В Амедиатеке вышел один из самых обсуждаемых в Великобритании сериалов прошлого лета — детективный триллер с мрачным английским юмором. Шестисерийный проект BBC удивляет своей смелостью, не столь часто встречающейся в телеэфире. Надеемся, зрителей предупредили, что это шоу не для слабонервных. Чем же так опасен нашумевший «Волк»? Попробуем разобраться.
Сериал стал первой экранизацией серии книг писательницы Мо Хайдер об инспекторе Джеке Кэффри. За адаптацию отвечала шоураннер Меган Галлахер — автор сценариев таких проектов, как «Пограничная земля» и «Под подозрением». Режиссерами выступили Кристоффер Нюхольм («Убийство», «Молодой Морс», «Табу») и Ли Хейвен Джонс («Шетланд», «Убийство в заливе»).
Параллельные линии
История разделена на два разных сюжета, которые поначалу не кажутся связанными чем‑либо, кроме локации и одного персонажа — собаки. Каждая линия развивается в своем ритме. В первой главный герой — детектив Джек Кэффри (Аквели Роач) — недавно получил новое звание и возможность вести расследования убийств самостоятельно. Однако ему непросто сконцентрироваться на работе — молодой человек одержим исчезновением своего брата много лет назад. Пользуясь служебным положением, Джек сначала организует обыск у соседа, которого винит в случившемся, а затем и вовсе отправляется на поиски брата за город. Там он случайно попадает на след другого преступления, напоминающего ему об одном прошлом деле. Каким‑то образом всё связано с таинственным местом под названием «Ослиный пятачок».
Несколькими днями ранее благородное, но подозрительно странное семейство Анкор‑Феррерс едет из Лондона в свой загородный дом в Уэльсе. На месте они обнаруживают, что стационарный телефон перерезан, а в саду развешаны кишки выпотрошенного животного. Нелицеприятное зрелище заставляет их вспомнить о трагедии на… «Ослином пятачке». Как только становится понятно, что чинному семейному уикенду не суждено состояться, в дом вторгается пара психопатов, которые берут владельцев в заложники. Намерения захватчиков неясны, но семье удается выпустить на волю свою болонку, которая и станет связующим звеном двух историй и ключиком к разгадке для детектива. Этот параллельный сюжет явно был вдохновлен лентой «Забавные игры» Михаэля Ханеке, самой неоднозначной в творчестве режиссера.
Омерзительный спектакль
Не стоит думать, что интрига ограничится переплетением сюжетов. Если первая половина сериала посвящена раскладыванию запутанного пасьянса из персонажей, флешбеков и мистических деталей убийств, то на середине всё переворачивается с ног на голову. Как только зрителю начинает казаться, что он более менее разобрался в происходящем и развязка близится, сценарий превращается в матрешку. И тут уже не получится отключиться.
Несмотря на то, что действие погружает во множество таинственных миров — с опасными рейвами, змеиными клубками, подростковыми тайнами, чужими снами и полицейским процедуралом, самой захватывающей и будоражащей остается линия заложников в загородном доме. В какой‑то момент создается впечатление, что это и не сериал вовсе, а мастерски срежиссированный иммерсивный спектакль, на сцене которого обескураживающий дуэт психопатов, представившихся полицейскими Хани (Саша Дхаван) и Молиной (Иван Реон), и очень‑очень сомнительное семейное трио: мать Матильда (Джульет Стивенсон), отец Оливер (Оуэн Тил) и взрослая дочь Люсия (Аннес Элви). Вся пятерка весьма талантливо разыгрывает пьесу о жестокости и безумии.
