Amediateka Blog
blog-banner
Лонгриды

«Виктория» — историческая мелодрама в королевских кружевах

Как страстные дневниковые тайны пересматривают пуританский имидж «Бабушки Европы».

Британский драматический сериал канала ITV «Виктория» рассказывает в трех сезонах о ранних годах правления королевы Виктории с должным почтением к истории и патриотическим чувствам англичан, но и при этом позволяет себе предаться романтике и легкомыслию. Немудрено, ведь его шоураннер Дейзи Гудвин — телепродюсер с 25-летним стажем, которая знает всё и даже больше о своих зрителях. Разбираемся в секрете успеха шоу со звездой «Доктора Кто» Дженной Коулман, которое было продано для показа в 146 странах.

Романистка с телевизионным стажем

Дейзи Гудвин начала карьеру на телевидении с низов — в 1985 году она поступила стажером на «Би‑би‑си», став в итоге продюсером «долгоиграющих» шоу: ее передачи о дизайне «Мастера дизайна» (Grand Designs) и реалити о недвижимости «Сбежавшие за город» (Escape to the Country) выходят на Channel 4 уже более двадцати лет. Но за пределами успешной карьеры в журналистике у Гудвин было свое guilty pleasure — история. После окончания Королевского колледжа в Лондоне и Вестминстерской школы англичанка изучала историю в Тринити‑колледже в Кембридже.

Интерес к королеве Виктории у Гудвин появился еще в университете. Читая ее дневники, она осознала, что когда‑то та была ее сверстницей. Этот неожиданный взгляд стал точкой входа к образу сериального персонажа: обычной молодой женщине, которая случайно стала королевой, но имела абсолютно приземленные желания и тоже занималась сексом. В одном из интервью сценарист приводит пикантную цитату из дневника королевы о принце Альберте: «Он выглядел таким красивым в своих белых кашемировых бриджах, под которыми ничего не было» (ноябрь 1839).

Вдохновленная земными откровениями монарха, считающегося символом пуританской сдержанности, Гудвин решила написать сценарий о первых годах правления Виктории. Проект быстро приняли в производство, и вскоре после премьеры он стал международным хитом. Кроме того, вместе с шоу у Гудвин вышел и одноименный роман, уже третий в ее писательской биографии, и очередной бестселлер «Нью‑Йорк Таймс».

Три сезона — три этапа взросления

Сразу после успешного первого сезона последовал и второй, а вскоре был снят и третий. О производстве четвертого речи пока не идет, но авторы не исключают, что в любой момент приступят к съемкам продолжения. 

Для воплощения роли Виктории Дженна Коулман прервала участие в прославившем ее научно‑фантастическом телесериале «Доктор Кто», британский актер Том Хьюз («Обреченные на славу») должен был освоить немецкое произношение принца Альберта, а харизматичный Руфус Сьюэлл был призван добавить пикантности в королевский дуэт.

Первая часть (1837–1840) работает как наживка и проглатывается незаметно, вводя зрителя в начало правления Виктории: от наивной девушки, вступившей на трон в 18 лет, до познающей таинство влюбленности и власти молодой женщины. Центральными линиями становятся балансирующие между наставничеством, дружбой и флиртом высокие отношения королевы с премьер‑министром лордом Мельбурном и пылкий роман с немецким принцем Альбертом, завершившийся свадьбой.

Второй сезон (1840–1849), более плотный на события, посвящен вызовам материнства и монархии, отвечая на вопрос, каково это быть одновременно женой, матерью и королевой, когда тебе чуть больше 20. Поднимаются темы брака, войны, эмиграции и общественных катастроф — в том числе чувствительной для британской повестки и сегодня — ирландского голода.

Третий сезон (1849–1851), своего рода кульминация, сосредотачивается на зрелом этапе семейной жизни Виктории и Альберта, кризисе брака и профессиональных амбиций принца. Апофеозом становится организация Великой выставки 1851 года — символа научного и промышленного прогресса викторианской эпохи.

Виктория и Альберт: история и миф

Исторически, Виктория и Альберт действительно были глубоко влюблены друг в друга. Королева сама сделала предложение принцу, и меньше чем за 20 лет у них родились девять детей. Впоследствии их браки с представителями королевских и знатных семей укрепили связи между европейскими династиями и принесли Виктории прозвище «Бабушка Европы». Когда через 21 год супружеской жизни Альберт умер, Виктория ушла в траур и прекратила появляться на публике.

Запись из дневника Виктории, сделанная в вечер после свадьбы с Альбертом:

«Я НИКОГДА, НИКОГДА не проводила такого вечера!!! МОЙ ДОРОГОЙ, ДОРОГОЙ, ДОРОГОЙ Альберт… его большая любовь и привязанность дали мне чувство небесной любви и счастья, которое я никогда не надеялась почувствовать раньше! Он заключил меня в свои объятья, и мы целовали друг друга снова и снова! Его красота, его сладость и мягкость – как я могу когда‑нибудь быть действительно благодарна за такого мужа!… Это был самый счастливый день в моей жизни!»

