Amediateka Blog
blog-banner
Лонгриды

Пять причин оценить последнюю экранизацию «Ярмарки Тщеславия» с Оливией Кук

Парни приходят и уходят, а Бекки Шарп остается материальной девушкой в материальном мире — вечная классика под саундтрек Мадонны.

Каталог Амедиатеки пополнился вечноиграющей классикой в неожиданно свежем исполнении — мини-сериалом «Ярмарка тщеславия», созданным по одноименному роману Уильяма Теккерея. Шоураннер Гвинет Хьюз («Темный ангел», «Девушка») и режиссер Джеймс Стронг («Убийство на пляже», «Доктор Кто») адаптировали литературный шедевр XIX века в формат, который не оттолкнет даже тех, кто обычно обходит стороной костюмные драмы. Их Бекки Шарп — всё та же умная, дерзкая и амбициозная героиня, но теперь ее мотивации считываются моментально: она живет в мире, где всё измеряется статусом и деньгами, и честно признает это.

Один из эпизодов звучит как манифест: под песню Мадонны Material Girl Бекки доказывает, что, как бы ни менялось время, правила игры остаются прежними. Дочь нищего художника и легкомысленной танцовщицы, она не просит милости от судьбы, а берет ее в свои руки — методично и без сантиментов. Эта «Ярмарка тщеславия» может оказаться эффективнее, чем коучинг: она прямолинейно говорит на языке нашего времени, не теряя при этом ни капли изящества оригинала.

Классика, которая не теряет актуальности

Пять причин оценить последнюю экранизацию «Ярмарки Тщеславия» с Оливией Кук

Роман Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия» об английском обществе эпохи Наполеоновских войн публиковался на протяжении полутора лет в сатирическом журнале Punch в середине XIX века и до сих пор остается острой сатирой на общество, карьеризм и классовую иерархию. Подзаголовок книги — «роман без героя» — уже тогда был провокационным: читателю предлагали не героическую историю, а жесткую комедию нравов, где главный двигатель сюжета — эгоизм и жажда выживания. 

Можно представить, как первые читатели запойно проглатывали новые главы романа и жадно ждали выхода продолжения. Сама специфика его публикации намекает на сериальность сюжета — не случайно книгу за два столетия многократно экранизировали: от немых фильмов 1910‑х до масштабных телевизионных постановок BBC. Однако, вероятно, ни одна версия не осмеливалась так смело разрушать каноны костюмной драмы, как самая последняя на данный момент постановка от ITV и Amazon 2018 года. Этот проект вновь пробуждает интерес к первоисточнику и не стесняется актуализировать его — чем не повод перечитать классику, чтобы взглянуть на современное общество через фильтр XIX века.

Меньше глянца, больше сатиры — отличие от экранизации с Риз Уизерспун

По сравнению с блестящей, но несколько сглаженной версией 2004 года с Риз Уизерспун, новая экранизация куда острее и злее. Фильм американо‑индийской постановщицы Миры Наир получился визуально роскошным и даже номинировался на «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале, но всё же оставил у критиков смешанные чувства: одни хвалили размах и актерскую игру, другие — упрекали в поверхностности и недостаточной верности злободневному духу Теккерея. 

Не стоит забывать, что на дворе стояли благополучные нулевые, в моде были гламурные комедии и драмы, балансирующие между подростковым кино и поп‑культурой. 28‑летняя Риз Уизерспун набирала популярность после роли в «Жестоких играх» — молодежном переосмыслении классического французского романа XVIII века «Опасные связи», а затем и вовсе стала иконой «гламурного феминизма» после нескольких частей «Блондинки в законе». В пышной экранизации Теккерея актриса была единственной американской и получила шанс продемонстрировать талант драматической актрисы.

Версия 2018 года — не столько о зрелищных сценах и костюмах, хотя и они играют не последнюю роль, сколько об амбициях и стремлении женщин пробиться в жестоком обществе. Сериал оставляет в фокусе реальную природу Бекки Шарп — не злодейки, но и не героини, а человека, выживающего на грани морали. Больше никакого розового гламура, нулевые остались в прошлом, настало время «брутального феминизма» и гораздо более серьезной борьбы женщин за место под солнцем.

Оливия Кук — Бекки Шарп, которую мы заслужили

Известная сегодня как Алисент Хайтауэр из «Дом дракона», приквела «Игры престолов», — британская актриса обратила на себя внимание киносообщества в 2015 году, снявшись в инди‑фильме «Я, Эрл и умирающая девушка». Для роли больной лейкемией еврейской девочки Рейчел Кук сбрила волосы. Фильм был представлен на престижном кинофестивале «Сандэнс», где получил как Гран‑при жюри, так и Приз зрительских симпатий. 