В духе Кубрика
Если говорить более детально об актерской игре, то в сериале есть как минимум три персонажа, воплощение которых добавляет проекту саспенс в лучших традициях Кубрика или Хичкока. Это роль матери захваченного семейства, исполненная опытной британской актрисой кино и театра Джульет Стивенсон. Получившая известность после драмы Энтони Мингеллы «Искренне, безумно, сильно», она также снималась в таких фильмах, как «Эмма» и «Улыбка Мона Лизы». Несмотря на то, что ее персонаж Матильда большую часть экранного времени скована наручниками, ее перформанс будет до последнего удерживать внимание зрителей и заставит томиться в ожидании подвоха.
Искрометный дуэт Саши Дхавана и Ивана Реона, исполняющих роли подставных полицейских, оказавшихся непредсказуемыми психопатами, хоть и сразу вскрывает двойное дно своих персонажей, но как бы намекает, что на этом сюрпризы не закончатся. Дхаван, британский актер индийского происхождения, известный ролями князя Орлова в сериале «Великая» и Мастера в «Докторе Кто», занимает дирижирующую позицию в паре и обескураживает магнетической притягательностью. Тогда как Реон, выпускник Лондонской академии драматического искусства родом из Уэльса, сыгравший Рамси Болтона в «Игре престолов», тонко воплощает еще более многогранного и таинственного героя.
Литературная основа
Что по‑настоящему будоражит в «Волке» — это не физическое насилие или зверские убийства, а ужас, который вселяют психологические пытки над заложниками. Издевательства, насмешки и угрозы со стороны псевдо‑копов куда страшнее сцен преступлений. За ужас в ответе литературная основа сериала — одноименный роман Мо Хайдер, королевы жестоких детективов.
Жизнь британской писательницы достойна экранизации не меньше, чем ее творчество. Родившаяся в Эссексе, в 15 лет она бросила школу и сбежала в Лондон. Под псевдонимом Кэнди Дэвис победила в конкурсе красоты Miss Nude и стала моделью Page 3 (британская газетная традиция, начатая The Sun, когда на третьей странице таблоидов публиковались крупные фотографии полуобнаженных моделей). В качестве актрисы дебютировала в роли стриптизерши и сыграла секретаршу в ситкоме BBC. После непродолжительного брака с актером в 25 лет эмигрировала в Японию, где преподавала английский, работала официанткой и снимала любительское кино.
Ее первая книга «Человек‑птица» была опубликована в 2000 году. Критики сочли ее неоправданно жестокой, но она стала мировым бестселлером. Вторая книга «Лечение», затрагивающая тему педофилии, стала лидером продаж, по версии Sunday Times. Писательницу вновь обвинили в разрушительном эффекте ее текстов, но, кажется, это только подогрело к ним интерес. Персонаж детектива Кэффри является сквозным и встречается также в романе «Опередить дьявола», выигравшем премию Эдгара Аллана По и переведенном на русский язык. «Волк» — не самый удачный роман писательницы, но сериал явно был создан с расчетом на то, что и другие книги будут экранизированы в следующих сезонах.
Причем тут «Солтберн» и Барри Кеоган?
Экстравагантное начало первой серии как бы намекает, что зрителей ждет нечто большее, чем классический детективный триллер. В самой первой сцене мы видим человека в костюме химзащиты, который разделывает труп под песню Криса Айзека Baby Did a Bad Bad Thing. В сериале будет еще один подобный эпизод, у которого немало общего с прошлогодним англо‑американским хитом «Солтберн» с Барри Кеоганом, Розамунд Пайк и Джейкобом Элорди в главных ролях.
Речь идет о знаменитом Saltburn Dance, финальной сцене, где главный герой, парень из низов, победоносно разгуливает по роскошному поместью под песню Murder on the Dancefloor Софи Эллис‑Бекстор. Этот танец настолько завирусился, что пародии на него захватили TikTok. Однако популярность затмила суть, которая состоит в том, что за патиной иронии и черного юмора — жесткая критика классового неравенства. Сложно сказать, видели ли эту сцену создатели «Волка», ведь сериал вышел в эфир на месяц раньше премьеры фильма, но социальная проблематика определенно ему не чужда.
Волк
Wolf