилетия), а пока на Земле несколько кандидатов обучаются колонизировать ее и выживать на лунных симуляторах (в реальности такие уже существуют), расположенных где‑то в пустынях США. В успех этой затеи верится с трудом, так как трое из этих кандидатов, мягко скажем, не блещут талантами, да и мотивация у них слабо связана с потенциальными профессиональными достижениями.
«Кэп» (Джон С. Райли), он же капитан команды, явно подписался на программу из‑за непомерных долгов, хотя уверяет, что ветеран вооруженных сил США. «Рук» (Тим Хайдекер) — евангелист, якобы собирающейся нести слово Божье на просторах Луны, но на самом деле сбежавший от разваливающегося брака. А «Скип» (Фред Армисен), сын уважаемого космонавта, просто чувствует себя ничтожным в тени своего отца.
«Лунная база 8», вероятно, самый нетипичный (и обманчиво простой) сериал про космос. Он сделан силами трех комиков (и режиссера Джонатана Крисела), которые также сыграли главные роли. О карьере каждого по отдельности можно писать бесконечно долго.
Но можно точно сказать, что они здесь неспроста — их всех объединяет deadpan (юмор с невозмутимым лицом) и постироничная комедия, заложенные в ДНК сериала. С самых первых кадров ощущается: что‑то здесь не так. Будущие астронавты не знают расшифровки НАСА, путают Армстронгов и прозябают без ясной цели в симуляции почти два года. А их самовольный эскапизм и изоляция служат некой секретной зловещей цели, о чем тонко намекает последняя серия сезона.
Лунная база 8
Moonbase 8
Авеню 5
В очень‑очень ближайшем будущем, где‑то не в такой уж и далекой‑далекой галактике, просторы космоса бороздит «Авеню 5» — межпланетный круизный корабль с элитными гостями на борту.
И так как будущее ближайшее, а дорогостоящая инициатива —частная, то разумеется на нем что‑то ломается, и запланированные несколько недель роскошного отдыха превращаются в три года экстремальной экономии ресурсов, чтобы вернуться на Землю хотя бы когда‑нибудь. И с одной стороны, богатые так жить не умеют, с другой, — иного выхода у них нет. Поэтому капитан корабля Райан Кларк (Хью Лори) делает все возможное, чтобы в те самые три года убедительно говорить клиентам на борту «Все под контролем», потому что ничего другого он делать не умеет.
Создатель сериала Армандо Ианнуччи всегда считался британским королем политической сатиры («Вице‑президент», «Гуща событий», «Смерть Сталина»), но с «Авеню 5» отошел в непривычную для него сторону — классовую сатиру. Злополучный корабль — частная инициатива миллиардера Германа Джадда, и это явная отсылка к Илону Маску, у которого были похожие идеи. А весь дремучий непрофессионализм, пропитавший экипаж с головы до ног, — злобная насмешка над изнанкой капитализма, в ловушку которого попадают люди, его боготворящие.
Авеню 5
Avenue 5
Клуб жен астронавтов
Сериал, основанный на одноименной книге по реальным событиям, поднимает тему, о которой обычно говорить не принято. Ведь кому какое дело до жен астронавтов во время космической гонки? Однако в 60‑х НАСА собиралась выиграть эту гонку, как оказалось, не только в небе, но и на Земле, в обычной светской жизни. Так жены будущих астронавтов тоже стали героинями — под пристальным вниманием прессы.
В сериале мы наблюдаем за жизнью семи женщин, которым суждено было стать воплощениями американской мечты 60‑х: с первого полета американца Алана Шепарда в космическое пространство до первого человека на Луне Нила Армстронга. Зажатые в рамки стереотипов о том, какими должны быть жены американских героев, они переживают разные стадии браков и всячески пытаются заявить о себе как об отдельных самодостаточных личностях. Любопытно, что сериал старается быть не только манифестом второй волны феминизма, но и поговорить о противоречивых целях духоподъемного патриотизма той эпохи.
Клуб жён астронавтов
The Astronaut Wives Club
С Земли на Луну
Важнейший сериал про космос прославился не только внушительным для своего времени бюджетом и первой серьезной вовлеченностью Тома Хэнкса в производственный процесс (он снял пилот, сыграл одну из ролей, а также выступил в качестве нарратора и исполнительного продюсера), но и уникально дотошной, превосходной реконструкцией всей программы Аполлон по высадке первого человека на Луну.
Сериал сделан в стиле докудрамы, где архивы оживают в игровой форме, но ощущение, что ты смотришь исключительно реальную хронику, не покидают ни на секунду. Это не только история внутри научно‑технических процессов НАСА, но и всеобъемлющая попытка рассмотреть эту программу со стороны СМИ, телевидения, обычных наблюдателей и жен астронавтов. Настоящий бриллиант для поклонников реального космоса, которых не так уж и много по сравнению с научно‑фантастическим сегментом.
С Земли на Луну
From the Earth to the Moon