Персонаж Альберта в сериале воплощает переход от меланхолии немецкого романтизма к энергетике индустриального века. Саксонский принц то предстает задумчивым и отстраненным созерцателем красоты — словно «странник над морем тумана», сошедший с картины Каспара Давида Фридриха, — то погружается в самые передовые достижения своей эпохи. Он фанатично изучает железную дорогу, занимается модернизацией лондонской канализации и участвует в разработке архитектурного облика нового здания парламента. Технологический прогресс, который романтики когда‑то отвергали как бездуховный, в интерпретации Альберта становится продолжением романтического стремления к лучшему миру.

Образ Виктории воплощает идеалы женской эмансипации задолго до реального начала феминистского движения. Сценарий подчеркивает, как болезненно юной королеве дается навязанное материнство: в первых сезонах она с воодушевлением открывает сексуальное влечение, но с трудом принимает каждую беременность, интересуясь методами контрацепции. Параллельно Виктория стремится утвердиться как политическая фигура — умная, амбициозная, она отказывается «проводить всё время в детской», но в то же время тяготится монархической ношей и порой мечтает о жизни обычного человека. Ее внутренний конфликт выразительно транслируется через внешний вид: Дженне Коулман то распускают волосы, то собирают в строгую прическу, прикрывая шляпкой. Но постепенно бунт уступает зрелости. В третьем сезоне Виктория уже не спорит с ролью матери и королевы, а сама объясняет юному наследнику, что «судьба» — не выбор, а долг перед страной.

История как фотообои для мелодрамы

Хотя сериал основан на реальных событиях, он не претендует на абсолютную достоверность. История здесь — не учебник, а фон для личных драм, чувств и визуального удовольствия. Покушения, дипломатические конфликты и политические кризисы королевства подаются через призму чувств героев, за которыми уследить куда проще, чем за хитросплетениями XIX века.

Среди самых ярких эпизодов — путешествия королевской четы. Это визит Виктории во Францию, где она пытается переубедить кузена и французского короля Луи‑Филиппа относительно династического брака, а также путешествие в Шотландию, где супруги на фоне живописных пейзажей на один день становятся обычными людьми.

Самым необычным для зрителей станет рождественский бонусный эпизод второго сезона: Альберт с энтузиазмом украшает дворец елками, что отсылает к легенде о его роли в популяризации этой традиции. В сюжет также вплетена реальная история африканской принцессы Сары Форбс Бонетты, ставшей крестницей королевы, и комично‑драматический эпизод с падением Альберта под лед. Хотя эта сцена уж точно кажется добавленной для драматического эффекта, но о ней есть свидетельство в дневнике королевы:

«После завтрака мы вышли в сад. На мне были резиновые ботинки, чтобы можно было идти по мерзлой земле. Альберт надел коньки и помог мне пройти по льду — он был очень гладкий и твёрдый. Объехав всё озеро, он подъехал к узкому месту — и вдруг провалился в воду по пояс. В ужасе и отчаянии я закричала и протянула руку, мисс Мюррей удержала меня. Мой дорогой Альберт сумел схватиться за мою руку и выбрался. О, как я была благодарна, что он снова рядом, и что Бог уберег его от такой страшной опасности! Это было ужасное переживание — я никогда не испытывала ничего страшнее, чем видеть, как мой любимый уходит под лед, и думать, что потеряю его прямо у себя на глазах, не в силах помочь».

9 февраля, 1841

Исторические драмы: от «Аббатства Даунтон» до «Короны»

«Викторию» нередко сравнивают с двумя ключевыми телепроектами британской исторической драмы — «Аббатством Даунтон» и «Короной». 

Как и «Аббатство Даунтон» (2010–2015), ключевой телепроект британской исторической драмы, «Виктория» передает атмосферу дворцового быта, при этом делая ставку не только на королевскую семью, но и на тех, кто остается в тени: лакеев, поваров и фрейлин. Здесь также работает система «двух этажей»: наверху — власть и политика, внизу — любовь и мечты о свободе. Персонажи вроде повара Чарльза Франкателли и камеристки Нэнси Скеретт получают не меньше экранного времени, чем принц Альберт: их отношения, полные препятствий, служат отражением тех же тем, что и в верхах — долга, желания и невозможности выбора.

«Виктория» — историческая мелодрама в королевских кружевах

С «Короной» (2016–2023) от Netflix «Викторию» объединяют не только год выхода, но и масштаб: оба сериала охватывают целую эпоху, сосредотачиваясь на трансформации женской власти и внутреннем портрете монарха. Однако «Корона» построена как антология — с обновляющимся актерским составом и почти документальной точностью в реконструкции событий. «Виктория», напротив, — цельный, непрерывный рассказ, с единым актерским ансамблем и плавным, почти литературным развитием. Это не хроника, а камерная история взросления, любви и власти, рассказанная с более интимной, мелодраматичной и романтизированной интонацией.

Возможно, именно в этом — главный секрет ее притягательности. «Виктория» не притворяется строгим историческим опусом, а не боится быть просто утешительной сказкой — с кружевами, рождественскими елками, рыцарскими замашками Альберта и утешительной преданностью Дэша, любимого спаниеля королевы, над смертью которого она будет рыдать так горько, что зарыдаете и вы.

9
film poster
2016

Виктория

Victoria

Режиссеры: Джеффри Сакс, Оливер Блэкберн
В ролях: Дженна Коулман, Адриан Шиллер, Томми Найт, Джордан Уоллер, Нелл Хадсон, Том Хьюз, Фердинанд Кингсли, Анна Уилсон-Джонс

Вам это понравится

+