Затем карьера Оливии Кук продолжилась в фестивальном кино («Кэти уезжает», «Чистокровные») и быстро привела ее на британское телевидение с ролью Ребекки Шарп. Актриса признавалась, что сразу влюбилась в сценарий новой «Ярмарки тщеславия» из‑за того, насколько современно звучал текст. Ее воплощение Бекки — не просто «коварной карьеристки», как ее часто изображали раньше, а женщины, выживающей в мире, где ресурсы ограничены, а честность не в моде. Кук наделяет героиню внутренней силой, пластичностью и умением подниматься после падения.

Пять причин оценить последнюю экранизацию «Ярмарки Тщеславия» с Оливией Кук

«Она как резина — падает и тут же отскакивает. Было потрясающе играть такую героиню, потому что я считаю, что женщины на самом деле выносливые и сильные, но в кино и на телевидении это не всегда показывается», — говорила актриса в одном из интервью.

Бекки в исполнении Кук — это зеркало, в которое каждый зритель смотрит со своим багажом. В ней можно увидеть и силу, и цинизм, и боль, и азарт. Иногда она вызывает сочувствие, иногда — раздражение, и в этом — главная магия образа: он не предлагает однозначного ответа, но заставляет задуматься, кто мы сами на этой «ярмарке тщеславия».

Парад британских актеров

Еще одна прелесть сериала — актерский ансамбль, объединивший артистов разных поколений и школ. В проекте сошлись как молодые звезды современного кино, так и маститые британские актеры телевидения.

Клаудия Джесси (Эмилия Сэдли) известна зрителям по роли Элоизы в «Бриджертонах», но ее путь к актерской карьере был далек от аристократического. Девушка выросла на лодке — ее семья испытывала серьезные финансовые трудности. В сериале Джесси удалось пронести через экран удивительное сочетание мягкости и внутренней силы, сделав свою героиню естественным контрастом Бекки.

Том Бейтман (капитан Родон Кроули, муж Бекки), ранее снявшийся у Кеннета Браны в «Убийстве в Восточном экспрессе», привнес в образ своего персонажа нотки благородства и мужественности, подчеркивающие контраст с главной героиней в период ее падений. 

Джонни Флинн (майор Уильям Доббин), недавно снявшийся в нетфликсовском мини‑сериале «Рипли», известен не только как актер, но и как музыкант. Он наделяет своего персонажа эмоциональным интеллектом. Кажущийся бесхарактерным «рыцарем в тени» Доббин обретает сложные черты — его доброта не безропотна, а любовь не идеализирована.

Из представителей старшего поколения актеров критики высоко оценили перформанс Энтони Хэда («Баффи», «Тед Лассо»), воплотившего жестокого Лорда Стайна, Мартина Клунса («Доктор Мартин»), добавившего комичность в образ сэра Питта Кроули, и Фрэнсис де ла Тур («Гарри Поттер», «Любители истории»), которая привносит проекту едкой сатиры — ее героиня мисс Матильда Кроули олицетворяет старый уклад, на фоне которого особенно отчетливо звучит бунт Ребекки против социальных иерархий.

Музыка Мадонны и Боба Дилана

Создатели сериала отказались от классической музыки в пользу современных интерпретаций и каверов. Сам по себе саундтрек звучит дерзко и задает интонацию легкого бунта — это кавер на хит Боба Дилана All Along the Watchtower в исполнении группы Afterhere. А в финале одной из серий играет Material Girl Мадонны, отражающая хваткую натуру главной героини Бекки Шарп. 

Композитор сериала Изабель Уоллер‑Бридж признавалась в интервью, что при выборе музыкального оформления она пошла по стопам сценариста проекта: «Гвин Хьюз проделала потрясающую работу, сохранив полное соответствие эпохе, но то, как персонажи говорят, делает их гораздо более понятными и близкими современной аудитории». 

Классическая музыка показалась мне не совсем уместной, но я была уверена, что в саундтреке всё же нужно использовать классические инструменты — чтобы избежать ощущения разрыва, когда смотришь на костюмную драму, а слышишь что‑то совсем современное». Что ж, подход создателей сериала сработал: на понятном современному зрителю языке материализма Бекки Шарп говорит — I am a material girl living in a material world.

9.1
film poster
2018

Ярмарка тщеславия

Vanity Fair

Режиссеры: Джеймс Стронг, Джонатан Энтвистл

Вам это понравится

+