В Амедиатеке подходит к концу второй сезон «Белого лотоса» — безусловно, одного из главных сериалов года. Разбираем, как саркастический проект одного очень талантливого аутсайдера превратился в настоящий хит, хотя этого никто совсем не ожидал.
Заведующий комплекса
Есть ощущение, что про Майка Уайта (шоураннера, режиссера и сценариста) широкая аудитория узнала только после триумфа первого сезона «Белого лотоса». До этого он разве что запомнился более искушенным зрителям отличным сериалом «Просветленная» с Лорой Дерн, который, как легко понять, громкой популярности не снискал. Дело в том, что Уайта можно назвать амбициозным неудачником: будучи весьма заметным сценаристом в индустрии, каждый раз, когда он брал инициативу в свои руки и создавал проекты сам, — их ждал провал.
Его карьера началась с малобюджетных подростковых фильмов и сериалов («Бухта Доусона», «Хулиганы и ботаны»). Позже он знакомится с режиссером Мигелем Артетой и комиком Джеком Блэком. С первым Уайт напишет культовый инди‑фильм «Чак и Бак» (и позже продолжит с ним часто сотрудничать), а со вторым создаст кинокомпанию Black and White, где выйдет легендарная «Школа рока» Ричарда Линклейтера с тем же Блэком в главной роли.
Примерно в это же время он выпускает свой первый сериал «Пасадена» — детективную мыльную оперу, которая транслировалась в дневное время, пока ее показ не остановили на четвертой серии (предположительно, из‑за терактов 11 сентября). Второе шоу Уайта, ситком «Нахваливание» с Джейсоном Шварцманом, уже шло в вечернее время, но закончилось катастрофой. Его видение так сильно отличалось от планов FOX, что в итоге последние эпизоды были сняты с эфира, а сам шоураннер уволен. Уайт заработал нервный срыв и попал в больницу. Позже этот опыт он вложит в сериал «Просветленная», который закроют на втором сезоне, несмотря на то, что дела у проекта шли вполне неплохо.
Где‑то между этими попытками сделать что‑то свое на телевидении, а не остаться гострайтером в тени успешных режиссеров, Майк Уайт снимает два любопытных фильма — «Год собаки» и «Статус Брэда», которые не собрали кассу и были несправедливо забыты публикой. На фоне такой череды неудач легко опустить руки и бросить эту затею — стать большим автором. Но оказалось, что это не про Майка Уайта. Ему настолько надоели провалы из‑за чужой некомпетентности, что он решается пойти ва‑банк и создает рискованный проект, едкую и нетривиальную сатиру на богатых людей, обернутую в детектив, где он контролирует все ключевые процессы.
Открытие сезона
Изначально «Белый лотос» задумывался как мини‑сериал, так как Уайт понимал, что с «обычными» ему не везет. Первый сезон рассказывал про один из пятизвездочных отелей вымышленной туристической сети «Белый лотос», который расположился на Гавайях. В центре сюжета — сразу несколько семей, пар или просто одиночек, которых объединяет их завидная обеспеченность.
Николь и Марк Моссбахеры (Конни Бриттон и Стив Зан) приезжают на типичный тюлений отдых вместе с сыном Куинном (Фред Хехингер), дочерью Оливией (Сидни Суини) и ее подругой Паулой (Бриттани О’Грэйди). Их отношения ждет серьезная проверка на прочность. Рэйчел и Шейн Паттоны (Александра Даддарио и Джейк Лэси) — молодожены, чей брак уже на ранней стадии трещит по швам. И, наконец, одинокая Таня (Дженнифер Кулидж), наследница большого состояния, которая переживает смерть своей матери.
С самого начала зрителю известно, что на курорте произошла одна неожиданная смерть. Первый сезон построен на детективном синдроме: нам нужно внимательно следить за каждым персонажем, чтобы догадаться, кто же из них в итоге умрет. Да, здесь превалирует именно желание найти жертву, а не убийцу.
Детектив, вывернутый наизнанку, сценарная и режиссерская отточенность, первоклассный юмор — в прошлом году «Белый Лотос» понравился как зрителям, так и критикам, заработав целых десять «Эмми» (три из них ушло лично Уайту). Такой оглушительный успех позволил продлить сериал на второй сезон и превратить его в антологию.
