Каталог Амедиатеки пополнился вечноиграющей классикой в неожиданно свежем исполнении — мини-сериалом «Ярмарка тщеславия», созданным по одноименному роману Уильяма Теккерея. Шоураннер Гвинет Хьюз («Темный ангел», «Девушка») и режиссер Джеймс Стронг («Убийство на пляже», «Доктор Кто») адаптировали литературный шедевр XIX века в формат, который не оттолкнет даже тех, кто обычно обходит стороной костюмные драмы. Их Бекки Шарп — всё та же умная, дерзкая и амбициозная героиня, но теперь ее мотивации считываются моментально: она живет в мире, где всё измеряется статусом и деньгами, и честно признает это.
Один из эпизодов звучит как манифест: под песню Мадонны Material Girl Бекки доказывает, что, как бы ни менялось время, правила игры остаются прежними. Дочь нищего художника и легкомысленной танцовщицы, она не просит милости от судьбы, а берет ее в свои руки — методично и без сантиментов. Эта «Ярмарка тщеславия» может оказаться эффективнее, чем коучинг: она прямолинейно говорит на языке нашего времени, не теряя при этом ни капли изящества оригинала.
Классика, которая не теряет актуальности
Роман Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия» об английском обществе эпохи Наполеоновских войн публиковался на протяжении полутора лет в сатирическом журнале Punch в середине XIX века и до сих пор остается острой сатирой на общество, карьеризм и классовую иерархию. Подзаголовок книги — «роман без героя» — уже тогда был провокационным: читателю предлагали не героическую историю, а жесткую комедию нравов, где главный двигатель сюжета — эгоизм и жажда выживания.
Можно представить, как первые читатели запойно проглатывали новые главы романа и жадно ждали выхода продолжения. Сама специфика его публикации намекает на сериальность сюжета — не случайно книгу за два столетия многократно экранизировали: от немых фильмов 1910‑х до масштабных телевизионных постановок BBC. Однако, вероятно, ни одна версия не осмеливалась так смело разрушать каноны костюмной драмы, как самая последняя на данный момент постановка от ITV и Amazon 2018 года. Этот проект вновь пробуждает интерес к первоисточнику и не стесняется актуализировать его — чем не повод перечитать классику, чтобы взглянуть на современное общество через фильтр XIX века.
Меньше глянца, больше сатиры — отличие от экранизации с Риз Уизерспун
По сравнению с блестящей, но несколько сглаженной версией 2004 года с Риз Уизерспун, новая экранизация куда острее и злее. Фильм американо‑индийской постановщицы Миры Наир получился визуально роскошным и даже номинировался на «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале, но всё же оставил у критиков смешанные чувства: одни хвалили размах и актерскую игру, другие — упрекали в поверхностности и недостаточной верности злободневному духу Теккерея.
Не стоит забывать, что на дворе стояли благополучные нулевые, в моде были гламурные комедии и драмы, балансирующие между подростковым кино и поп‑культурой. 28‑летняя Риз Уизерспун набирала популярность после роли в «Жестоких играх» — молодежном переосмыслении классического французского романа XVIII века «Опасные связи», а затем и вовсе стала иконой «гламурного феминизма» после нескольких частей «Блондинки в законе». В пышной экранизации Теккерея актриса была единственной американской и получила шанс продемонстрировать талант драматической актрисы.
Версия 2018 года — не столько о зрелищных сценах и костюмах, хотя и они играют не последнюю роль, сколько об амбициях и стремлении женщин пробиться в жестоком обществе. Сериал оставляет в фокусе реальную природу Бекки Шарп — не злодейки, но и не героини, а человека, выживающего на грани морали. Больше никакого розового гламура, нулевые остались в прошлом, настало время «брутального феминизма» и гораздо более серьезной борьбы женщин за место под солнцем.
Оливия Кук — Бекки Шарп, которую мы заслужили
Известная сегодня как Алисент Хайтауэр из «Дом дракона», приквела «Игры престолов», — британская актриса обратила на себя внимание киносообщества в 2015 году, снявшись в инди‑фильме «Я, Эрл и умирающая девушка». Для роли больной лейкемией еврейской девочки Рейчел Кук сбрила волосы. Фильм был представлен на престижном кинофестивале «Сандэнс», где получил как Гран‑при жюри, так и Приз зрительских симпатий.
Затем карьера Оливии Кук продолжилась в фестивальном кино («Кэти уезжает», «Чистокровные») и быстро привела ее на британское телевидение с ролью Ребекки Шарп. Актриса признавалась, что сразу влюбилась в сценарий новой «Ярмарки тщеславия» из‑за того, насколько современно звучал текст. Ее воплощение Бекки — не просто «коварной карьеристки», как ее часто изображали раньше, а женщины, выживающей в мире, где ресурсы ограничены, а честность не в моде. Кук наделяет героиню внутренней силой, пластичностью и умением подниматься после падения.
«Она как резина — падает и тут же отскакивает. Было потрясающе играть такую героиню, потому что я считаю, что женщины на самом деле выносливые и сильные, но в кино и на телевидении это не всегда показывается», — говорила актриса в одном из интервью.
Бекки в исполнении Кук — это зеркало, в которое каждый зритель смотрит со своим багажом. В ней можно увидеть и силу, и цинизм, и боль, и азарт. Иногда она вызывает сочувствие, иногда — раздражение, и в этом — главная магия образа: он не предлагает однозначного ответа, но заставляет задуматься, кто мы сами на этой «ярмарке тщеславия».
Парад британских актеров
Еще одна прелесть сериала — актерский ансамбль, объединивший артистов разных поколений и школ. В проекте сошлись как молодые звезды современного кино, так и маститые британские актеры телевидения.
Клаудия Джесси (Эмилия Сэдли) известна зрителям по роли Элоизы в «Бриджертонах», но ее путь к актерской карьере был далек от аристократического. Девушка выросла на лодке — ее семья испытывала серьезные финансовые трудности. В сериале Джесси удалось пронести через экран удивительное сочетание мягкости и внутренней силы, сделав свою героиню естественным контрастом Бекки.
Том Бейтман (капитан Родон Кроули, муж Бекки), ранее снявшийся у Кеннета Браны в «Убийстве в Восточном экспрессе», привнес в образ своего персонажа нотки благородства и мужественности, подчеркивающие контраст с главной героиней в период ее падений.
Джонни Флинн (майор Уильям Доббин), недавно снявшийся в нетфликсовском мини‑сериале «Рипли», известен не только как актер, но и как музыкант. Он наделяет своего персонажа эмоциональным интеллектом. Кажущийся бесхарактерным «рыцарем в тени» Доббин обретает сложные черты — его доброта не безропотна, а любовь не идеализирована.
Из представителей старшего поколения актеров критики высоко оценили перформанс Энтони Хэда («Баффи», «Тед Лассо»), воплотившего жестокого Лорда Стайна, Мартина Клунса («Доктор Мартин»), добавившего комичность в образ сэра Питта Кроули, и Фрэнсис де ла Тур («Гарри Поттер», «Любители истории»), которая привносит проекту едкой сатиры — ее героиня мисс Матильда Кроули олицетворяет старый уклад, на фоне которого особенно отчетливо звучит бунт Ребекки против социальных иерархий.
Музыка Мадонны и Боба Дилана
Создатели сериала отказались от классической музыки в пользу современных интерпретаций и каверов. Сам по себе саундтрек звучит дерзко и задает интонацию легкого бунта — это кавер на хит Боба Дилана All Along the Watchtower в исполнении группы Afterhere. А в финале одной из серий играет Material Girl Мадонны, отражающая хваткую натуру главной героини Бекки Шарп.
Композитор сериала Изабель Уоллер‑Бридж признавалась в интервью, что при выборе музыкального оформления она пошла по стопам сценариста проекта: «Гвин Хьюз проделала потрясающую работу, сохранив полное соответствие эпохе, но то, как персонажи говорят, делает их гораздо более понятными и близкими современной аудитории».
Классическая музыка показалась мне не совсем уместной, но я была уверена, что в саундтреке всё же нужно использовать классические инструменты — чтобы избежать ощущения разрыва, когда смотришь на костюмную драму, а слышишь что‑то совсем современное». Что ж, подход создателей сериала сработал: на понятном современному зрителю языке материализма Бекки Шарп говорит — I am a material girl living in a material world.
Ярмарка тщеславия
Vanity Fair