Поездка в Италию
Второй сезон, как и принято в антологиях, связан с предыдущим очень условно, Это все та же сеть, но теперь мы попадаем в отель на Сицилии. Из первого сезона мы увидим только двух персонажей, Таню и ее новоиспеченного мужа, которого она нашла на Гавайях. Эта связь на понимание второго сезона никак не влияет, поэтому его можно смотреть отдельно, если вам, например, Сицилия нравится больше. А вот количество персонажей, за которыми придется следить, увеличилось вдвое, хоть внезапная смерть у нас по‑прежнему в наличии только одна.
Семейное трио Ди Грассо, состоящее из стареющего Берта (Ф. Мюррей Абрахам), его сына, голливудского продюсера, Доминика (Майкл Империоли) и внука, стенфордского пай‑мальчика, Эбби (Адам ДиМарко), приезжают на итальянский курорт, чтобы припасть к своим сицилийским корням. У каждого из них — проблемы с женщинами и институтом брака, которые становятся только заметнее на отдыхе вдалеке от родных. На старшего члена тройки ложится тень вины за плохую воспитательную модель.
Двое бывших друзей, Кэмерон (Тео Джеймс) и Итан (Уилл Шарп), приезжают на курорт со своими женами Дафни (Меган Фахи) и Харпер (Обри Плаза), как будто ради негласного соревнования, — кто из них больше преуспел в карьере и личной жизни. Но пары кардинально разные: Кэмерон и Дафни производят впечатление позеров, а Итан и Харпер пусть и явно проблемные, но все же более естественные в своем поведении.
Самыми интересными персонажами на этот раз получились две местные итальянские подруги Люсия и Мия: не имеющие никаких привилегий девушки, подрабатывающие эскортом в сезон наплыва богатейших туристов. Вечно гонимые администраторкой «Лотоса», они то и дело будут пересекаться с вышеупомянутыми героями и создавать проблемные ситуации.
Знакомая уже героиня Кулидж, только недавно вышедшая замуж, здесь становится куда более глубоким и трагичным персонажем. Постепенно отрицая установленные нормы и сталкиваясь с неравным браком, она ищет себя в неожиданных знакомствах. А ее новоиспеченная помощница (в чем конкретно она ей помогает, концептуально неясно) Порша (Хейли Лу Ричардсон) пытается выжать из этой неблагодарной работы максимум — разрывается между мечтой влюбиться до беспамятства и сексом на одну ночь без обязательств.
Новые предложения
«Белый лотос» никогда не был исключительно насмешкой над богатыми людьми: мол, посмотрите на их крошечные проблемы. Во втором сезоне это становится более очевидно, когда Уайт добавил персонажей с куда более скромными банковскими счетами. Конечно, в первую очередь это сериал про привилегии всех мастей, и про то, как люди ими пользуются. Тут необязательно истории конкретно про деньги: например, в семье Ди Грассо совершенно неважно, кто богаче, главное — кто старше, выше в иерархии. Этим манипулирует и Кэмерон, когда своим демонстративно идеальным браком хочет указать место Итану, которого он унижал еще в юношестве.
Отношения Люсии и Мии тоже манипулятивны, пусть и никто из них об этом не подозревает. Люсия подталкивает подругу зарабатывать на жизнь эскортом, потому что не видит для себя других перспектив. В отличие от Мии, которая обладает выдающимися музыкальными талантами. Свою секс‑работу они тоже рассматривают как привилегию: легкие богатые жертвы, легкие деньги.
«Белый лотос» удивителен тем, как он миксует вроде бы не связанные друг с другом в начале сюжеты. Все линии постоянно перемешиваются между собой и, если в первом сезоне каждую историю можно было рассказать отдельно, то теперь это почти невозможно. Также во втором сезоне появились синефильские приемы: Майк Уайт регулярно делает визуальные отсылки и оммажи к классике итальянского кино и Антониони в частности. Иными словами, сериал стал сложнее, тоньше и многограннее.
Белый лотос
The White Lotus